"В поисках сокровищ"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________И.М. Озерова
31.05.2013 года
ПРОГРАММА
летнего лагеря дневного пребывания
«Весёлые ребята»
смена «В поисках сокровищ»
Целевая группа: обучающиеся 1-4 кл. |
Срок реализации: 21 день |
Авторы программы: |
Анисимова Алевтина Александровна педагог-организатор |
Моршанск
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки Программы.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в санаториях, в загородных оздоровительных лагерях, школьных лагерях дневного пребывания.
Школьный Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка.
Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» (далее – Школа) открывается лагерь дневного пребывания (далее – Лагерь). Анализ прошлых лет показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Для того чтобы отдых детей летом 2013 года сделать полноценным была разработана программа «В поисках сокровищ» (далее – Программа).
Необходимость разработки данной Программы была вызвана:
- повышенным спросом родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала младших школьников и педагогов в реализации цели Программы.
Центром воспитательной работы Лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в Лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Цель и задачи Программы.
Цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решать задачи:
- проводить работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- расширять кругозор детей через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей;
- развивать творческие способности;
- воспитывать культуру поведения, формировать навыки общения и толерантности;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Участники реализации Программы.
Программа ориентирована на школьников 6,5-11 лет, в том числе детей с девиантным поведением.
При комплектовании Лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20-25 человек.
Сроки реализации Программы.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуемой в течение одной лагерной смены продолжительностью 21 день (воскресенье – выходной день).
Предполагаемая база реализации Программы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия». Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.
Кадровое обеспечение Программы.
Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы назначаются: начальник лагеря, старшая вожатая, старший воспитатель, воспитатели.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда, пожарную и антитеррористическую безопасность в Лагере.
Старшая вожатая, старший воспитатель и воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану Лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной и антитеррористической безопасности.
Медицинский работник, назначенный приказом МУЗ ЦРБ, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в Лагере.
Материально-техническое обеспечение Программы.
- Игровые комнаты для отрядов, спортивный зал.
- Спортивное оборудование и инвентарь (мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи и др.).
- Спортивная и игровая площадки на свежем воздухе.
- Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
- Компьютер, принтер, проектор.
- Телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр, микрофоны, фотоаппарат.
- Призовой фонд (грамоты, дипломы, сувениры).
Научно-методическое обеспечение Программы.
- Нормативно-правовые документы:
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Устав Школы;
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Программа Лагеря, план работы Лагеря, отрядов.
- Должностные инструкции работников Лагеря.
- Инструкции по охране труда для работников, воспитанников Лагеря.
- Библиотека журналов:
- «Воспитание школьников»;
- «Классный руководитель»;
- «Воспитательная работа в школе»;
- «Последний звонок»;
- «ПедСовет» и т.д.
- Школьная библиотека художественной литературы.
- Выход в сеть Интернет.
- Музыкальная фонотека.
- Слайдовые презентации по темам мини-проектов.
Финансовое обеспечение Программы.
Финансовое обеспечение деятельности Лагеря осуществляется за счёт выделенных муниципалитетом средств (питание) и родительских средств (транспортные расходы). Для содержания Лагеря могут быть привлечены спонсорские средства.
Показатели и критерии оценки результативности реализации программы.
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив Лагеря создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Система контроля реализации Программы.
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (Приложение 1). | Первый день смены | Старшая вожатая |
2. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Воспитатели, |
3. | Анкетирование, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Старшая вожатая |
4. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. | В течение смены | Старший воспитатель |
Механизм обратной связи.
Бортовой журнал – позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня отряды (экипажи) заполняют бортовые журналы, записывая позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Карта островов с сокровищами – служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в Лагере. Карта постоянно «висит» на территории Лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. На этой же карте можно оценить любое мероприятие, которое проходило в Лагере.
Оценка результативности.
- На уровне педагогов – по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетентности.
- На уровне воспитанников – по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребёнка.
Ожидаемые результаты.
- занятость в летний период обучающихся 1-4 классов;
- укрепление здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- формирование толерантного отношения друг к другу, укрепление дружбы между детьми разных возрастов;
- воспитание чувства патриотизма, уважение к родной природе.
Охрана жизни и здоровья детей.
Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.
Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.
Содержание программы
Программа «В поисках сокровищ»:
- логическое продолжение программы летнего лагеря 2011 года «Большое космическое путешествие», разработанная по мотивам произведения Н. Носова «Незнайка на Луне»;
- комплексная, включающая в себя разноплановую деятельность, объединяющая различные направления работы: оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях Лагеря.
Направления работы | Методы реализации |
«Безопасность на корабле» |
|
«Здоровье для моряка – прежде всего!» |
|
«Будем вместе мы дружить – будет веселее жить!» |
|
«Весёлое настроение» | КТД:
|
«По морям по волнам» |
|
«Кругосветное путешествие» |
|
Кружковая деятельность в рамках Программы.
В рамках реализации представленной Программа предусмотрена работа следующих кружков:
«Мастерская художника Тюбика» – изобразительное творчество;
«Поём вместе с Гуслей» – вокальное творчество;
«Поиграй-ка с Незнайкой» – подвижные игры;
«Секреты Винтика и Шпунтика» – конструирование;
«Забавы Пончика» – лепка.
Механизм реализации Программы.
1 этап – Подготовительный:
- создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
- подбор кадров;
- комплектование Лагеря.
2 этап – Организационный:
- формирование «экипажей кораблей» (Приложение 2);
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение коллектива детей;
- формирование законов и условий совместной работы.
3 этап – Основной:
- «В поисках сокровищ» (реализация плана работы);
- выполнение режима дня (Приложение 3);
- работа кружков (Приложение 4).
4 этап – Заключительный:
- анализ результатов работы;
- творческий отчёт (фотоальбом, фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).
План работы
лагеря дневного пребывания «В поисках сокровищ»
День первый – «Формирование экипажей кораблей» | 03.06.2013 |
| |
День второй – «Остров сказок» | 04.06.2013 |
| |
День третий – «Остров безопасности» | 05.06.2013 |
| |
День четвёртый – «Остров Юных экологов» | 06.06.2013 |
| |
День пятый – «Остров спорта» | 07.06.2013 |
| |
День шестой – «Остров интеллектуалов» | 08.06.2013 |
| |
День седьмой – «Остров Самоделкиных» | 10.06.2013 |
| |
День восьмой – «Остров патриотов» | 11.06.2013 |
| |
День девятый – «Остров песни» | 13.06.2013 |
| |
День десятый – «Остров юмора» | 14.06.2013 |
| |
День одиннадцатый – «Остров добрых дел» | 15.06.2013 |
| |
День двенадцатый – «Остров мульти-пульти» | 17.06.2013 |
| |
День тринадцатый – «Остров рекордов» | 18.06.2011 |
| |
День четырнадцатый – «Остров подвижных игр» | 19.06.2013 |
| |
День пятнадцатый – «Остров Неболейка» | 20.06.2013 |
| |
День шестнадцатый – «Остров этикета» | 21.06.2013 |
| |
День семнадцатый – «Остров «Память»» | 22.06.2013 |
| |
День восемнадцатый – «Остров Веселых затей» | 24.06.2013 |
| |
День девятнадцатый – «Остров именин» | 25.06.2013 |
| |
День двадцатый – «Остров загадок» | 26.06.2013 |
| |
День двадцать первый – «Конец морского путешествия» | 27.06.2013 |
|
Литература
- Афанасьев С.П., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере». – М. Изд-во «Новая школа», 1994.
- Бильгильдеева Т. «Здравствуй, Цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей в развивающей среде». – М: Чистые пруды, 2006.
- Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
- Газета «Последний звонок» за 2000-2009 год.
- Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. «Школьный летний лагерь».– М.: 2004 г.
- М.С. Коган «С игрой круглый год». – Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2006.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
- Н.Носов «Приключения Незнайки», «Незнайка на Луне».
- Педагогика каникул. Народное образование № 3, 2002.
- Л. Соколова «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе», Новосибирск, 2007.
- Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
- Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "В поисках сокровищ"
Игровой час, направлен на развитие коммуникативных навыков воспитанников, развитие нравственных качеств личности, формирование детского коллектива....
Презентация "Поиск сокровищ" (Предлоги места)
Данная учебная презентация предназначена преподавателей английского языка для изучения предлогов места в 6 классе по учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой....
Игра на местности « В поисках сокровищ»
Командная игра проводится с учащимися 6 класса после изучения тем «Стороны горизонта», «План местности».На первом этапе игры две команды идут по...
В поисках сокровищ
внеклассная работа...
Открытый урок-игра "На поиски сокровищ" по теме "Пропорция" 6 класс
Открытый урок-игра «На поиски сокровищ»Обобщение и систематизация знаний по теме «Пропорция»6 класс Цель урока: 1)показать учащимся на примере текстовых и геометрических задач контрольно...
игра «В поисках сокровищ»
Игра предназначена для проверки и закрепления знаний по теме «Признаки делимости на 2, на 3, на 5» учащихся 5 класса по математике....
Методическая разработка Игра "Поиск сокровищ капитана Флинта"
Игра расчитана на детей младшего и среднего школьного возраста и представляет собой мини-соревнования по ориентированию на комбинированном маршруте:на маркированной трассе, по легенде, в ...