Программа детского объединения "Дружина юных пожарных"
рабочая программа на тему

Щедрина Татьяна Григорьевна

Программа детского объединения для обучающихся10-14 лет. Программа расчитана на36 часов. Срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyup_na_sayt.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»  Г.ЛЬГОВА

Согласовано:                                                                  Утверждаю:            

Зам. директора по ВР                                                    Директор  МБОУ СОШ №3                                                          

 _____________Будникова О.Н.                                   __________ Клемешов С.А.

«___» ________2011г                                                    «_____» _________2011г

Программа детского объединения

 «Дружина юных пожарных»

                                                             Срок реализации программы 1 год.

                                                             Возраст обучающихся  10-14 лет

                        Автор: Щедрина Т.Г.

                                              преподаватель-организатор ОБЖ.

 г. Льгов

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

         Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

         Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

        Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.

ЦЕЛЬ:  Воспитание ребенка знающего правила поведения при  пожаре. Привить учащимся элементарные знания и навыки в области пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, умение работать в команде для достижения цели.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- научить решать практические задания-ситуации;

- научить действовать при угрозе и во время пожара;

- научить оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;

- научить основам строевой подготовки;

- научить пользоваться  средствами пожаротушения;

- научить правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать знания в области истории Отечества и нашего края,      физической культуры и спорта, медицины;

- развивать навыки по определению потенциально опасных мест при пожаре;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

 Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возраст воспитанников: 10-14 лет,

Работа кружка включает в себя 2 этапа:

- Теоретический этап накопления знаний: 18 часов

- Практический этап:18  часов

Возраст детей, участвующих в реализации  данной дополнительной образовательной программе 10-14 лет. В этом возрасте  дети очень любят общаться, расширяют круг своих знакомств и поэтому  очень важно направлять их энергию в деятельное творческое, при  помощи современных способов организации работы с подростками. Очень важно в этот  период дать ребятам почувствовать полезность своей  работы, причастность к серьезным делам взрослых.      

Предполагаемый результат.  

Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы.

Работа детского объединения нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).  

Работа детского объединения «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Работа детского объединения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течение года  зависят  от времени года и местных условий.

Контроль знаний и умений.

Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств, проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде правил пожарной безопасности.

Форма проведения  итогов реализации дополнительной программы: участие в городском и областном смотре – конкурсе дружин юных спасателей и пожарных (ДЮСП)

В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим.  Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались его в реальной жизни.

Форма организации занятий.

Формы проведения занятий очень разнообразны: это и  КТД, КВН, викторина, беседа, Поле чудес, ситуационные задачи.

Методы и средства обучения.

Словесные -  рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные -  показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, слайдов.

Практические - выполнение практических занятий в тетрадях, игровые ситуации, с  помощью которых проверяется знание  правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом  занятии органически сочетается изучение нового  и повторение пройденного материала.  На каждом занятии   органически  сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Для отслеживания результатов внедряются следующие механизмы оценки: тестирование, формы соревнований, выставки.

Для соблюдения техники безопасности при работе с первичными средствами  пожаротушения и при работе с компьютером предусмотрено:

- собеседование с каждым ребенком;

- ведение дневника  педагогических наблюдений;

- папок достижений;

- смотры знаний умений, навыков.

Предполагаемый результат:

•        Умение основных правил пожарной безопасности в быту и в школе.

•        Знать порядок действий на случай возникновения пожара самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам.

•        Оказывать неотложную медицинскую помощь.

•        Систематизировать знания по ППБ.

•        Участвовать в школьных мероприятиях по ППБ.

          •        Участвовать  в районном и областном конкурсе «Дружин юных пожарных».

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам пожарной безопасности, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться  жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию - учащиеся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил пожарной безопасности, желание оказывать  помощь пожилым людям по мере необходимости.
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ДЮП выступают с агитбригадой перед детьми и родителями.
  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособий, макеты, дидактические  игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям.
  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

К концу обучения дети должны знать основные правила пожарной безопасности в быту и в школе, порядок действий на случай возникновения пожара, должны уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, должны быть психологически готовы к  действиям в экстремальных ситуациях.

Обучающийся должен знать:

-        принципы Положения ДЮП;

-        основные направления, формы и методы ДЮП;

-        основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;

-        причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при

обращении с огнем и электрическими приборами;

-        основные направления работы ГПС;

-        специфику применения первичных средств пожаротушения;

-        порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;

-        правила разведения костра в лесу;

-        значение профилактической работы с учащимися образовательного

учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и

травматизма детей при пожарах.

Обучающийся должен уметь:

-        оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной

безопасности;

-        предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его

последствия;

-        оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;

-        убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаро - безопасного поведения;

-        планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;

-        применять на практике методы и формы пропаганды пожарной

безопасности;

-        реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;

-        изготовлять материалы и оборудование для проведения различных

мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);

-        проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;

взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.

План занятий «Дружины юных пожарных»

Занятие № 1-2

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных.  Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Занятие № 3-4

Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в  Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

Занятие №5-6

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь?

Рассказать о том,  какую  пользу или вред  приносит огонь человеку, и  как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация  электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Занятие №7-8

Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Занятие № 9-10

Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных  мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный крюк.

Занятие №11-12

Виды и назначение огнетушителей. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Занятие №13-14

Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика.

Знаки для использования на путях эвакуации. 

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Занятие №15-16

Что нужно делать при пожаре?

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.

Занятие №17-18

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

Занятие №19-20

Участие в  конкурсе «Служба спасения 01».

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

Занятие №21-22

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.

Проведение  викторины

Занятие №23-24

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ».

Привить интерес и уважение к героической  профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Занятие №25-26

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека.  Органы дыхания, значение их для деятельности  организма. Сердечно сосудистая система.

Занятие №27-28 

Меры пожарной безопасности при проведении  праздников.

 Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

Занятие №29-30

Викторина «Знаешь ли ты?»  

Игра на противопожарную тему.

Занятие № 31-32

Берегите жилище от пожаров.

Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

Занятие №33-34

Пожарно-прикладной вид спорта.

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Занятие №35-36

Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных. Документация отряда.

Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение  беседы с детьми на тему «Огонь  друг и враг».

План проведения занятий ДЮП

Теоретическая часть

Практическая

часть

Кол-во

часов

Дата

1

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных.  Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

2

2

Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций..

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в  Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

2

3

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь? Рассказать о том, какие  пользу или вред  приносит огонь человеку, и  как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация  электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

2

4

Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

2

5

Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных  мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

2

6

Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности. Травмы, полученные при пожаре.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

2

7

Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика.

Знаки для использования на путях эвакуации.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

2

8

Что нужно делать при пожаре?

 

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной без-опасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.

2

9

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

2

10

Участие в  конкурсе «Служба спасения 01».

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

2

11

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.

Проведение  викторины

2

12

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ»

Привить интерес и уважение к героической  профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

2

13

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Презентация. Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека.  Органы дыхания, значение их для деятельности  организма. Сердечно сосудистая система.

2

14

Меры пожарной безопасности при проведении  праздников.

 

Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

2

15

Викторина «Знаешь ли ты?»  

Игра на противопожарную тему. Презентация

2

16

Берегите жилище от пожаров.

Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

2

17

Пожарно-прикладной вид спорта.

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета

2

18

Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных.

Документация отряда.

Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение  беседы с детьми на тему «Огонь  друг и враг».

2

Всего часов

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Дружина юных пожарных»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой...

Образовательная программа по курсу "Юные пожарные" для учащихся 1-4 классов.

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.Именно поэтому важно изучать пр...

Программа внеурочной деятельности " Юный пожарный"

Программа внеурочной деятельности " Юный пожарный" - социальное направление, расчитана на 32 часа....

Программа кружковой работы "Юный пожарный"

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире...

программа кружка Дружин Юных Пожарных "Сирена" - 7 класс

программа кружка  Дружин Юных Пожарных "Сирена" - 7 класс...

Программа кружка "Дружина юных пожарных"

Данная программа расчитана на ребят 8-го класса, она научит ребят защитным действиям и противопожарным мероприятиям....


 

Комментарии

Алтышенко Татьяна Александровна

Интересная программа.