Конкурс чтецов поэтов серебряного века
методическая разработка по теме
Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий конкурса конкурса чтецов "Поэты серебряного века" | 18.03 КБ |
презентация к конкурсу "Поэты серебряного века" | 2.07 МБ |
презентация-отчет | 813.29 КБ |
конкурс чтецов 1-4 классы "Лирика С.Есенина" | 20.51 КБ |
фото отчет о проведении | 743.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный ход конкурса чтецов
«Поэты серебряного века»
Звучит музыка.
Вед.: Конец 19-начало 20 века – это из самых интересных периодов в
истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и
грандиозных революционных битв. Это ощущение тревоги и
предощущение бури.
Вед.: Но в то же время – это и один из самых плодотворных периодов в
русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в
живописи, музыке, литературе. Это масса новых имен, течений
направлений, объединений.
Вед.: В это время жили и творили художники: Михаил Врубель, Виктор
Борисов-Мусатов, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, возникло
множество творческих объединений художников.
Вед.: Всмотритесь в полотна живописцев той эпохи, зто картина «Царевна-
лебедь» М.Врубеля, «Весна» Виктора Борисова-Мусатова,
«Натюрморт с фикусом» Роберта Фалька, «Звон. Колокольня Ивана
Великого» Аристарха Лентулова.
Вед.: В это время создавали свои музыкальные произведения композиторы
Игорь Стравинский и Александр Скрябин, Дмитрий Шостокович и
Сергей Рахманинов.
Вед.: В области театрального искусства глубочайший след был оставлен
Константином Сергеевичем Станиславским, Владимиром Ивановичем
Немировичем-Данченко, Всеволодом Мейерхольдом, они были
артистами, режиссерами, педагогами, основоположниками
современной науки о театре.
Вед.: Видным оперным артистом был Федор Шаляпин, балерину Анну
Павлову называли «танцующим бриллиантом» или «ожившим
вдохновением», она была первым исполнителем знаменитого
«Умирающего Лебедя» Сен-Санса, после чего за ней закрепилось
звание лебединой примадонны.
Вед.: Назвать можно многих, но одно имя нельзя не упомянуть – это
Сергей Дягилев. Он не был ни артистом, не художником, ни поэтом.
Он был талантливым организатором. Именно Сергей Дягилев
устраивал знаменитые русские сезоны в Париже, прославляя Россию,
страну богатую талантами, страну, обладающую высоким
потенциалом в разных областях искусства.
Вед.: Благодаря «Русским балетам» в Париже мир узнал новые имена
артистов балета, это Фаина Дубровская, Тамара Корсавина, Вацлав
Нежинский, Ольга Хохлова, Вера Фролова.
Вед.: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого
периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название
«поэзия серебряного века».
Вед.: Уважаемые учителя, дорогие, ребята! Сегодня мы рады вас
приветствовать в этом зале на конкурсе чтецов, посвященного поэтам
серебряного века.
Вед.: Конкурс- это соревнование, а где соревнование, там и соперники.
Конкурсанты уже готовы. Давайте их поддержим аплодисментами. И
еще я хочу представить наше жюри, потому что ни один конкурс не
проходит без жюри:
Вед.: Творчество поэтов серебряного века сложно и неоднозначно, но,
пожалуй общее – это стремление преобразить несовершенную жизнь,
придать ей иной смысл.
Вед.: Александр Блок «Она стройна и высока» читает ученица 11 класса
Сабина Гаджиева.
Вед.: Молодец, Сабина! Спасибо! А теперь, уважаемые, ребята, вопрос
вам. Скажите
К какому литературному направлению относится раннее творчество Александра Блока? (Символизм)
Что такое символизм? (символ, знак)
Кто является основоположниками символизма? (В.Брюсов, К. Бальмонт, Мережковский, Гиппиус. Ал-др Белый, Ал-др Блок)
Какое еще вы знаете литературное направление серебряного века?
(Акмеизм).
Что такое акмеизм?
Акмеистами были – Николай Гумилев и Анна Ахматова, Городецкий и
Мандельштам, Вячеслав Иванов.
Вед.: Анна Ахматова «Жала руки под темной вуалью…» читает ученица 10
класса Анна Сухарева.
Анна Ахматова «Тайна полумаской» читает ученица 10 класса Алла
Спажева.
Вед.: Футуризм – это лат. Слово, обозначающее «будущее».
Футуризм – это течение отрицавшее что? – художественное и
нравственное наследие
Футуризм разделяется на кубофутуризм, згофутуризм. Объединение
«Центрифуга»
Вед.: Основатель группы футуристов был Д.Д.Бурлюк, а в состав
объединения входили Велимир Хлебников, Каменский и
В.В.Маяковский.
Вед.: Владимир Владимирович Маяковский по силе таланта принадлежит к
числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –
художественная летопись нашей страны в эпоху построения
социализма. Его стихи, поэмы весомо, грубо, зримо навсегда вошли в
историю 20 века.
Вед.:Марина Ивановна Цветаева – русская поэтесса. В русской литературе
держалась особняком, поэтому ее произведения наполнены мотивами
одиночества и трагической обреченной любви.
Вед.: Марина Цветаева «Бывшему Чародею» читает Юлия Герасимова,
ученица 9 класса
Марина Цветаева «Декабрьская сказка» читает ученица 9 класса
Смирнова Анастасия.
Вед. На основе футуризма было создано еще одно литературное
направление – имажинизм, представители которого заявили, что цель
творчества состоит в создании образа.
Вед.: Представителями этого направления были Сергей Есенин, Анатолий
Мариенгоф, Вадим Шершеневич.
Вед.: С.Есенин «Хулиган» читает ученик 9 класса Мамедов Тогрул
С.Есенин «Гой, ты Русь…» читает Максимовских
С.Есенин «Хулиган» читает ученик 10 класса Мамедов Тогрул
С.Есенин отрывок из поэмы «Анна Снегина» читает ученица 10 класса
Спажева Алла
Вед.: Пока жюри будет подсчитывать очки, мы предлагаем вам посмотреть
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Художники Михаил Врубель Виктор Борисов-Мусатов Роберт Фальк Аристарх Лентулов
Композиторы Игорь Стравинский Дмитрий Шостокович Александр Скрябин Сергей Рахманинов
Театральные деятели
Сергей Дягилев
СИМВОЛИЗМ – направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х г.г.; излюбленные темы символистов – это смерть, любовь, страдания, ожидание каких-либо событий; среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, мифологические и исторические события средневековья, античная мифология.
СИМВОЛИСТЫ Валерий Брюсов Константин Бальмонт Мережковский и Гиппиус Александр Белый
Трагический тенор эпохи ( Анна Ахматова об Александре Блоке) Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть… Александр Блок
АКМЕИЗМ (от греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов к усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии естества), к точному значению слова.
АКМЕИСТЫ
И если я умру, то кто же Мои стихи напишет вам, Кто стать звенящими поможет Ещё не сказанным словам?
ФУТУРИЗМ – (от лат. futurum - будущее), течение отрицавшее художественное и нравственное наследие, предпосылкой футуризма был символизм. Футуризм разделяется на кубофутуризм, эгофутуризм, объединение «Центрифуга».
ФУТУРИСТЫ
Владимир Маяковский Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно?.. Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом. Владимир Маяковский
О дряни Вея шваброй верхом, низом, Сместь бы всех, кто поддались , всех, радеющих подлизам, всех радетельских подлиз. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!
Марина Цветаева
ИМАЖИНИЗМ – (от лат. imago - образ) - образовалось на основе футуризма. литературное направление в русской поэзии 20 века, представители которого заявили, что цель творчества состоит в создании образа.
Сергей Есенин (1895 – 1925) Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом - значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет - ему не больно, У него одна и та же песня.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. 28 ноября 1925
Поэзия занимает в культуре ведущее место Потому что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия … и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее…
Предварительный просмотр:
Фото отчет о проведении конкурса чтецов среди 9-11 классов
«Поэты серебряного века»
К 115-й годовщине со дня рождения С.Есенина в школе был проведен конкурс чтецов среди учащихся 9-11 классов. Конкурс сопровождался презентацией о русской культуре на рубеже 19-20 веков, отмеченной необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Учащимся 9-11 классов была показана программа выступления команды «Лирики» конкурса «Защита любимой книги», который проходил в рамках Московского литературного фестиваля «Книга собирает друзей» в Московском Дворце детского (юношеского) творчества.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРНЫЙ ХОД ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ,
ПОСВЯЩЕННОГО 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.ЕСЕНИНА
Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, уважаемые учителя и гости!
Мы рады приветствовать вас всех в этом зале на конкурсе чтецов, посвященном 115-летию со дня рождения С.Есенина.
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Так сам Сергей Есенин охарактеризовал себя.
Скажите, ребята, а вы знаете, что такое конкурс? (ответы ребят).
Правильно, конкурс – это соревнование. А где соревнование или конкурс, там и соперники. Я прошу вас, юные конкурсанты, встаньте, пожалуйста, пусть вас все увидят. Они очень волнуются и, поэтому, давайте их поддержим аплодисментами.
А какое соревнование или конкурс проходит без жюри? И сейчас я хочу представить вам наше жюри
Поприветствуем их.
Теперь я хочу рассказать о правилах проведения конкурса. Дорогие ребята, у вас у каждого есть лист с фамилиями участников конкурса и там же указано стихотворение, которое они будут читать. Вы должны будете очень внимательно прослушать очередного конкурсанта, после прочитанного произведения вы выставляете выступающему свою оценку, а потом эти баллы будут приплюсовываться к оценке жюри. Оценивается выступление по пятибалльной системе. Результаты конкурса будут объявлены завтра, 17 ноября на общей линейке среди младших классов.
Итак,
-если вы все поняли, похлопайте в ладоши,
-теперь похлопайте в ладоши те, кто любит слушать стихи,
-теперь похлопайте в ладоши те, кто хоть раз в жизни пробовал писать стихи,
-а теперь похлопайте в ладоши те, кто готов поддержать наших конкурсантов.
Молодцы!
Звучит фонограмма.
Есенин…
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново. Посмотрите на экран, перед вами красивые раздольные поля, огромные луговые пространства, вокруг ширь, простор, что не окинешь оком. на горе, как на ладони видны протянувшиеся по одной линии села и деревни.
Это село Константиново, в котором родился Сережа Есенин, и где протекало его детство. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Жизнь у крестьян была трудная, голодная, но места эти отличались необычайной природной красотой.
Гой, ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза…
На сцену приглашается
Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – с двух лет отдали мальчика на воспитание довольно зажиточному деду по матери Федору Андреевичу Титову.
«Я рос, рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии… бабка, которая меня очень любила, была набожной, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи.
Дед был властным, обладал прекрасной памятью, знал великое множество народных песен и часто их напевал.
Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а дед – закалить… и то, что я был забиякой, его радовало. Вообще, крепкий человек был мой дед…»
Ну, а бабушка… Бабушка ухаживала за маленьким Сережей, рассказывала ему народные сказки. В память об этих днях, Есенин написал стихотворение «Бабушкины сказки», которое прочитает
В пять лет Сергей научился читать, в восемь-девять – написал свои первые стихи. Учился четыре года в земском училище и три года в церковно-учительской школе, после окончания, которой был выпущен с отличным аттестатом, но заняться литературой можно было только переехав или в Москву, или в Петербург. И Есенин переезжает к отцу в Москву.
«Лучше всего, что я видел в этом мире, -
Это все-таки Москва»
Он начинает работать, продолжает учиться, вступает в литературные кружки. Появляются первые стихи в печати.
«Мечтатель сельский –
Я в столице
Стал первокласснейший поэт».
А какое первое стихотворение появилось в печати, мы сейчас узнаем, отгадав загадку.
Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная
Белый черным сшит сарафан на ней,
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса
Развевается,
В ярком солнышке
Купается (Береза)
Правильно, береза!
О, сколько о березе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймешь: по-прежнему поэта
Еще в долгу перед ее красой.
Именно, стихотворение про березу было литературным дебютом Есенина, опубликованным в детском журнале «Мирок».
Береза является символом России, растет она почти на всей территории нашей страны. С далеких времен в ней видят символ девичьей чистоты, нежности, красоту ее описывают многие поэты в своих стихах:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
Люблю березку русскую
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломится!
Стихотворение «Береза» читает ___________________________
Поэзия Есенина удивительно «земная» и вместе с тем «вселенская», озарена светом истинной любви ко всему живому в мире.
Стихотворение «Черемуха» прочитает____________________________
Из воспоминаний сестер Есенина:
«Как-то осенью, 1925 года, в один из сентябрьских дней, Сергей предложил нам прокатиться на извозчике. День был теплый, тихий. Лишь только мы отъехали от дома, как наше внимание привлекли кошки. Уж очень их много попадалось на глаза. Столько кошек нам раньше не приходилось встречать. И Сергей, рассмеявшись, предложил считать всех кошек, попадавшихся нам на пути. И принялись их считать. А на следующий день Сергей написал и посвятил нам стихотворение «Ах, как много на свете кошек», которое сейчас прочитает_________________
Ребята, поднимите руки у кого дома есть собака? Вы ее любите, наверное? Переживаете, если она заболеет?
Вот сейчас ________________________________
прочитает стихотворение
Восприятие мира у Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в стихах поэта звучит голосами птиц, шепотом листьев, шумом дождей, заиграла цветами радуги. Есенин не только наблюдал, но и глубоко переживал явления природы.
Поэзия ведет вечный бой за человека. Истинная поэзия – глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души, она помогает человеку в трагические минуты его жизни.
«Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек»
Стихотворение «Мои мечты» прочитает______________________
В 1914 году началась гражданская война. Война… какое страшной слово! Россия жила войной!
Сколько русских солдат она забрала!? Сколько матерей не дождались своих сыновей с фронта!? Сколько девичьих надежд убила война!
Девушка в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах копья и кресты,
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых – красные цветы.
«Молитва матери» читает ______________________________________
В 1921 году впервые у Сергея Есенина возникает мысль о поездке за границу. Ему было интересно узнать о жизни человека там, за рубежом.
Он побывал в Германии, во Франции, Италии, посетил Америку и
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я в родимый дом,
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Возвращение на Родину для Есенина было праздником, всем сердцем теперь поэт готов воспеть красоту России.
«Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь».
Чем больше гляжу я на снежную ширь
Тем думаю все упорнее
Черт возьми!
Да ведь наша Сибирь
Богаче, чем желтая Калифорния.
С этими запасами руды
Нам не страшна никакая
Мировая блокада
Только работай! Только трудись!
И в республике будет,
Что кому надо!
Последние 2 года жизни Сергея Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды побывал на Кавказе, несколько раз ездил в Петроград, семь раз в Константиново. А в конце декабря 1925 года поэта не стало. Ему было всего 30 лет.
Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на украинском и белорусском, латышском и
Предварительный просмотр:
Фото отчет
Награждение участников конкурса
«Лирика в поэзии С.Есенина»
К 115-й годовщине со дня рождения С.Есенина в школе был проведен конкурс чтецов среди учащихся 1-4 классов. Предварительно был проведен конкурс рисунков, мини-книжек по произведениям поэта.
Все участники конкурса были награждены поощрительными призами.
А победители конкурса:
(1 ряд слева направо)
Черенова Дарья (2-б кл.) – «Молитва матери»
Борзикова Арина (2-б кл.) – «Бабушкины сказки»
Чукина Евгения (4-а кл.) – «Ах, как много на свете кошек…»
Назарова Мария (2-а кл.) – «Черемуха»
(2 ряд слева направо)
Сафонов Давид (4-а кл.) – «Капли жемчужные»
Малышева Анастасия (4-а кл.) – «Мои мечты»
Хочолава Нино (3-а кл.) – «Нивы сжаты»
Эльмукова Оксана (3-а кл.) – «Осень»
Любимова Яна (3-а кл.) – «Где ты, где ты, отчий дом?»
были награждены Почетными Грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013
Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...