МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
методическая разработка по теме
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с принятой в рамках ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России» современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Возрастает значение школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности - гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением. В связи с этим возникает необходимость становления и развития в учебных заведениях этнокультурной направленности, и, как показывает опыт, в наиболее полной мере это может быть реализовано в условиях национальной сельской школы.
Актуальность работы обусловлена противоречием между современными задачами реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности по сохранению в социально-культурной среде регионов России традиционной народной культуры и слабым использованием в этой деятельности идей и технологий педагогического проектирования. Традиционная культура народов России представляет собой целостную систему этнокультурных ценностей и идеалов, сохранение и трансляция которых в современную социально-культурную среду должны стать одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания граждан России, сохранения культурного разнообразия нашей страны и, одновременно, формирования идентичности нации, укрепления единства Российского государства.
В начале ХХI в. переосмысливается основная цель образования. Знаниецентристская парадигма сменилась культуротворческой и компетентностной парадигмами. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они осуществляют процесс трансляции культуры в обществе. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны.
Анализ основных тенденций социокультурного становления личности позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества образования, создания перспективных парадигм, подходов, концепций построения современного образования.
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры.
Традиционная народная культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков стала важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют государственные документы и законы РФ о традиционной народной культуре. Этнокультурное воспитание школьников в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. за № 751), Концепции модернизации российского образования , Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде. Образовательный процесс одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.
В этих документах признается основополагающая роль традиционной народной культуры в развитии и гуманизации общества, сохранении национальной самобытности, определены приоритеты государственной политики, формы стимулирования и поддержки этнокультурной деятельности государственных социально-культурных и образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом.
Процессы, происходящие сегодня в образовании, невозможно представить вне процессов глобализации. Глобализация имеет в своей основе не только экономическую сторону проблемы, существует и более фундаментальная сторона этого процесса. Дело в том, что процессу глобализации подвергаются и культурные традиции, идеалы и нормы, т.е. жизненные ориентиры различных этносов, народов. И здесь мы согласны со многими исследователями, которые говорят, что жизнеспособность всего мира в целом будет зависеть от многообразия сосуществующих культур. Многообразие, а не однородность является фактором мирного сосуществования и развития человечества, при этом самоизоляция и неприятие других культур может сказаться пагубно на существовании цивилизации в целом. Данные идеи закреплены в нормативных документах ООН. Так, во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (принята в 2001 г.) культурное разнообразие признается общим достоянием человечества и ключевым фактором устойчивого человеческого развития.
Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. С младших классов необходимо развивать у школьников такие нравственные чувства, как уважение и любовь к родине и своему народу. Все более актуальным становится наряду с формированием культуры межнационального общения, воспитание гражданского самосознания.
В условиях переосмысления ценностей человечества и наций общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовных и нравственных ценностей, обычаев и традиций каждого народа. Важную роль играет неоспоримое утверждение Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национально более, чем что-либо другое». Духовное наследие культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально- культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Культура и этнокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа. Средством её приобщения является усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентация в окружающем мире. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности образовательного учреждения.
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Таким образом, процесс этнокультурного обучения и воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, инновационно осмыслить их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 954.58 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в школе в условия введения ФГОС
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых ...

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС
Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

"Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС"
Доклад по внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС...

Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты заставляет педагогов адаптироваться к изменениям в содержании образования. Возникла необходимость пересматривать способы и методы преподавания не тольк...

Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО
Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...