Занятие по развитию речи "Перелётные птицы"
план-конспект на тему

Брауэр Светлана Петровна

Коррекционное занятие для детей с ТНР по развитию речи (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_perelyotnye_ptitsy.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Брауэр Светлана Петровна, воспитатель высшей  квалификационной категории

Тема: Перелётные птицы.Слайд № 1

Цель:Закрепление знаний детей о перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные.Активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» (названия, признаки, действия).Образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (птенцы, части тела птиц). Образовывать сложные слова. Закреплять и использовать на практике предлоги (на, под, над) через творческую работу.

Коррекционно-развивающие.Отрабатывать навык работы парами.​ Развивать мелкую моторику рук через творческую работу.Закреплять умение ориентироваться в пространстве при работе на карточках.Развивать логическое мышление через умение обобщать, рассуждать.

Воспитательные. Формировать активный интерес к жизни птиц, бережное отношение к пернатым.

Оборудование:мультимедиа для показа слайдов; дерево формата А2; картинки с изображением перелётных птиц; зеркала по количеству детей; фишки по 12 штук каждому ребёнку; тарелочки для фишек; птички – зелёная, жёлтая, красная на каждого ребенка; тарелочки для птичек; таблицы с критериями оценивания своей работы на занятии по количеству детей; разрезные буквы для составления слов; карточки с родственными словами к слову птица - (птичка, птичник, птичий, птичница, птицелов); конверты с инструкцией  для выполнения задания, в них вложены: картинки-(дерево, гусь, скворец, ласточка) и предлоги – (на, под, над);клей карандаш один на парту.

  1. Организационный момент

Педагог:Здравствуйте ребята, я рада Вас всех видеть. Прошу вас встать со своих стульев. Давайте поприветствуем друг друга  необычным способом. Посмотрите как это сделаю я, а затем вы повторите за мной.

Здравствуй солнце золотое!  (Поднять руки вверх.И нарисовать руками в воздухе солнце).

Здравствуй небо голубое!  (Поднять руки вверх и посмотреть за руками).

Здравствуй матушка земля! (Присесть на корточки и коснуться руками земли).

Здравствуй ты!(Протянуть руку соседу и поздороваться).

И здравствуй я! (Положить правую ладонь на грудь).

Педагог:Молодцы, вы отлично поздоровались.

        Педагог: Прежде чем объявить тему занятия, я хотела бы вам прочитать небольшое стихотворение, а вы послушайте внимательно и сами догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить.Слайд № 2

Весна пришла по снежному, по влажному ковру,
Рассыпала подснежники, посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку из норок подняла,
Березового соку ребятам раздала.
В берлогу заглянула:- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула – пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов.

Педагог: Как вы думаете, о каком времени года здесь говорится?

Дети:В стихотворении говорится о весне.

Педагог: Кто является вестником весны?

Дети: Вестники весны -это птицы. С их возвращением, в нашу жизнь приходит весна.

Педагог: Назовите, какие птицы прилетают весной в наши края?

Дети: Весной в наши края прилетают -  грачи, скворцы, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи, дрозды и др.

Картинки с изображением птиц прикреплены к дереву, педагог открывает их по мере называния.

Педагог: Как этих птиц можно назвать, одним словом?

Дети: Перелётные птицы.Слайд № 3

Педагог: Почему они так называются?

Дети: Они называются так потому, что на зиму эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

Педагог: Весна и птицы приносят нам радость. Чем радуют нас птицы?

Дети: Птицы радуют нассвоим внешним видом, красивым оперением, чудесными песнями.

Педагог: Молодцы, сегодня на занятии мы закрепим знания о перелётных птицах; будем учиться образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; будем учиться бережному отношению кпернатым.

Педагог:Но, чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику, которая поможет сделать нашу речь яркой и выразительной. Так как всё занятие посвящено жизни птиц, то давайте выполним упражнения, связанные с ними. Возьмите зеркало в руки и расположите его напротив вашего рта.

Педагог: Выполняем первое упражнение «Голодные птенчики». Широко откройте рот, кончик языка уприте внижние зубы. Произнесите 3 раза слог «Ам».

Педагог:Следующее упражнение “Птенчики глотают пищу”. Закройте рот и 3 раза проглотите слюну.

Педагог:Упражнение«Дятел» Поднимите язык за верхние зубы и постучите 3 раза, произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.

Педагог:Большое вам спасибо. Когда вы выполняли эту разминку, мне показалось, что я нахожусь в лесу,где много разных птиц. Положите, пожалуйста, зеркала на край парты. Слайд № 4

        Но, прежде чем приступить к  основной части занятия, давайте познакомимся с критериями оценивания вашей работы на занятии. (Таблицы, слайд)

Если вы наберёте от9-12 фишек– С заданием справился отлично, активно работал на занятии.Нужно поднять зелёную птичку.

5-8  фишек - С заданием справился хорошо, но допускал незначительные ошибкиили нуждался в помощи педагога. Нужно поднять жёлтую птичку.

1-4 фишки - Я испытывал затруднения, многое не получилось, нужна помощь.Нужно поднять красную  птичку.

Педагог:Ребята, я сегодня принесла вам много разных букв,чтобы вы помогли мне составить из них и  прочитать  названия перелётных птиц (скворец, жаворонок, ласточка, журавль, грач, кукушка, соловей). Кто будет затрудняться в выполнении задания, может использовать подсказку. У каждой буквы с обратной стороны есть свой номер. Можете использовать эти номера в своей работе.

Дети выкладывают слова на столе.

Педагог: Назовите птиц, в названии которых один слог.

Дети: Грач, дрозд

Педагог: Назовите птиц, в названии которых два слога.

Дети: Скворец, журавль.

Педагог: Назовите птиц, в названии которых три слога.

Дети: Ласточка, кукушка, соловей.

Педагог: Назовите птиц, в названии которых четыре слога.

Дети: Жаворонок, трясогузка.

Педагог: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! Давайте повторим названия перелетных птиц.  (Повторяют хором).

Слайд № 5Физминутка «Птички».

Педагог:Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно превратиться в птичку.

Птички прыгают, летают                              (Дети прыгают)

Птички песенки поют,                                 (Чик-чирик, чик-чирик)

Птички крошки собирают,      (пальчиками стучат  об парту)

Птички зернышки клюют.                              «клюют»

Перышки почистили.      (Правой рукой гладят левую руку и наоборот).

Клювики почистили.                                              (Гладят носик).

Дальше полетели     (Делают взмахи руками в разные стороны и садятся)

И на место сели.                                              

Педагог:Ребята, выполнить следующее задание нам поможет «полянка родственных слов». Внимание: задание. Подберите родственные слова к слову «птица».

Дети: Птичка, птичник, птичий, птичница, птицелов.

Подбирая слова, дети выкладывают их на «полянке родственных слов».

Педагог: Молодцы, какая красивая птичка прилетела к нам, а из каких частей состоит тело птицы?

Дети: голова, глаза, клюв, туловище, крылья, лапы, хвост.

Педагог: Слайд № 6 Хорошо, а теперь используя вопросы “Чей, чья, чье?” продолжите слова:

Дети:Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный, лебединый, журавлиный, соловьиный.

Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная, лебединая, журавлиная, соловьиная.

Туловище (чьё?) птичье, утиное, гусиное, лебединое, журавлиное, соловьиное.

Педагог: Слайд № 7 Молодцы ребята, хорошо справились, а теперь, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы в словосочетаниях, продолжите:

Дети:Пестрая утка – … (пестренькая уточка).

Серая кукушка – …(серенькая кукушечка).

Добрая птица – … (добренькая птичка)

Короткий хвост – …(коротенький хвостик).

Тонкая шея – … (тоненькая шейка).

Белое крыло – …(беленькое крылышко).

Острый клюв – …(остренький клювик).

Педагог: Слайд № 8 Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку, кто на ней изображен?

Дети: На ней изображен скворец.

Педагог:Подберите слова-признаки. Скворец   какой?

Дети:(Нарядный, красивый, яркий, весенний, неотразимый, очаровательный, привлекательный, обаятельный, пёстрый).

Педагог:Слайд № 9 А сейчас попробуем сказать одним словом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У ласточки белая грудка, значит она …. / белогрудая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.

Педагог: Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину?

Дети: Вернувшись на родину птицы будут строить, вить гнезда. Слайд № 10

Педагог: Что им для этого понадобится?

Дети: Им понадобитсясухая трава, кусочки ваты, веточки и т.д.

Педагог:А где строят, вьют гнезда птицы?

Дети: Птицы строят свои гнёзда на деревьях, на кустах, под деревьями и т.д.

Педагог: А для чего птицам гнезда?

Дети: Птицам нужны гнёзда для того, чтобы откладывать  яйца, выводить  птенцов. Слайд № 11

Педагог: Как родители заботятся о них?

Дети: Родители заботятся о них согревая  своим теплом; прячут под крыло, защищают от непогоды; кормят их и т.д. Слайд № 12

Педагог: А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему?

Дети: Если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся.

Педагог:Ребята, а если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.

Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).

Дети: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения - жуков, гусениц.

Педагог: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями.Закончите предложение: «Весной птицы строят гнёзда, потому что…у них появятся птенцы»

Слайд № 13 А теперь скажите у кого кто:один-много.

​ Грач – грачонок – грачата

​ Аист – аистёнок – аистята

​ Стриж – стрижонок – стрижата

​ Журавль – журавлёнок – журавлята

​ Кукушка – кукушонок – кукушата

​ Скворец – скворчонок – скворчата

​ Утка – утёнок – утята

​ Гусь – гусёнок – гусята

Творческая работа

Педагог:Сейчас вы будете работать в парах.У вас на столах задания. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните. 1 ученик выполняет задание у доски. Инструкция. 1. Найди скворца и приклей его на веточку.

  1. Найди гуся и приклей его под дерево.
  2. Найди ласточку и приклей ее над деревом.
  3. Скажите друг другу предложением, где находится ваша птичка.

Проверка. Ребенок, который выполнял задание у доски,составляет предложения. Педагог прикрепляет слова-предлоги рядом с птицами.

Скворец сидит на веточке.

Ласточка летает над деревом.

Гусь стоит под деревом.

Молодцы, ребята.

Педагог: Давайте прочитаем рассказ о птицах. Читайте внимательно, я буду задавать вопросы по тексту. (Жужжащее чтение)Слайд № 14

Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Вопросы: Какую пользу приносят птицы? Как нужно относиться к ним?

Итог: Слайд № 15

Педагог:Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили?О  каких птицах?

Дети: Мы говорили на занятии  о перелётных  птицах.

Педагог: Названия, каких перелетных птиц вы запомнили?

Дети: грачи, скворцы, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи, дрозды и др.

Педагог: Как надо относиться к птицам?

Дети: К птицам нужно относиться бережно, их нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Рефлексия.Слайд № 16

 Подошло время оценить свою работу на занятии по ранее предложенным критериям.  Подсчитайте свои фишки и поднимите ту птичку, которая соответствует количеству ваших фишек.

Если вы набрали от9-12 фишек – С заданием справился отлично, активно работал на занятии.Зелёная птичка.

5-8  фишек - С заданием справился хорошо, но допускал незначительные ошибки или нуждался в помощи педагога.Жёлтая птичка.

1-4 фишки - Я испытывал затруднения, многое не получилось, нужна помощь.Красная птичка.

        Педагог:Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе для родителей. Цель- формирование лексико-грамматических средств языка; расширение кругозора детей....

Занятие по развитию речи и слуха: «Птицы зимой»

Цель занятия "Птицы зимой" учить детей правильно отвечать на вопросы, добиваться правильного произношения звуков, развивать внимание детей на основе уп...

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы».

Конспект занятия по развитию речи  «Перелетные птицы».Цели:1.Упражнять детей в дифференциации глаголов единственного и множественного числа; в образовании существительных с уменьшительно- ласкате...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гнездо птицы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Гнездо птицы"...

Фронтальное занятие по развитию неречевых звучаний и техники речи на тему: "Перелетные птицы".

Фронтальное занятие по развитию неречевых звучаний и техники речи на тему: на тему: «Перелетные птицы»....

конспект занятия по развитию ЛГК ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Занятие по развитию речи по теме дОМАШНИЕ  ПТИЦЫ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...