Методическая разработка "Пернатые друзья"
методическая разработка на тему

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,

которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней,

расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление школьников с природой – это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем

мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность,

часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить

имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в школьном возрасте получили верные сведения 

о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка167.06 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей

степени испытал на себе, и знает, что она является источником

первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,

которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу

такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей

глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует

формированию характера и интересов.

Ознакомление школьников с природой – это средство образова-

ния в них сознания реалистических знаний об окружающем

мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходи-

мы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность,

часто служит причиной недоброжелательного отношения детей

к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрица-

тельно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить

имеющиеся неправильные представления значительно труднее,

чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно,

чтобы дети уже в школьном возрасте получили верные сведения

-1-

о природе.

-2-

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

В процессе ознакомления детей с природой осуществляются

образовательные и воспитательные задачи.

Основная задача в умственном воспитании – образование у

детей знаний о неживой природе, животных и простейших, дос-

тупных чувственному восприятию детей, связях между объектами

и явлениями природы.

Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действии-

тельности. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано

с развитием их познавательных способностей – сенсорного ап-

парата, логического мышления, внимания, речи, наблюдатель-

ности, любознательности.

Интерес к  природе необходимо воспитывать, показывая детям

как надо наблюдать за животными и растениями, обращая вни-

мание на их внешний вид, движения, повадки. Формировать не

только знания о природе, но и отношение детей к ней.

В процессе ознакомления детей   с природой необходимо

осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспита-

ние.

-3-

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспи-

тание у него любви к родной природе и бережное отношение к

живому.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили.

Животные и растения, за которыми ребенок наблюдает и ухажи-

вает,  помогают воспитывать у него такие качества, как бережное

отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответствен-

ность за порученное дело.

Природа является одним из основных средств эстетического вос-

питания детей.

Красота природы не оставляет безучастными даже самых ма-

леньких детей. Знакомя с природой, надо обращать их внимание

на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску

листа, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо,

чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в

дальнейшей жизни они умели воспринимать мир во всей его

красоте и во всем его многообразии.

-4-

РЕБЕНОК И ПРИРОДА

Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы

знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях,

на осознании влияния деятельности человека на природу. Ре-

зультатом такой работы должно быть не только овладение

определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоцио-

нальной отзывчивости, желания активно защищать, облагора-

живать природную среду.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих

решению задач экологического воспитания, мы ограничились

областью ознакомления детей с птицами.

Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют

орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический

контакт с птицами, существами активными, подвижными. Кроме

того, данный объект природы наиболее доступен непосредствен-

ному восприятию детей.

В работе были использованы методы, эффективно влияющие на

мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:

беседы, чтение художественной литературы, рассматривание ил-

люстраций, игры экологического содержания, художествен-твор-

-5-

ческая деятельность, игры различной направленности и т.д.

На экскурсиях, уроках, подводили детей к выводу, что в природе

все взаимосвязано, и что каждый живой организм приспособлен

к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на

водоемах или лугу, а водоплавающие – в лесу и т.д.)

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите почему они улетают. Помо-

гите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми,

улетают раньше тех, которые питаются зерном и ягодами. А поз-

же всех улетают водоплавающие птицы. Так ребенок поймет,

что образ жизни птиц зависит от ряда условий.

Одним из средств закрепления полученных знаний является

Словесные дидактические игры и речевые логические задачи.

Так например игра «Не сорока, не ворона», которая развивает

творческое воображение, логическое мышление, наблюдатель-

ность и умение получать результат, или игра «Меню для птиц»,

цель которой уточнить представления о том, чем питаются пер-

натые.

После усвоения школьниками знаний о пернатых обитающих на

территории России и условиях их существования, познакомить

с птицами иноземного происхождения.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природ-

-6-

ной среды рассказать о целях и задачах «зеленых» патрулей.

Птицы –очень ценный объект наблюдения.

-7-

ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

«Птички на кормушках»

Задача: уточнить знания о зимующих птицах (чем они питаются),

природоохранительные представления.

Игровое действие.

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются зна-

ния о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять со-

держание и правила игры.

Загадывается загадка: «В зимний день среди ветвей стол накры-

ли для гостей». Что это? (Кормушка)

Зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо кормить.

Игра «Птички на кормушках».

Задача: вспомнить, какие птицы прилетают к нашим кормушкам

и чем мы их кормим.

1.В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало,

семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие

серенькие птички, крошки и семечки поклевали, а вот веточку

рябины не тронули. Кто прилетел? Вызванный к доске ребенок

выбирает воробья и выставляет ее на кормушке, остальные

дети проверяют правильность ответа.

-8-

2.Во вторник прилетели птички с желтой грудкой, тоже рябину

не тронули, а склевали семечки и сало. Кто это? Вызванный ре-

бенок выбирает синицу и выставляет на кормушке.

3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными

грудками, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины.

Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку снегиря и выс-

тавляет на кормушке.

4.В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встреча-

ются у нас очень часто. Бывают белые, серые, пестрые, черные

с отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал в чет-

вверг? Вызванный ребенок выбирает картинку голубя и выстав-

ляет ее на кормушке.

5.В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

                       (СНЕГЕРИ)

-9-

                                                       Непоседа невеличка

                                                       Желтая почти вся птичка.

                                                       Любит сало и пшеничку.

                                                       Кто узнал ее?

                                                                              (СИНИЧКА)

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

              (ВОРОБЕЙ)

                                                        Гладенький, аккуратненький

                                                        Урчит, воркует

                                                        Дружка целует.

                                                                        (ГОЛУБЬ)

Свои ответы дети сопровождают показом картинок.

-10-

ВЫВОД

Для того, чтобы дети отображали явления природы, необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения

детей к природе и широкого использования ее в образовательно-

воспитательной работе, нельзя решать задачи всестороннего

развития школьников.

 

-11-

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Валентинов В. «150 веселых игр» Санкт-Петербург Издательский

    дом «Литера» 2002г.

2.Владышевский Д.В. «Экология лесных птиц и зверей» Новоси-

    бирск: Наука 1990г.

3.Динец В.Л., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы

    России М:АВF, 1998г.

4.Снегирев Г. «Про птиц» Изд. М.1990г.

5.Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы

    средней полосы» М.1990г.

6.Энциклопедия для детей Изд. «Аванта+» М.1998г.

-12-

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение                                                                      стр. 1-2

2.Воспитательно-образовательные

    задачи ознакомления детей с природой          стр. 3-4

3.Ребенок и природа                                                   стр. 5-7

4.Игры экологического содержания                      стр. 8-10

5.Вывод                                                                           стр. 11

6.Приложение                                                               стр. 12

          П Р И Л О Ж Е Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"

Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»  Форма проведения: деловая игра (6 класс)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

"Как помочь ребёнку найти друзей" (методические рекомендации для родителей)

Ничто и никто не может заменить ребёнку общения со сверстниками. Даже всецело окруженный вниманием взрослых ребёнок нуждается в компании таких же детей, как и он сам. Задача взрослых − привить ребёнку...