Программа кружка "Дружина юных пожарных"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева»
Утверждено
и введено в действие
приказом по школе
№91 от 31.08.2021
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа
дружины юных пожарных
Для учащихся 11 – 13 лет
Сроки реализации программы: 1 год
Преподаватель – организатор ОБЖ:
Слютин Сергей Олегович
2021
д. М. Кириллы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Календарно – тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
5. Список литературы
6. Учебно–методическое обеспечение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 7 -х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 занятия.
Количество воспитанников в дружине – 10 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- социальное становление личности ребенка;
- формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
- сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
- обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
- воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
- развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
- Теоретический этап накопления знаний;
- Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
- Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа. | 1 | 1 | - |
3 | История создания пожарной охраны России и МЧС России. | 1 | 1 | - |
4 | Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении. | 2 | 1 | 1 |
5 | Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах. | 3 | 1 | 2 |
6 | Устройство огнетушителей | 2 | 1 | 1 |
7 | Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 |
8 | Знаки пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 |
9 | Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. | 2 | 1 | 1 |
10 | Пожарная техника и костюм пожарного. | 1 | 1 | - |
11 | Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях | 1 | 1 | - |
12 | Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. | 2 | 2 | - |
13 | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. | 4 | 1 | 3 |
14 | Игра-викторина «Опасный огонёк» | 1 | 1 | - |
15 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | - | 1 |
16 | Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» | 1 | - | 1 |
17 | Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. | 2 | - | 2 |
18 | Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | 1 | - | 1 |
19 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | 2 | 1 | 1 |
20 | Соревновательная деятельность. Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 34 | 16 | 18 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»
№ | Тема занятия | кол-во часов | тип занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины. | 1 | Урок изучение нового и первичное закрепление | Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | Текущий беседа | Знать правила поведения во время проведения занятий. | |||
2 | Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа. | 1 | Обзорная беседа | Обзорная беседа о состоянии пожарных дел в городе и районе, особенности условий возникновения пожаров при различных временах года и погодных условиях | беседа | Иметь понятие об опасности огня в местах проживания людей | ||
3 | История создания пожарной охраны России и МЧС России. | 1 | Комбиниро-ванный | . Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. | Текущий устный опрос | Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. | ||
45 | Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении. | 2 | Комбиниро-ванный | Беседа-практика(лекция): основные предпосылки к возникновению пожара, условия горения, характер развития пожаров, последствия неосторожного обращения с огнём | лекция, беседа, устный опрос | Знать (вспомнить) виды горения, окислитель, источник воспламенения, опасность доступа кислорода | ||
6 7 8 | Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах. | 3 | Комбиниро-ванный | Факторы пожара, создающие угрозу жизни и здоровью людей, последствия поражений в пожаре, ПМП при ожогах, отравлении СО | Текущий устный опрос | Ожог, отравление, потеря ориентировки в дыму. обработка ран, асептика, антисептика, повязка, ИВЛ. Уметь применять знания на практике | ||
9 10 | Устройство огнетушителей. Правила использования | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. | Текущий устный опрос | Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике | ||
1112 | Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности | 2 | Комбиниро-ванный | Игра на противопожарную тему | устный опрос | Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения. | ||
13 14 | Знаки пожарной безопасности | 2 | Комбиниро-ванный | Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации. | Текущий устный опрос | Знать знаки пожарной безопасности. | ||
15 16 | Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. | 2 | Урок изучение нового и первичное закрепление | Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре. | Текущий устный опрос | Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре. | ||
17 | Пожарная техника и костюм пожарного. | 1 | Комбиниро-ванный | Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного. | Текущий беседа | Знать виды техники, костюм пожарного. | ||
18 | Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. | 1 | Комбиниро-ванный | Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | Беседа, устный опрос | Знать причины пожаров в жилом доме |
1920 | Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции. | Текущий беседа | Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции. | ||
212223 24 | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. | 4 | Комбиниро-ванный | Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах. | Текущий беседа | Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах. | ||
25 | Игра-викторина «Опасный огонёк» | 1 | Комбиниро-ванный | Игра на противопожарную тему. | Текущий беседа | Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д. | ||
26 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | Контроль знаний | Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. | Промежуточный устный опрос | Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета. | ||
27 | Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» | 1 | Практичес-кое занятие | Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др. | Текущий беседа | |||
28 29 | Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. | 2 | Комбиниро-ванный | Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте. | Текущий беседа | Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику. | ||
30 | Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | 1 | Практичес-кое занятие | Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | Текущий устный опрос | Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика» | ||
31-32 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях. | Текущий устный опрос | Знать: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации | ||
33-34 | Соревновательная деятельность. Подведение итогов. | 2 | Комбиниро-ванный | Участие в соревнованиях среди ДЮП | Текущий устный опрос | Уметь применять знания на практике |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
- Пользоваться спичками.
- Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
- Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
- «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
- Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
- Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
- Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
- Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
- Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
- Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
- Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
- Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
- Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
6. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Пожар.
- Лесной пожар.
- Первичные средства пожаротушения.
- Действия в случае невозможности покинуть квартиру.
- Правила поведения при пожаре.
- Умей действовать при пожаре.
- Знаки пожарной безопасности.
- Основы пожарной безопасности для школьников.
- Мы – юные пожарные.
- Осторожно – огонь.
- Дети и огонь.
- Эксплуатация печного отопления.
- Меры ПБ при проведении новогодних праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы юнных пожарных в МБОУ СОШ
Программа работы дружины юных пожарных "ДЮП"В МБОУ СОШ № 12 Г.Нижний НовгородПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Дружи...
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных» (5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных»(5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)Примерное содержание учебной программы« Дру...
Рабочая программа дружины юных пожарных "Спасатель"
Рабочая программа дружины юных пожарных "Спасатель"...
Программа кружка "Юный пожарный"
Программа кружка "Юный пожарный"...
Программа кружка "Юный пожарный"
Программа...
Рабочая программа кружка "Юный пожарный"
кружок...
Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)
Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)...