Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
план-конспект по литературе по теме
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poety_serebryanogo_veka_priglashayut.............2003.doc | 67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
(Появляются неожиданно Несколько молодых людей, одетых в стиле 20-х годов XX века, ведут разговор.) Музыка THE BEAU HUNKS – meteor. 1-й. – Господа, вы вечером будете на "башне" у Вячеслава Иванова или в “Бродячей собаке”, а может, в Политехническом? 2-й. – Я бы предпочёл Мережковских. Любопытно, кого обласкает своей демонической улыбкой хозяйка салона Зинаида Николаевна? 3-й. – Вы хотите знать, какого новичка срежет Гиппиус? 4-й. – Да, господа, похоже, Зинаиде Николаевне доставляет удовольствие обнаруживать “ахиллесову пяту” своих оппонентов. 1-й. – Надо же, Блока, господа, самого Александра Блока обвинила в измене. Видите ли, он не вписался в её тоталитарный унисон. 2-й. – Полноте, господа, Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич – прекрасная пара. Знаете, они в жизни не расставались. 3-й. – Жаль, но сегодня Мережковские не принимают. Может, пригласим их “на башню”. (Уходят и садятся за столики у сцены) Гиппиус и Мережковский на сцене справа. В течение их беседы за столики перед сценой садятся гости: литераторы, герои, читатели…. (З. Гиппиус, развалясь в кресле, читает свои стихи …) Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок Бог – но не могу молиться, Хочу любви - и не могу любить. (“Бессилие”, 1893) З. Гиппиус. Это должно понравиться Дмитрию. (Входит Мережковский). Д. Мережковский. Дорогая, ты вся в творчестве? З. Гиппиус. Уже закончила. А ты уже завершил статью о социализме? Д. Мережковский. Да, я принёс тебе рукопись, но речь о другом. Знаешь, я задумал трилогию “Христос и Антихрист”. З. Гиппиус. Дмитрий, ты гений! Д. Мережковский. Спасибо, дорогая … Сегодня среда, У Иванова, как всегда, собирается многочисленное общество. Должен признать, это первоклассная школа стиха. З. Гиппиус. А как тебе новое название его квартиры “башня”. Д. Мережковский. Что ж, необычно! С претензией на оригинальность: последний этаж углового дома на Таврической, причудливые комнаты, коридорчики: не то музей, не то сараище … З. Гиппиус. Кстати, я слышала, “на башне” сегодня гость – Валерий Брюсов. Конечно, он не петербуржец, а москвич, но главное не в этом. Он явно стремится в лидеры. Любопытно было бы послушать … Наверняка, Иванов с привычной язвительностью вынесет свой приговор … Да и открытие сезона не хотелось бы пропустить. Д. Мережковский. Что ж, едем! Сейчас одиннадцать, в полночь будем на “башне”. Как раз все гости соберутся. (подсаживаются к посетителям “башни”.) Музыка – PADDY MCALOON – orchid 7 (На “башне” Вячеслава Иванова.) Вс. Иванов. Господа, позвольте начать мне на правах хозяина (читает стихотворение “Любовь”.) Мы – два грозой зажжённые ствола, Два пламени полуночного бора, Мы – два в ночи летящих метеора, Одной судьбы двужалая стрела. Мы – два коня, чьи держит удила Одна рука, - одна язвит их шпора; Два ока мы единственного взора, Мечты одной два трепетных крыла. Мы – двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота. Единых тайн двуглавые уста, Себе самим мы – Сфинкс единый оба. Мы – две руки единого креста. (После чтения – аплодисменты, реплики …) - Блистательно! - Как выдержана форма сонета! - И никакого “я”, всё “мы” – 5 раз! Как символично! Каков союз! - А образы! Крест … Сфинкс … Божественный гроб … Как всё личностно … - Браво! Вс. Иванов. (Обрывает реплики.) Благодарю! Увольте от разбора моих стихов. Позвольте представить нашего московского гостя Валерия Брюсова. Просим! В. Брюсов. (Поднимается, читает “Юному поэту”, 1896): Юноша бледнеет со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором священным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побеждённым, Зная, что в мире оставлю поэта. Вс. Иванов. Недурно! Как вам, господа?.. (Реплики из зала): - Когда говорят об искусстве, я смиренно опускаю голову … -Что может быть выше красоты? -Выше божественного идеала? Сцена IV. Вс. Иванов. Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилёв с женой Анной Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна! Говорят, вы тоже пишете? Н. Гумилёв. Ну, разумеется, жёны писателей всегда пишут, жёны художников возятся с красками, жёны музыкантов играют… Вс. Иванов. Ну, что вы, Николай Степанович, так реагируете? Ваша жена, кажется, не лишена способностей. Это ведь её: И для кого эти бледные губы Станут смертельной отравой? Негр за спиною, надменный, грубый, Смотрит лукаво. Мило, не правда ли? (Гумилёв недовольно стучит сигаретой о портсигар…) Вс. Иванов. (А Ахматовой): Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтёте сегодня нам? А. Ахматова. Я прочту. (Гумилёв хмыкает, отворачивается.) А. Ахматова. (Гордо.) Я прочту! Музыка – EZ3KIEL. Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалась, что много ступеней, А я знала – их только три. Между клёнов шёпот осенний Попросил: “Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой”. Я ответила: “Милый, милый! И я тоже умру с тобой …” Эта песня последней встречи. Я взглянула на тёмный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно – жёлтым огнём. Что скажете, Вячеслав Иванович? (Иванов молчит, подходит к Ахматовой …) Вс. Иванов. Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение событие в русской поэзии. (Целует руку Ахматовой) За сценой: Тогда, в далёком 1911 Анна Андреевна и не предполагала, что спустя полвека станет поистине великим поэтом, а это её стихотворение войдёт в золотую сокровищницу русской литературы . Е собрат по перу, поэт-акмеист Георгий Адамович вспоминал: - Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей, нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся своей выразительностью, неподдельной одухотворённостью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Когда она, стоя на эстраде, со своей “ложноклассической”, спадавшей с плеч шалью, казалось, облагораживала всё вокруг. Музыка – TMDH - № 6. Гумилёв. Вс. Иванов: Ну чтто же, а теперь я попрошу вас, Николай Степанович, прочесть что-нибудь из ваших перлов… ну например, познакомьте публику с вашим прелестным «Жирафом». (Гумилёв : -С удовольствием. Спасибо….Читает стихотворение “Жираф”). Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный ходит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только Луна, Дробясь и качаясь во влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много прекрасного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Иванов. Ну, как, господа? 1-й:- Стихотворение экзотично. Вы, Николай Степанович, - романтик, мечтатель. Как вы сказали про своего жирафа? Гумилёв:- Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. 2-й: - Действительно, изысканный получился жираф. Но кто, интересно, та, чей “особенно грустен взгляд и руки особенно тонки”? Иванов. Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим! Вы не любите слово “поэтесса”, вы – поэт. Что это, вызов нам, мужчинам? М. Цветаева. Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только для одного (обращает свой взор на А. Блока.) Музыка - Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке, Одно – единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё, - ах, нельзя! – Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. 3-й . Да что же это?! Опять все лавры Александру Александровичу. Неужели мы не заслуживаем Вашего внимания? М. Цветаева. Да я для вас даже спою, если вы поддержите. Поёт, или звучит фонограмма… Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня – не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не гулянье под луной, За солнце, не у нас над головами, - За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не вами. (“Мне нравится, что вы больны не мной”, 1915) Сцена VII. (На последнем аккорде появляются из зала футуристы. Они заранее заняли место на последних рядах в зале. А сейчас с места по очереди поднимаются по несколько человек и, подходя к стене, выкрикивают лозунги.) Крученых. (С диванной подушкой на шнурке, перекинутом через плечо.) Довольно! Довольно этих тельячьих нежностей! Довольно пережитков прошлого! Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Давид Бурлюк. (С лорнетом в руке.) Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Вл. Маяковский. (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности. Велимир Хлебников. (С листьями петрушки в петлях костюма. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета.) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество. За сценой. Вот так броско, ярко, скандально и весело в начале XX века заявили о себе футуристы. Новое, свежее, очень смелое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму. Тогда, 100 лет назад, это странное, мягко говоря, искусство было понято и принято единицами, а сейчас их поэзия считается едва ли не классической… (Поэты усаживаются на сцене и раскованно, жестикулируя, разговаривают между собой. Маяковский вступает в диалог с залом.) Вл. Маяковский. Знакомьтесь: Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Виктор (Велимир) Хлебников и я – Владимир Владимирович Маяковский. (Шум в гостиной, движение.) Маяковский (в зал): - Вы там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте! (3-й демонстративно достаёт газету и читает. Маяковский - Человеку с газетой. ) - А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон отсюда: здесь не читальный зал. Здесь слушают меня, а не читают. (Шум в зале: “Неинтересно!”, «Скучно!» «Что вы себе позволяете!») - Что? Неинтересно вам? Вот вам… вот вам трёшка за билет. (Достаёт из кармана и протягивает три рубля.) Идите, я вас не задерживаю. (Ходит по сцене или залу, снимает пиджак, подтягивает брюки.) 1-й . Маяковский, что вы подтягиваете штаны? Смотреть противно! Вл. Маяковский. А если они у меня свалятся … 2:. Слушайте, до нашего понимания ваши шутки не доходят. Вл. Маяковский. Ещё бы, ведь Вы жирафа.(язвительно) Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе. Иванов. Маяковский, вы что, полагаете что все мы идиоты? Что тянете время? Вл. Маяковский.. Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного. Ладно! Нате! Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я – бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковины вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – вот Плюну в лицо вам Я – бесценных слов транжир и мот. 3-й. Маяковский – ты труп и ждать от тебя в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас! Вл. Маяковский. Вот странно. Труп я, а смердит он. Иванов. Да бросьте, Маяковский. У вас же есть хорошие, очень лиричные стихи. Послушайте! Звучит «Послушайте!» Вл. Маяковский. Спасибо, я и не догадывался, что мои стихи могут звучать так божественно!.(3-му) А вы говорите: стихи умрут. За сценой: Конечно же, стихи Маяковского не просто не умерли, но даже обрели вторую жизнь, второе Я в музыкально-сценическом искусстве известного эстонского поэта и музыканта графа Пеэтера Волконски, голос которого сейчас и звучит и который, между прочим, является прямым потомком великого Льва Николаевича Толстого… Иванов: Прекрасно, Владимир Владимирович, стихи действительно очень интересны и необычны… Маяковский: ОО-о!! Поверьте, гораздо больше необычности в творениях моего коллеги по цеху – Велимира Хлебникова. Передаю ему эстафету. (Тот выходит с обрывком обойной бумаги.) Хлебников. Послушайте: экспромт! О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. …. …. Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчик. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Вместе. Пощёчина общественному вкусу! 4-й. Смелый эксперимент! Новый тип языкового мышления? Но где смысл? Издеваетесь над нами! За сценой: Провозгласив себя футуристами или будетлянами, они называли себя “лицом своего времени”, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и в искусстве, творцов будущего в настоящем. С тех пор минуло почти 100 лет… Как же откликнулся конец 20 века на их поэзию будущего? Первое четверостишие «Нега-неголь» читает Хлебников Звучит Аукцыон, Нега-неголь. На 3-ей минуте музыка – фоном, на её фоне за сценой: -оказывается, поэзия футуристов во-многом оправдала своё название: в 1992 году петербургский поэт-диссидент Алексей Хвостенко в компании с андеграундным музыкальным коллективом АУКЦЫОН создал целый альбом песен на стихи Велимира Хлебникова… Поэзия Хлебникова - тончайшая словесная паутина с абсурдными образами и спотыкающимся ритмом – оказалась очень близка к творчеству двух вышеназванных субъектов. Читать Хлебникова сложно, петь легче. Музыка "Аукцыона", и без того вычурная, на этом альбоме получила свое логическое продолжение, обогатившись декадентской эстетикой……… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»
Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.
Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Сценарий спектакля ... ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ПРИГЛАШАЮТ...
Сценарий спектакля...
Литературно-музыкальная композиция "Поэты 20 века о времени и о себе"
Литературно-музыкальная композиия для учащихся 9-11 классов, посвящённая творчеству двух поэтов 20 века, В.Маяковского и В.Высоцкого, "Поэты 20 века о времени и о себе". Может быть исп...
Литературно-музыкальная гостиная «Дыхание Серебряного века»
Литературно-музыкальная гостиная «Дыхание Серебряного века»...