Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Форма проведения: деловая игра (6 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-gazeta.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
Методическая разработка урока в 6 классе:
Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Форма проведения: деловая игра
Автор: Катулина Галина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Форма проведения: деловая игра (6 класс).
Каждый год я со своим классом иду в поход в сосновый бор. Это наша традиция. Бываем на природе и осенью, и весной.
Сегодня на уроке мы вместе создадим газету «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» В ней ребята расскажут о прелестях походной жизни.
Предварительно ученики по своему желанию распределились на группы и
получили домашнее задание: 1)Создать небольшие сочинения-репортажи о походе (тема зависит от того, в какой команде ученик). 2)Подобрать пословицы, стихи на предложенную тему. 3)Собрать картинки, фотографии, иллюстрирующие походную жизнь.
Команды и задания:
1) «Футболисты» (репортаж о футбольном матче в сосновом бору).
2) «Юннаты» (сочинения о природе в форме репортажа, стихи).
3) «Костровые» (рецепты лесного чая и т.д., сочинение «У костра»).
4) «Рыболовы» (репортаж «Ловись, рыбка большая и маленькая!»).
5) «Затейники» (репортаж, стихи).
В каждой команде назначен ответственный (командир). В его обязанности входит отмечать в листке контроля результаты работы каждого участника команды. Учитывается домашняя работа и активность на уроке. Оценка по пятибалльной системе. В конце урока листы контроля сдаются членам жюри (старшеклассникам) или учителю.
Цель работы: создание газеты о здоровом образе жизни «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Задачи:
- Развивать творческое начало в каждом ребенке, умение чувствовать красоту природы.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Воспитывать ответственность и бережное отношение к окружающей природе, собственному здоровью; понимание взаимосвязи между состоянием окружающей среды и здоровья человека.
- Обеспечить благоприятный психологический климат на уроке.
Ход урока:
Учитель читает стихотворение И.А.Бунина «Детство» на фоне музыки «Аве Мария».
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Учитель:
Мы с вами оказались в сосновом бору. Это наше любимое место отдыха.
(На доске плакат «Сосновый лес», ароматическая свеча создает хвойный запах, включается запись с голосами птиц).
Какой приятный хвойный воздух. Солнце ярко светит. Птички поют.
Мы проделали долгий путь сюда. Немного устали. Давайте располагаться на полянке.
Дома вы создали небольшие творческие работы по определенной теме. Сейчас коллективно обсудите свои сочинения, отредактируйте. А затем зачитайте то, что у вас получилось. На доске вы видите заготовку нашей будущей газеты – большой лист ватмана с названием газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Пока газета пустая. По мере того, как вы напишите в командах свои работы, в газете будут размещаться ваши репортажи. Цель нашей совместной работы – создание газеты о походах.
В конце урока вам предстоит ответить на такие вопросы: Почему надо ходить в поход? Что он нам дает? Чему мы там учимся?
Итак, начинаем работу.
(В каждой группе идет обсуждение написанных мини-сочинений, стихотворений. Коллективно создаются репортажи для газеты. Учитель консультирует ребят, дает советы).
После работы в группах ребята зачитывают свои сочинения. Работы размещаем в газету.
Выступление команды «Юннаты».
Девиз: «Знает каждый в классе нашем – нет родной природы краше!»
В нашем первом походе произошла неожиданная встреча с ежиком.
Читают стихотворение собственного сочинения «Ёжик».
Осенний день, погожий.
И мы идем в поход.
Знакомая тропинка
В сосновый бор ведет.
В футбол мы наигрались,
Поели не спеша.
И вдруг. Вот это чудо!
В кустах нашли ежа!
А ёжик, видно, кроха,
Колюченький, сердит.
В плен, зажат в ладошках,
Сидит он и молчит.
Откуда же он взялся?
Куда же так спешил?
В ответ он нам сообщает:
«Фыр-фыр да фыр-фыр-фыр.
Скорее отпустите меня вы по делам.
В награду же за это я интервью вам дам ».
Ежонок на свободу отпущен нами был,
Однако обещанье он выполнить забыл.
Учитель:
Ежик сегодня с нами. Вы видите на своих столах фигурки ежиков. Это наш талисман, ведь говорят, что еж - это хранитель домашнего очага. А у нас ёжик – хранитель класса. Пусть он оберегает нас от неприятностей и невзгод.
Репортаж «Мы и природа».
Наша съемочная бригада на очередном задании. В данный момент мы находимся в сосновом бору.
Солнце уже взошло. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа. Посмотрите, как весело щебечут птицы, листочки поворачивают к солнцу свои ладошки, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьишки и жучки. Травы, питаясь земными соками, набирают силу и растут, тянутся к солнцу. И капельки росы блестят на траве, словно маленькие бриллиантики.
Лес очень хорош ранним утром. Вокруг нас множество сосен. Кажется, что их макушки достают до небес. Иголки сосен переливаются и искрятся от солнечного света. Мы останавливаемся на поляне и жадно вдыхаем сосновый воздух. Он такой чистый и свежий, что даже кружится голова. К середине дня солнце зависло в зените, воздух раскололся. Становится всё жарче и жарче.
Рядом с сосновым бором протекает речка Шача. Все мы отправляемся купаться. Вода освежает нас. Становится легче дышать. Жара уже спала.
За играми и шутками не заметили, как подкрался вечер. Солнышко устало и уходит спать. Легкий ветерок убаюкивает листву до завтрашнего рассвета. Птицы поют нам прощальную песню. А муравьи и жучки прячутся на ночь. А им на смену вылетают ночные бабочки и комары.
Небо становится темнее. Все поняли, что пора возвращаться домой.
Мы вели репортаж из соснового бора. До скорых встреч!
Репортаж вела съемочная группа 6 «А». Корреспондент Сизова Анастасия.
Выступление команды «Костровые».
Девиз: «Здоровая еда полезна всегда!»
Визитка: Разожжем мы костерок
И повесим котелок.
Будет супчик, будет чай.
Эй, ребята, налетай!
Репортаж «Супчик».
Сейчас мы находимся в сосновом бору. Ребята идут осмотреть местность, собрать хворост для костра.
Появляется огромная гора хвороста. Разжигаем костер. Ура! Костер ярко пылает! Как здорово на природе. Но просыпается зверский аппетит. Надо накормить наших ребят и классную маму. Принимаем решение: срочно готовить рыбный супчик.
Первым делом мы ставим наш замечательный котелок с водой на огонь. Пусть вода закипает. Дальше принимаемся за картошечку. Наша дружная команда поварят чистит её, моет и режет кубиками. А вот и вода закипела, значит, пора закладывать картошку. Погрузили! Теперь приступим к нарезанию морковки и лука. Порезали и отправляем все к картошечке в котелок. Посолили, добавили специи. Осталось самое главное – рыбка. Мы открываем консервы. Раз – и рыбка направляется к овощам в котелок. Закроем крышкой наш супчик, пусть покипит еще немного.
Прошло немного времени. Подходим к котелку, снимаем крышку. Что там видим?
А вот и супчик готов! Ура! Ребята, готовьте посуду!
Всем приятного аппетита!
Репортаж о работе поварят вела Костерина Алена.
«Походный салатик»
Сейчас мы начнем готовить салат. Давайте понаблюдаем за его приготовлением и узнаем секреты походного салатика.
Сначала мы режем дольками аппетитные красные помидорчики. Затем молоденькие хрустящие огурчики. Мелко нарезаем зеленый лучок, укроп и петрушку. Для остроты вкуса добавляем немного редиски. И, наконец, всё заправляем ароматным подсолнечным маслом. Наш салат готов! Кушайте на здоровье!
А как обойтись в походной жизни без ароматного и горячего чайку?
«Приятного чаепития!»
Пора попить чайку. И мы начинаем готовить чай.
Первым делом наливаем в котелок воду. Ставим на костер кипятить. Вот кипит вода, насыпаем заварку. Добавляем листочки земляники, смородины, брусники, малины.
Закрываем крышкой котелок. Пусть постоит немного. Вот и готов наш ароматный чай! Хотите попробовать? Приходите к нам!
Рецепт «Витаминный чай».
Лист брусники, лист черной смородины, лист малины, лист мяты, лист шалфея положить в кастрюльку, залить горячей водой. Дать настояться в течение 5 минут.
Чай готов! Можно подать на стол.
Сидя у палаточки
На лесной поляночке,
Песенки мы слушаем
И ушицу кушаем.
Все заботы минули,
Все проблемы сгинули –
Очень жизнь походная
Для души пригодная.
Будь дорожка лёгкою,
Да погодка - лётною,
Сколько б мы ни топали
С рюкзаком по тропам.
Выступление команды «Футболисты»:
Девиз: «Футбол – это жизнь!»
Визитка:
Лучше «Челси» мы играем,
Гол в ворота забиваем!
Очень любим мы футбол,
Передача! Пас! И гол!
Репортаж «На футболе».
Добрый день! Я веду свой репортаж из соснового бора. Сейчас состоится футбольный матч между командами «Авангард» и «Юниор». Все зрители с нетерпением ждут начала игры.
Раздается свисток. Игроки «Авангарда» бросаются в атаку. Нападающий Ильиных обходит одного, другого. Удар! Но вратарь на месте. Позиционная атака «Юниора». Серия точных пасов выводит нападающего на рандеву с защитником. Нападающий уходит от него, бьет. Гол! Болельщики кричат от восторга. И снова мяч в центре поля. Разъяренные игроки «Юниора» вновь в решительной атаке. Игрок врывается в штрафную зону, и его сбивают с ног. Назначается пенальти. Пострадавший приближается к мячу. Разбег. Удар. Мяч со свистом влетает в ворота. Счет равный. Дальше игра проходит на равных. Ничья. Победила дружба!
Репортаж с футбольного матча вел Ризаханов Икрам. До новых встреч, друзья.
Учитель: Вы, наверно, устали. Давайте немного отдохнем. Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте, как замечательно поют в лесу птицы!
(Звучит запись с голосами птиц. 2-3 минуты идет психологическая разгрузка.)
Выступление команды «Затейники»:
Девиз: «Делу - время, потехе – час!»
Визитка:
Песни, игры, смех и шутки.
Не сидим мы ни минутки.
В фанты здорово играем,
Настроенье поднимаем.
Репортаж «Играем в фанты».
Два часа дня. Сосновый бор. После интересного футбола ребята начинают играть в фанты. Все разделились на команды. И каждая отдала свой фант ведущему.
Наша Галина Викторовна говорит: «Этому фанту нужно спеть частушки». На «сцену» выходят три девочки-красавицы: Алена, Даша, Эля. Как хорошо они поют, хочется выйти и спеть с ними! А следующему фанту нужно рассказать стих. И в этот момент выходят мальчики: Рома, Вася и Икрам. Рома читает стихотворение А.С.Пушкина. Икрам и Вася разыгрывают сценку.
Другая команда исполняет танец маленьких лебедей. Дружный смех! Все в восторге, долго не отпускают «лебедей».
Последним пришлось несладко. Ведь не каждый может быстро перевоплотиться в косолапого мишку! А ребята должны изобразить известную картину художника Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но все позади. «Картина» просто прелесть! А какие
симпатичные получились мишки!
Наступает волнующий момент. На «сцену» выходит ведущая шоу – Галина Викторовна. Все волнуются, с нетерпением ждут результатов конкурса. «Победила дружба!» - громко сказала Галина Викторовна. Все получают сладкие призы.
На этой веселой ноте мы заканчиваем свой репортаж из соснового бора, где проходил замечательный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Мы желаем вам крепкого здоровья! Отдыхайте весело и дружно как мы!
Репортаж «А теперь в воду».
Три часа дня. Жарко. Я, корреспондент 6 «А», нахожусь около реки Шача.
Наша речка небольшая, но очень красивая. Так и манит ребят искупаться. Они быстро переодеваются. Первыми прыгают в воду наши смелые девчонки: Даша, Эля и Марина. А за ними все остальные.
Девчонки плавают у берега, наверно боятся глубины? Посмотрите, как им здорово! Смеются, плещутся, как рыбки!
Мальчишки с нетерпением ожидают, когда же придет и их очередь. Ну, наконец-то! Вот время девочек вышло. И они с хохотом выбегают на берег, по дороге брызгая на мальчишек.
Пацаны прыгают с восторгом в воду. Устраивают заплыв на другой берег Шачи. «Не волнуйтесь, Галина Викторовна! - кричит из воды мама Ани Сахаровой. - Все под контролем!»
Молодцы, мальчишки! Смелые ребята!
После купания вновь собираемся у нашего веселого костра. Надо обсохнуть!
На этом я заканчиваю свой репортаж. С вами была журналист Петровская Анастасия. Всем веселого отдыха, отличного настроения!
Выступление команды «Рыболовы».
Девиз: «Без труда не выловить и рыбку из пруда».
Визитка: Рыбешка, ты, рыбешка!
Поклюй хотя б немножко!
Наживку не разглядывай –
Скорей ее заглатывай!
Репортаж «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
Сосновый бор. Река Шача. Нас рыболовов четверо: Алексей Кондаков, Антон Черемухин, Антон Гущин и я – Виталий Скрябин.
Мы направляемся к берегу реки. Разматываем удочки. Забрасываем. У Антона Черемухина пошли круги от поплавка. Он грамотно подсекает. Ура! Первый улов! Небольшой карась болтается на крючке. Ребята поздравляют Антона с первым уловом. Проходит минут десять. И у Алексея удача – подлещик на крючке!
После рыбалки мы идем довольные. Пусть и небольшой улов, а сколько радости он нам доставил!
На этом я заканчиваю свой репортаж. Как говорится: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
Репортаж вел Скрябин Виталий.
Итак, цель сегодняшнего урока достигнута. Появилась замечательная газета о нашей походной жизни.
В заключение урока послушаем стихотворение в исполнении (называется имя ученика).
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях — осетра,
Касатку — в небесах,
В таежных дебрях — тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...
(Николай Старшинов)
В конце урока ребята пишут ответы на вопросы, поставленные в начале урока:
Почему надо ходить в поход? Что он нам дает? Чему мы учимся в походе?
Ответы разные. Вот некоторые моменты из этих работ:
ходить в походы обязательно надо, потому что
- чистый сосновый воздух полезен организму;
- мы закаляемся, купаемся, укрепляем своё здоровье;
- узнаем лучше друг друга, становимся дружнее, сплоченнее;
- бережно относимся к природе (экология);
- прививаем любовь ко всему живому, что нас окружает;
- учимся любить родной край, Родину (чувство патриотизма);
- становимся любознательными, узнаем много нового о растениях, животных;
- вместе трудимся (сбор хвороста, приготовление обеда, разжигание костра, уборка места отдыха, сбор лекарственных трав, грибов…);
- воспитываем в себе выносливость, терпение, организованность…
Общий вывод ребят:
В походы будем и дальше ходить!
Наши лучшие друзья – солнце, воздух и вода!
Литература:
1.Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов. – М.: Просвещение, 2011.
2. «Классный руководитель», 1999, №3.
3. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». Сост. Т.А.Ладыженская.– М.: Просвещение, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)
обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Классный час для 6 класса по здоровому образу жизни....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
6 класс. КВН "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Данная разработка подходит для урока-обобщения по темам "Атмосфера", "Гидросфера" в 6 классе...
Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Спортивно-оздоровительное мероприятие разработано для организации досуга в летних пришкольных лагерях...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического...
Спортивный досуг: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов...