Методическая разработка "Пернатые друзья"
методическая разработка на тему
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,
которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней,
расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление школьников с природой – это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем
мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность,
часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить
имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в школьном возрасте получили верные сведения
о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 167.06 КБ |
mkou_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz_starogorodkovskaya_obshcheobrazovatelnaya.docx | 93.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей
степени испытал на себе, и знает, что она является источником
первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,
которые часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу
такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей
глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует
формированию характера и интересов.
Ознакомление школьников с природой – это средство образова-
ния в них сознания реалистических знаний об окружающем
мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходи-
мы для формирования материалистического миропонимания.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность,
часто служит причиной недоброжелательного отношения детей
к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрица-
тельно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить
имеющиеся неправильные представления значительно труднее,
чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно,
чтобы дети уже в школьном возрасте получили верные сведения
-1-
о природе.
-2-
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ
В процессе ознакомления детей с природой осуществляются
образовательные и воспитательные задачи.
Основная задача в умственном воспитании – образование у
детей знаний о неживой природе, животных и простейших, дос-
тупных чувственному восприятию детей, связях между объектами
и явлениями природы.
Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действии-
тельности. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано
с развитием их познавательных способностей – сенсорного ап-
парата, логического мышления, внимания, речи, наблюдатель-
ности, любознательности.
Интерес к природе необходимо воспитывать, показывая детям
как надо наблюдать за животными и растениями, обращая вни-
мание на их внешний вид, движения, повадки. Формировать не
только знания о природе, но и отношение детей к ней.
В процессе ознакомления детей с природой необходимо
осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспита-
ние.
-3-
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспи-
тание у него любви к родной природе и бережное отношение к
живому.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили.
Животные и растения, за которыми ребенок наблюдает и ухажи-
вает, помогают воспитывать у него такие качества, как бережное
отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответствен-
ность за порученное дело.
Природа является одним из основных средств эстетического вос-
питания детей.
Красота природы не оставляет безучастными даже самых ма-
леньких детей. Знакомя с природой, надо обращать их внимание
на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску
листа, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо,
чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в
дальнейшей жизни они умели воспринимать мир во всей его
красоте и во всем его многообразии.
-4-
РЕБЕНОК И ПРИРОДА
Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы
знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях,
на осознании влияния деятельности человека на природу. Ре-
зультатом такой работы должно быть не только овладение
определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоцио-
нальной отзывчивости, желания активно защищать, облагора-
живать природную среду.
Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих
решению задач экологического воспитания, мы ограничились
областью ознакомления детей с птицами.
Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют
орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический
контакт с птицами, существами активными, подвижными. Кроме
того, данный объект природы наиболее доступен непосредствен-
ному восприятию детей.
В работе были использованы методы, эффективно влияющие на
мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:
беседы, чтение художественной литературы, рассматривание ил-
люстраций, игры экологического содержания, художествен-твор-
-5-
ческая деятельность, игры различной направленности и т.д.
На экскурсиях, уроках, подводили детей к выводу, что в природе
все взаимосвязано, и что каждый живой организм приспособлен
к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на
водоемах или лугу, а водоплавающие – в лесу и т.д.)
Наблюдая отлет птиц на юг, спросите почему они улетают. Помо-
гите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми,
улетают раньше тех, которые питаются зерном и ягодами. А поз-
же всех улетают водоплавающие птицы. Так ребенок поймет,
что образ жизни птиц зависит от ряда условий.
Одним из средств закрепления полученных знаний является
Словесные дидактические игры и речевые логические задачи.
Так например игра «Не сорока, не ворона», которая развивает
творческое воображение, логическое мышление, наблюдатель-
ность и умение получать результат, или игра «Меню для птиц»,
цель которой уточнить представления о том, чем питаются пер-
натые.
После усвоения школьниками знаний о пернатых обитающих на
территории России и условиях их существования, познакомить
с птицами иноземного происхождения.
Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природ-
-6-
ной среды рассказать о целях и задачах «зеленых» патрулей.
Птицы –очень ценный объект наблюдения.
-7-
ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
«Птички на кормушках»
Задача: уточнить знания о зимующих птицах (чем они питаются),
природоохранительные представления.
Игровое действие.
Предварительно проводится беседа, в которой уточняются зна-
ния о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять со-
держание и правила игры.
Загадывается загадка: «В зимний день среди ветвей стол накры-
ли для гостей». Что это? (Кормушка)
Зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо кормить.
Игра «Птички на кормушках».
Задача: вспомнить, какие птицы прилетают к нашим кормушкам
и чем мы их кормим.
1.В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало,
семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие
серенькие птички, крошки и семечки поклевали, а вот веточку
рябины не тронули. Кто прилетел? Вызванный к доске ребенок
выбирает воробья и выставляет ее на кормушке, остальные
дети проверяют правильность ответа.
-8-
2.Во вторник прилетели птички с желтой грудкой, тоже рябину
не тронули, а склевали семечки и сало. Кто это? Вызванный ре-
бенок выбирает синицу и выставляет на кормушке.
3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными
грудками, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины.
Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку снегиря и выс-
тавляет на кормушке.
4.В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встреча-
ются у нас очень часто. Бывают белые, серые, пестрые, черные
с отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал в чет-
вверг? Вызванный ребенок выбирает картинку голубя и выстав-
ляет ее на кормушке.
5.В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
(СНЕГЕРИ)
-9-
Непоседа невеличка
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее?
(СИНИЧКА)
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(ВОРОБЕЙ)
Гладенький, аккуратненький
Урчит, воркует
Дружка целует.
(ГОЛУБЬ)
Свои ответы дети сопровождают показом картинок.
-10-
ВЫВОД
Для того, чтобы дети отображали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения
детей к природе и широкого использования ее в образовательно-
воспитательной работе, нельзя решать задачи всестороннего
развития школьников.
-11-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Валентинов В. «150 веселых игр» Санкт-Петербург Издательский
дом «Литера» 2002г.
2.Владышевский Д.В. «Экология лесных птиц и зверей» Новоси-
бирск: Наука 1990г.
3.Динец В.Л., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы
России М:АВF, 1998г.
4.Снегирев Г. «Про птиц» Изд. М.1990г.
5.Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы
средней полосы» М.1990г.
6.Энциклопедия для детей Изд. «Аванта+» М.1998г.
-12-
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение стр. 1-2
2.Воспитательно-образовательные
задачи ознакомления детей с природой стр. 3-4
3.Ребенок и природа стр. 5-7
4.Игры экологического содержания стр. 8-10
5.Вывод стр. 11
6.Приложение стр. 12
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Предварительный просмотр:
МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская общеобразовательная
школа «ГАРМОНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
(ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА)
Ф.И.О. дата рождения: КАСЫМОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА 1958 года рождения
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 33 года
Квалификационная
категория: 1 квалификационная категория
Форма предоставления
материала: творческий отчет
Год составления: 2016г.
МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская общеобразовательная
школа «ГАРМОНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
Ф.И.О. дата рождения: КАСЫМОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА 1958 года рождения
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 33 года
Квалификационная
категория: 1 квалификационная категория
Форма предоставления
материала: творческий отчет
Год составления: 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"
Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....
Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс)....
Методическая разработка урока по технологии «Подарки маленьким друзьям».
разработка урока «Подарки маленьким друзьям»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
Методическая разработка внеклассного занятия "Возьмемся за руки, друзья!"
для детей 8-12 лет...
Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».
Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель: расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...
"Как помочь ребёнку найти друзей" (методические рекомендации для родителей)
Ничто и никто не может заменить ребёнку общения со сверстниками. Даже всецело окруженный вниманием взрослых ребёнок нуждается в компании таких же детей, как и он сам. Задача взрослых − привить ребёнку...
- Мне нравится (1)