Программа кружковой работы "Юный пожарный"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Чаплыгина Жанна Васильевна
Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников. Программа кружка «Юный пожарный» рассчитана на 3 года обучения. -1 год обучения - 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; - 2 год обучения - 216 часов, занятия проводятся 2раза в неделю по 3 часа; - 3 год обучения - 216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Программа предназначена для обучающихся от 12 до 18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx49.94 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа "Юный пожарный" 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.

Программа кружка «Юный пожарный» рассчитана на 3 года обучения.

-1 год обучения - 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;

- 2 год обучения - 216 часов, занятия проводятся 2раза в неделю по 3 часа;

- 3 год обучения - 216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Программа предназначена для обучающихся от 12 до 18 лет. Это подростковый период, когда происходит:

- ориентация на профессиональный выбор;

- утверждение в кругу сверстников;

- осознание себя в какой-либо деятельности через значимые и сформированные качества.
Кружковцы делятся на три возрастные группы:

1. младшая 12 лет,

2. средняя 13-15 лет,

3. старшая 15-18 лет.

Деление на возрастные группы позволяет наиболее точно учитывать возрастные особенности, устанавливать допустимую физиологическую нагрузку для каждой группы в отдельности и, исходя из этого, четко планировать учебный процесс. Наполняемость групп не менее 12 человек. Количество групп может быть различным в зависимости от условий занятий.

Образовательная программа опирается на основные принципы обучения, в ней используются как современные научные знания в области педагогики, психологии, социологии, так и практические достижения в вопросах безопасности жизнедеятельности. Структура образовательной программы построена по логической схеме от простого к сложному, сочетаю теоретические знания с практической работой. В структуре программы представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, навыки) во взаимосвязи со средствами их реализации. Данная программа дает обучающимся необходимый минимум знаний по основным направлениям пожарного дела, формирует умения и навыки пожаробезопасного поведения в различных ситуациях.

Цель: формировать профессиональные знания, умения, навыки в овладении основами пожарного дела.

Задачи:

 формирование навыков и умений по предупреждению и тушению неразвившихся пожаров;
 сформировать социальные и гражданские ценности как жизнь, здоровье, патриотизм;

 создать условия для саморазвития личности обучающихся;

 развивать у подростков элементы находчивости, изобретательности, самостоятельности.

В кружке школьники получают необходимый минимум знаний по основным направлениям пожарного дела, изучают первичные средства тушения пожара, знакомятся с пожарной техникой, пожарно - техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализацией, занимаются пожарно-прикладным спортом, получают профессиональную ориентацию, развивается их активность в пропаганде мер по предупреждению пожаров.

Программа составлена с учетом периодизации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, логических, технологических и физических способностей каждого ребенка, занимающегося в детском объединении, при использовании элементов технологий развивающего личностно-ориентированного обучения, уровневого дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, игровых и проблемных технологий. По данной программе могут заниматься дети - новички и те, кто у нас имел определенные навыки, как в теоретических знаниях, так и в практической деятельности в частности по пожарно-прикладному виду спорта. Коррекция программы проводится в конце каждого учебного года на основе анализа. Данная программа апробирована. Сделан один выпуск обучающихся, часть которых по окончании школы поступила в пожарно-технические училища.



http://do.znate.ru/pars_docs/refs/24/23607/23607_html_62bb04e.png


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ОТРЯДА 



ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ В МОУ СОШ № 6


Пояснительная записка

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.

Настоящая программа рассчитана на обучение членов отряда юных пожарных, в условия общеобразовательной школы ,основам предупреждения пожаров , привлечение школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров. 

Программа работы с отрядом является примерной . рассчитана на два занятия в месяц. 

В содержание тем могут вноситься необходимые изменения.

В зависимости от возраста членов отряда определяется объём материала, большое место в ней занимает пропагандистское направление, что способствует созданию волонтёрской группы. На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа. На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров. 

Учебные занятия с членами отряда проводятся организатором-преподавателем ОБЖ во внеурочное время. 


Цель: формировать знания, умения, навыки осознанного пожаробезопасного поведения школьников.

Задачи: 

- привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров

формирование навыков и умений по предупре
ждению и тушению неразвившихся пожаров;
сформировать социальные и гражданские ценности как жизнь, здоровье;


создать условия для саморазвития гражданских качеств личности обучающихся;


развивать у подростков элементы находчивости, изобретательности, самостоятельности.


Структура программы.

1.Программа включает:

1.1 освоение теоретических основ пожаробезопасного поведения .

1.2 практическое применение в повседневной жизни правил пожарной безопасности.

2.Программа предполагает тесное взаимодействие с государственными и общественными пожарными учреждениями и организациями.


^

Содержание программы




ТЕМА 1. Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда.

Отряд юных пожарных создаётся для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров. 

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в проведении массовых мероприятий. 


^ ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров ѕ основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами. 


^ ТЕМА 3. Огонь друг и враг человека. 

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. 

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. 


^ ТЕМА 4. От чего происходят пожары? 

Небрежность ѕ основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ѕ основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. 


^ ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе. 

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях. 


^ ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров. 

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. 

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении. 

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации. 

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства. 

^ ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. 

Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. 

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. 

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки. 


^ ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. 

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.


^ ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. 

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. 

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. 

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. 


^ ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре? 

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. 

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре. 


^ ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.


^ План реализация программы в течение учебного года


При изучении программы рекомендуется :

по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводить в классе, 

по темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки применения первичных средствах пожаротушения, навыки обнаружения противопожарных недочетов и их устранения. 

По теме 14 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине. 

По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ. 


№ п/п


Название темы


Сроки реализации


1.


Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда.

Автоматическая пожарная сигнализация в школе


январь


2.


Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.


январь


3.


Огонь друг и враг человека


февраль


4.


Посещение музея пожарной техники.


февраль


5.


Берегите жилище от пожаров. 


февраль


6.


Подготовка материала для выступления агитбригады юных пожарников


март


7.


Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. 


март


8.


Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 


март


9.


Выступление агитбригады в начальной школе.


апрель


10


Что нужно делать при пожаре?


апрель


11


Противопожарный режим в школе.

Знакомство с противопожарной системой в школе


апрель


12


От чего происходят пожары?


май


13.


Прикладной спорт юных пожарных


май


14.


Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование 


май


15


Выступление агитбригады.

Встреча с пожарниками.(проводится совместно с территориальным центром округа)


июнь




^ Ожидаемый результат

Школьники получат необходимый минимум знаний по применению первичных средства тушения пожара, познакомятся с пожарной техникой, пожарно - техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализацией, получат возможность для занятий пожарно-прикладным спортом, а также профессиональную ориентацию, смогут развить активность в пропаганде мер по предупреждению пожаров, что должно способствовать формированию осознанного пожаробезопасного поведения.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА                  

                   «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»

Сентябрь

1.Знакомство с работой кружка. Цели и задачи добровольной пожарной дружины.

2. Из истории пожаров и катастроф. Подвиги пожарных в годы войны, в годы мирного строительства.

3. Огонь – друг и враг. Основные мероприятия по защите населения в мирное время.

4. Огонь в доме. Как говорить по телефону. Отчего возникают пожары?

Октябрь

1. Пожарная опасность бытовых приборов. Тепловое воздействие электрического тока.

2. « Искру туши до пожара, беду отводи до удара» (КВН).

3. Первичные средства тушения пожара. Огнетушители, область их применения (практическая работа).

4. Подготовка к районному смотру агитбригад.

Ноябрь

1. Изготовление костюмов, плакатов.

2. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе. Дидактическая игра                « Пожар».

3. « Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!» ( дидактические игры и упражнения).

4. « Пожар в школе. Как действовать при пожаре» (практическая работа).

Декабрь

1. Что нужно помнить при обращении с огнём? Дидактическая игра «В гостях у Бабы Яги».

2. Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Детские противогазы (практическая работа).

3. Пожарная безопасность на новогодних ёлках ( разъяснительная работа среди учащихся).

4. Взрывы. География московского терроризма.

Январь

1. Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности.

2. Просмотр фильма «Основы противопожарной безопасности».

3. Конкурс рисунков « Огонь – друг, огонь – враг».

4. Выступление агитбригады « Огонек» перед  учащимися 1 – 4 классов.

Февраль

1. Понятие о пожарной профилактике. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий.

2. Брейн – ринг по ППБ.

3. Причины и последствия лесных пожаров. Предупреждение и борьба с ними.

4. « Лесной пожар» (игра – соревнование).

Март

1. Система оповещения о пожаре и способы вызова Пожарной команды.

2. « Твои действия при пожаре» (игра – практикум).

3. Пословицы и поговорки (рекомендации по ОБЖ).

4. Викторина по ППБ.

Апрель

1. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

2. Экскурсия в пожарную часть.

3. Оформление альбома по экскурсии.

4. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, производственных мастерских.

Май

1. « Помощь при термических ожогах. Аптечка» (практическая работа).

2. Викторина по ППБ.

3. Просмотр фильма по ППБ. Беседа – инструктаж.

4. Отчёт о работе дружины « Юный пожарный».

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

 кружок «Юный пожарный»

 

 

 

 

Срок реализации программы - 1 год

 

 

 

 

 

 

                                                        Программу составила:     преподаватель-организатор ОБЖ

Чаплыгина Жанна Васильевна 

г.Железногорск 2013год 

 Программа кружка

"Юный пожарный»

Цели изадачи курса.

1.      Причины возникновения пожаров: неосторожное обращение с огнем, неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования, неправильная эксплуатация печного отопления, шалости детей.  Последствия от пожаров в быту, на работе, отдыхе в лесу. Службы пожарной безопасности в школе районе и городе.

2.       Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применения источников открытого огня. Требования по пожарной безопасности для образовательных учреждений.

3.      Правила безопасного поведения при пожаре дома (в квартире, подъезде, подвале, балконе). Отработка практических навыков по эвакуации из горящего здания.

4.      Что делать человеку, если загорелась одежда, воспламенился электроприбор, загорелась елка. Отработка практических навыков по тушению пожаров.

5.      Способы эвакуации из горящего здания. Эвакуация через крышу, окна, по Пояснительная записка.

Задачи обучения: Научить знанию правил пожарной безопасности в быту на транспорте и на природе.

Воспитать чувство ответственности за себя и товарищей, дисциплинированность, находчивость,  ловкость.

Основное внимание уделить  привитию детям прочных практических навыков и умений по тушению пожаров подручными средствами.

На теоретических занятиях нужно использовать плакаты, тесты.

Практические занятия  проводить на базе пожарной части № 5 и территории школы с использованием всех противопожарных средств.

Учебно-тематический план

        

 Темы

 

 

теория

 

практика

 

итог

Причины возникновения пожаров.

Последствия от пожаров.

Службы пожарной безопасности.

 

 1

2

1

 

-

 

4

 Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применения источников открытого огня.

 

 

3

 

-

 

3

Правила безопасного поведения при пожаре дома (в квартире, подъезде, подвале, балконе).

 

 

 

3

 

 

2

 

3

Что делать человеку, если загорелась одежда, воспламенился электроприбор, загорелась елка.

 

 

2

 

2

 

4

Способы эвакуации из горящего здания.

 

 

 

2

 

2

 

4

Возникновение пожара в транспорте и его причины, правила поведения.

 

 

 

2

 

2

 

4

Практические занятия по использованию подручных средств пожаротушения и огнетушителей.

 

 

 

-

 

4

 

4

Практические занятия по одеванию костюма пожарника и тушению пожаров.

 

 

 

-

 

5

 

5

Соревнования, игры и эстафеты

 

 

 3

3

Всего

16

20

36

 

Содержание изучаемого пожарным лестницам, по эвакуационным путям.

6.      Возникновение пожара в транспорте и его причины, правила поведения. Практическое изучение правил пожарной безопасности на городском и частном транспорте.

7.      Практические занятия по использованию подручных средств пожаротушения и огнетушителей. Использование воды, песка, брезента, одеяла в качестве подручных материалов при тушении пожара. Практические занятия по применению углекислотных и порошковых огнетушителей.

8.      Практические занятия по одеванию костюма пожарника и тушению пожаров на базе пожарной части № 5.

9.      Соревнования, игры и эстафеты.

Методическое обеспечение программы.

1.      Таблицы по правилам пожарной безопасности.

2.      Фильмы по детской шалости с огнем и правилам пожарной безопасности в быту и на природе.

3.      Огнетушители порошковые и углекислотные.

4.      Обмундирование пожарного для практических занятий.

5.      Пожарный рукав.

Список используемой литературы.

1.      Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:Зеркало,1996.

2.      Гражданская защита: энциклопедический словарь/ Под общей редакцией С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

3.      Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. 5-7 классы. – М.: Просвещение,2010.

 

 

Руководитель кружка _____________________ Чаплыгина Ж.В.

Программа кружка «Юный пожарный»

34 часа

                                                                       

Руководитель кружка: Чаплыгина Жанна Васильевна

преподаватель-организатор основ безопасности

жизнедеятельности .

                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                             

                                                                                                                                                          

             

           

.

Общие положения:

1.Настоящее Положение определяет порядок создания, задачи и условия осуществления деятельности дружин юных пожарных, их финансовое и материально-техническое обеспечение, а также устанавливает права и обязанности юных пожарных.

2.В Положении используются следующие основные понятия.

Дружина юных пожарных - детское объединение, созданное органами управления образованием, пожарной охраной и Всероссийским добровольным пожарным обществом в образовательных учреждениях, осуществляющее деятельность, предусмотренную настоящим Положением.

Юные пожарные – дети школьного возраста (10-17 лет), участвующие на добровольной основе в деятельности ДЮП.

Команда юных пожарных – вид ДЮП, в распоряжении которой предоставлена пожарная техника, иное пожарно-техническое вооружение, используемое для целей обучения юных пожарных.

3.Дружины юных пожарных осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьей 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, а также настоящим Положением.

4.Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

5.Деятельность ДЮП координируется органами управления ГПС в порядке, согласованном с местными органами управления, и с участием соответствующих организационных структур.

Основные задачи ДЮП

1.Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности;

2.Оказание помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров;

3.Проведение противопожарной пропаганды;

4.Содействие в профессиональной ориентации детей;

5.Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в образовательных учреждениях и населенных пунктах;

6.Организация выпуска тематической стенной печати в образовательных учреждениях;

7.Организация взаимодействия с местными средствами массовой информации (выступления по школьному радиоузлу, подготовка передач на учебном ТВ и др.);

8.Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов;

9.Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр;

10.Под руководством педагога-организатора ОБЖ, руководителя или наставника, назначенного из сотрудников территориальных органов ГПС, работников региональных и местных организаций ВДПО проводится:

10.1 Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара;

10.2 Поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности команд юных пожарных.

11.Проведение подготовки юных пожарных осуществляется по программе, изложенной в правилах и пожарной безопасности для общеобразовательных школ ППБ 101-89;

12.Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения;

13.Участие в проведении соревнований и спортивных секциях по пожарно-прикладному спорту;

14.Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и тушения пожаров.

15.Проведение массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров и под руководством инспекторского состава Государственной противопожарной службы, участие в проведении пожарно-профилактических мероприятиях в своих образовательных учреждениях, а также по месту жительства и в подшефных детских дошкольных учреждениях.

16.Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин, слетов.

17.Организация и проведение собраний, шествий, тематических экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.

18.Проведение сбора исторических материалов о пожарной охране, создание школьных музеев пожарной охраны.

19.Организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, выдающимися спортсменами по пожарно-прикладному спорту.

20.Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования.

21.Оказание шефской помощи ветеранам пожарной охраны.

Порядок создания и организация деятельности ДЮП

1.Дружины юных пожарных в соответствии со ст.25 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создаются по инициативе органов управления образованием, пожарной охраны, ВДПО.

2.ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях отдыха на период пребывания в них детей.

3.Базовыми центрами по работе с дружинами юных пожарных являются городские и районные пожарные части.

4.Для эффективной организации деятельности юных пожарных создается структурное построение ДЮП в виде звеньев и отрядов.

5.Численность звена ДЮП должна составлять 3-5 юных пожарных. При наличии двух звеньев и более организуется отряд. Количество звеньев в отряде не должно превышать четырех. Число отрядов в составе ДЮП не ограничивается.

6.ДЮП, а также отряды и звенья возглавляют командиры, которые выбираются на общем собрании юных пожарных. Командиры ДЮП отчитываются о проделанной работе (в устной или письменной форме) на общем  собрании членов ДЮП.

7.Переизбрание командиров звеньев, отрядов, дружин осуществляется на общем собрании отряда, ДЮП.

Руководство работой ДЮП

Для методического руководства ДЮП и координации их деятельности могут создаваться координационно-методические Советы или Штабы, в состав которых входят представители организаций ВДПО, органов управления образованием, Государственной противопожарной службы и других заинтересованных организаций.

 Координационные Советы или Штабы по работе с ДЮП:

1. Проводят методическую, координационную и организаторскую работу.

2.Оказывают помощь ДЮП в создании и организации работы дружин, тематических кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта.

3.Обобщают и распространяют передовой опыт работы ДЮП.

4.Принимают участие в подготовке и проведении мероприятий по предупреждению пожаров.

5.Разрабатывают программы о смотрах-конкурсах, викторинах и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, а также организуют и проводят вышеуказанные мероприятия.

Условия и порядок вступления и утраты членства в ДЮП

1.Прием в ДЮП осуществляется на основе устного заявления гражданина, возраст которого соответствует требованиям п.2 настоящего Положения.

2.После принятия решения о приеме гражданина в ДЮП проводится его регистрация в журнале учета членов ДЮП, порядок ведения и хранения которого устанавливается соответствующим органом управления образованием.

3.Утрата членства в ДЮП рассматривается на координационном Совете или в штабе по работе с ДЮП.

Права и обязанности юных пожарных

Юные пожарные имеют право:

1.Принимать участие в смотрах, конкурсах, выставках, соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, собраниях, шествиях.

2.Награждаться и поощряться органами управления образованием, Советами ДПО, пожарной охраной и органами местного самоуправления за смелые и решительные действия при тушении пожара и спасения людей, животных, материальных ценностей, а также за активную и добросовестную деятельность в ДЮП.

3.Получать удостоверение, подтверждающее членство в ДЮП.

4.Бесплатного посещения выставок, кинопросмотров, других мероприятий, проводимых с целью противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.

5.При имеющейся возможности носить отличительную форму и атрибутику, определяющую принадлежность к ДЮП.

Юные пожарные обязаны:

1.Соблюдать общепризнанные принципы и нормы поведения, требования пожарной безопасности, а также нормы, предусмотренные настоящим Положением.

2.Оказывать содействие органам местного самоуправления, органам управления образованием, пожарным добровольцам и пожарной охране в проведении противопожарной пропаганды в образовательном учреждении и среди населения по месту жительства.

3.Активно участвовать в деятельности ДЮП.

4.Совершенствовать свои знания по вопросам пожарной безопасности, уровень подготовки к занятиям пожарно-прикладным спортом.

 Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ДЮП

1.Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ДЮП (приобретение учебных пособий, пожарной техники и пожарно-технического вооружения, значков, отличительной формы одежды, канцелярских принадлежностей, имущества для культурно-массовой работы, оборудование уголков юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту и др.) осуществляется органами управления образованием за счет бюджетов органов местного самоуправления, средств региональных и местных организаций ВДПО, средств Фондов пожарной безопасности, других источников, не запрещенных действующим законодательством.

2. УГПС (ОГПС) МЧС субъектов Российской Федерации и региональные организации ВДПО представляют учебные классы и спортивные сооружения для занятий по основам пожарного дела и пожарно-прикладному спорту.

Реорганизация и ликвидация ДЮП

1.Реорганизация ДЮП осуществляется по решению органов управления образованием, ВДПО и пожарной охраны.

2.Ликвидация ДЮП осуществляется по решению руководства образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством и по согласованию с органами управления образованием, ВДПО и пожарной охраны.

                                                                                                                                                                       

        

        План работы дружины

«Юный пожарный».

Цели:

1.Освоение знаний о мерах  пожарной безопасности.

2.Развитие качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности и др.) необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Задачи:        

 1.Ознакомление со спецификой работы сотрудников МЧС, установление постоянной связи с ПЧ.

2.Ознакомление с основными причинами пожаров и мерами пожарной профилактики.

3.Умение использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

4.Изучение средств пожарной связи и сигнализации, а так же средств тушения пожара.

5.Участие в специализированных конкурсах и эстафетах.

 

         Тема занятия

Количество часов

      Сроки 

проведения

  Фактически

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Задачи дружины «Юный  пожарный ».

Пожарное дело в царской России.

Пожарная охрана нашей страны.

Экскурсия в ПЧ.

1.Средства пожаротушения,

правила их применения.

2.Пожарные извещатели.

3.Работа службы «01».

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Пожароопасные вещества и материалы. 

Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей.

Твердые пожароопасные вещества. 

Организация конкурса рисунков  «Служба 01» среди 5-6 кл.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА.

Причины пожаров.

Профилактическая работа юных дружинников.

Противопожарный режим в сельской местности.

Противопожарный режим в жилых помещениях.

Противопожарный режим при печном отоплении.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов.

Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ.

Требования к содержанию территорий, зданий, помещений.

Школьные лаборатории и мастерские.

Детские сады и ясли.

Экипировка спасателей.

Специализированная эстафета 

10-11 классы

Встреча с сотрудником ПЧ 

1.Что нужно делать при пожаре?

2.Порядок поведения людей при обнаружении пожара.

3.Предотвращение паники.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта.

Средства пожарной связи и сигнализации.

Средства поиска пострадавших.

Средства тушения пожара.

Средства защиты органов дыхания.

Средства для подачи воды к месту пожара. ОГНЕТУШИТЕЛИ.

Классификация огнетушителей

Огнетушители. Устройство.

Огнетушители. Правила пользования.

Оказание первой медицинской помощи.

Проведение учения «Действие при пожаре».

Подведение итогов работы отряда.

Планирование работы на следующий год.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

03.09

10.09

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

12.11

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04

29.04

06.05

13.05

20.05

27.05

  

   

        

        

Содержание программы кружка «Юный пожарный»

ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (4 часа)

Задачи дружины «Юный  пожарный ». Пожарное дело в царской России. Пожарная охрана нашей страны. Экскурсия в ПЧ. Оформление уголка.

ПОЖАРООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ (4 часа)

Пожароопасные вещества и материалы.  Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей.

Твердые пожароопасные вещества.

ПРОФИЛАКТИКА (8 часов)

Причины пожаров. Профилактическая работа юных дружинников. Противопожарный режим в сельской местности. Противопожарный режим в жилых помещениях. Противопожарный режим при печном отоплении. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ (11 часов)

Требования к содержанию территорий, зданий, помещений. Школьные лаборатории и мастерские. Детские сады и ясли. Экипировка спасателей. Специализированная эстафета 10 – 11 классы Встреча с сотрудником ПЧ. Средства пожарной связи и сигнализации.

Средства поиска пострадавших. Средства тушения пожара. Средства защиты органов дыхания. Средства для подачи воды к месту пожара.

ОГНЕТУШИТЕЛИ (7 часов)

Классификация огнетушителей Огнетушители. Устройство. Огнетушители. Правила пользования. Оказание первой медицинской помощи. Проведение учения «Действие при пожаре». Подведение итогов работы отряда. Планирование работы на следующий год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»

Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...

программа кружковой работы по теме чувашский фольклор

Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...