Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир природы" 1-4 класс
рабочая программа по теме
1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.
2. Новизна программы
Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения, воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объем занятий с использованием ТСО, инновационных технологий.
3. Актуальность программы
В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической культуры у ребенка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей и предполагает ознакомление с живой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.odt | 47.87 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНОГО
ШКОЛА №9
(АОУ ШКОЛА №9)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы №9
__________ Фатеева В.Н.
«__» ____________ 20___г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир природы»
(обще-интеллектуальный уровень)
2 «Б», 2 «Г», 3 «В»
Составитель: Будникова
Екатерина Тимуровна,
учитель географии
1 категории
2015 – 2016 уч.г.
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.
2. Новизна программы
Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения, воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объем занятий с использованием ТСО, инновационных технологий.
3. Актуальность программы
В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической культуры у ребенка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей и предполагает ознакомление с живой природой.
4. Цели и задачи образовательной программы
Цель:
Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи:
- Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой
- Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
- Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
- Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути ее решения
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников
- Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
- Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска
5. Отличительные особенности программы «Мир природы»
Способствует углубленному изучению биологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придает программе особую роль — развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность.
6. Возрастные особенности программы
Программа предназначена для учащихся начальных классов образовательной школы
7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 268 часа
Программа реализуется в течение 4 лет, 1, 2 часа в неделю
1 год — 64ч
2 год — 34 ч
3 год — 68 ч
4 год — 102 ч
8. Формы и режим занятий
ФОРМА ЗАНЯТИЙ:
- беседа - рассказ
- экскурсия - викторины
- практическая работа - праздники
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 3 занятия в неделю по 45 минут каждое.
9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Углубить знания об окружающем мире
Проявление интереса к объектам природы
Проявление эстетических чувств
Эмоциональная реакция на явления окружающего мира
Умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками.
К концу 1 класса учащиеся должны познакомиться с миром растений: узнать о разнообразии растений, о значении растений, о вечнозеленых растениях, о хвойных растениях.
Иметь представление о науках: биологии, экологии,ботаники, зоологии.
Уметь различать растения лугов, болот, водоемов, лесов.
Посетить краеведческий музей.
К концу 2 класса учащиеся должны познакомиться с Красной книгой (с растениями и животными, которые в нее занесены).
Познакомиться с Царством бактерий и грибов.
Знать особенности домашних животных и специфику ухода за ними.
Уметь различать растения лугов, болот, водоемов, лесов.
Уметь проделывать опыты.
Уметь делать небольшое сообщение.
Посетить краеведческий музей и парк.
К концу 3 класса учащиеся должны познакомиться с миром насекомых и рыб.
Познакомиться с животными, которые летают, но птицами не являются.
У меть сделать сообщение, презентацию, уметь работать со справочной литературой.
К концу 4 класса учащиеся должны познакомиться с необычными животными, растениями.
Научиться самостоятельно делать сообщения, научиться работать со справочной литературой.
Посетить СЮН.
Осуществлять ответственность за сохранение окружающей среды, воспитывать этическое, нравственное и практическое отношение к ней. Уметь вести себя в мире природы в соответствии с общепринятыми мерами.
10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Большую роль в закреплении пройденного материала играют примененные на занятиях дидактические игры, совместное и индивидуальное составление и решение кроссвордов по пройденным темам, ролевые игры.
Экскурсии. Праздники.
В каждой группе в течении каждого года проводится конкурс на самого активного юнната.
На каждом занятии оценивается уровень участия ребенка в работе кружка.
Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки | |
Познавательные процессы | Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений | Критерии написания исследования |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Самостоятельная исследовательская практика | Публичная презентация результатов проведенного исследования | Конференция | Критерии публичного выступления |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта. Протокол эксперименты | Педагогическое наблюдение | Карты наблюдений |
11. Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логическое цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
- построение логической цепи рассуждения;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор эффективных способов решения задач;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная, речевая, умственная;
- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- адекватность самооценки;
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;.
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительной оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательно отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действия;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит , а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД:
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ :
а) Учебная лекция — является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала.
б) беседа — главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов.
В ходе применения метода «беседа» используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формирования выводов из беседы.
2. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:
а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг. Зарисовок на доске)
б) Метод демонстрации 9показ фильмов, презентаций, слайдов, растений)
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
а) уход за комнатными растениями
б) проведение опытов
4. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ:
Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения.
Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создается ситуация, а учащиеся решают ее в ходе беседы)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир природы»
№ | Название разделов | Всего | Теор. час | Практ. час |
1 класс | 64 | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Наука о живой природе | 15 | 15 | - |
3 | Царство Растений | 32 | 28 | 4 |
4 | Растительный мир нашего края | 15 | 12 | 3 |
2 класс | 34 | |||
1 | Удивительное рядом | 8 | 6 | 2 |
2 | Царства Бактерии и Грибы | 12 | 10 | 2 |
3 | Животный мир нашего края | 6 | 3 | 3 |
4 | Муравьи и пчелы | 5 | 5 | - |
5 | Охрана природы | 3 | 2 | 1 |
3 класс | 68 | |||
1 | Рыбы | 18 | 18 | - |
2 | Насекомые и пауки | 15 | 13 | 2 |
3 | Бабочки | 9 | 9 | - |
4 | Не птицы, а летают | 11 | 11 | - |
5 | Сумчатые животные | 10 | 10 | - |
6 | Быль или легенда? | 5 | 3 | 2 |
4 класс | 102 | |||
1 | Необычные растения | 22 | 15 | 7 |
2 | Живые гиганты | 36 | 34 | 2 |
3 | Похожие на людей (приматы) | 14 | 14 | - |
4 | Ровесники динозавров | 20 | 18 | 2 |
5 | Произведения и легенды о цветах | 10 | 10 | - |
Содержание программы «Мир природы» 1 класс
№ | Тема | Теория | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1 | Вводное занятие | Ознакомление с планом работы | 2ч | ||||
2 | Наука о живой природе | Природа-источник познания Что изучает биология Мир глазами эколога Зоология Ботаника | 3ч 2ч 4ч 3ч 3ч | ||||
3 | Царство Растения | Как живут растения? Что такое вечнозеленое дерево?Хвойные растения Почему у растений зеленые листья? Водоросли Папоротники Мхи, лишайники Жизненный цикл растений Разнообразие растений Значение растений | 3ч 4ч 2ч 3ч 3ч 4ч 2ч 3ч 4ч | 1. Санаторий для растений 2. Определить видовое разнообразие комнатных растений в кабинетах АОУ №9 Экскурсия в краеведческий музей | 1ч 1ч 2ч | ||
4 | Растительный мир нашего края | Растения лугов Растения болот Растения водоемов Растения лесов | 3ч 3ч 3ч 3ч | Экскурсия в краеведческий музей Сообщения о растениях нашего края | 2ч 1ч |
2 класс
№ | Тема | Теория | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1 | Удивительное рядом | Домашние любимцы (необычные ситуации с ними) Посмотри вокруг Удивляют не только животные, но и растения Животные-бойцы | 2ч 2ч 2ч 2ч | Уход за домашними животными | 2ч | 1.09 8.09 15.09 22.09 29.09 6.10 13.10 20.10 | |
2 | Царство Бактерии и Грибы | Плодовое тело гриба Чем грибы отличаются от растений Все ли поганки ядовиты Грибы-паразиты Плесневые грибы и дрожжи | 3ч 2ч 2ч 3ч 2ч | Изучение под микроскопом гриба пенициллум (мукор) | 2ч | 27.10 10.11 17.11 24.11 1.12 8.12 15.12 22.12 29.12 19.01 26.01 2.02 | |
3 | Животный мир нашего края | Животные лугов Животные болот Животные водоемов Животные лесов | 2ч 1ч 1ч 2ч | Экскурсия в краеведческий музей Сообщения о животных нашего края | 2ч 1ч | 9.02 16.02 24.02 1.03 9.03 15.03 | |
4 | Муравьи и пчелы | Тли и муравьи В медовом царстве В подземном царстве | 3ч 1ч 1ч | 29.03 5.04 12.04 19.04 26.04 | |||
5 | Охрана природы | Экология Красная книга | 1ч 1ч | Экскурсия в парк | 1ч | 10.05 17.05 |
3 класс
№ | Тема | Теория | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1 | Рыбы | Морской конек Рыба-лучик Летучая рыба Рыбы, которые нуждаются в свете Акулы | 4ч 4ч 3ч 4ч 3ч | Экскурсия в Океанариум | 4.09 7.09 11.09 14.09 18.09 21.09 25.09 28.09 2.10 5.10 9.10 12.10 16.10 19.10 23.10 26.10 30.10 9.11 | ||
2 | Насекомые и пауки | Богомол Зачем жуку-носорогу рога? Стрекозы Пауки Моли | 4ч 2ч 4ч 3ч 2ч | 2ч | 13.11 16.11 20.11 23.11 27.11 30.11 4.12 7.12 11.12 14.12 18.12 21.12 25.12 28.12 15.01 | ||
3 | Бабочки | Большой павлиний глаз Ленточница Адмирал Ядовитые бабочки | 3ч 2ч 2ч 2ч | 18.01 22.01 25.01 29.01 1.02 5.02 8.02 12.02 15.02 | |||
4 | Не птицы, а летают | Крыланы Вампиры Свиноносые летучие мыши Рыбоядные летучие мыши Обыкновенные летучие мыши Бульдоговые летучие мыши Подковоносы | 3ч 3ч 2ч 1ч 2ч 4ч 2ч | 19.02 24.02 26.02 29.02 4.03 9.03 11.03 14.03 18.03 28.03 29.03 31.03 1.04 4.04 8.04 11.04 | |||
5 | Сумчатые животные | Опоссумы Сумчатый дьявол Сумчатый волк Намбат Сумчатый крот Поссумы Вомбат Бандикут | 2ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 15.04 18.04 22.04 25.04 29.04 4.05 6.05 11.05 13.05 16.05 | |||
6 | Быль или легенда? | Морские коровы Ламантин Дюгонь | 3ч 1ч 1ч | Презегтация «Быль или небыль?» | 2ч | 18.05 20.05 23.05 25.05 27.05 |
4 класс
№ | Тема | Теория | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1 | Необычные растения | Белые мангровые деревья Морские водоросли Баньян Тропические растения Кактусы | 3ч 4ч 3ч 2ч 3ч | Определение видов ранообразных представителей семейства кактусовых Уход за кактусами Экскурсия в оранжерею | 2ч 2ч 3ч | ||
2 | Живые гиганты | Африканские слоны Индийские слоны Синий кит Гренландский кит Серый кит Речные дельфины Белуха и нарвал Афалины Касатки и морские свиньи | 4ч 5ч 3ч 3ч 3ч 4ч 4ч 4ч 4ч | Викторина – кроссворд «Киты» | 2ч | ||
3 | Похожие на людей (приматы) | Ай-Ай Лори Галаго Долгопяты Лемуры Индри Игрунки | 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч | ||||
4 | Ровесники динозавры | Щелезуб Гумнуры Тенреки Звездокрыл Златокрыл Землеройки Выхухоль Крот | 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 4ч | Составление кроссворда на тему «ровесники динозавров» | 2ч | ||
5 | Произведения и легенды о цветах | Растения-хищники Дерево, которое не тонет Дерево бодрости Запасливое растение | 4ч 2ч 2ч 2ч |
Дидактический материал
- Гербарий
- Иллюстрированный материала
- Карточки
- Настольные игры
- Диски
- Презентации
- Слайды
Техническое оснащение
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
-Классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала
Учащиеся должны знать:
- что изучает наука биология
- об особенностях строения бактерий и грибов
- о месте и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека
- представлять многообразие растений и животных в природе от микроскопических до гигантов
- основных представителей растительного и животного мира нашего края
- о приспособлении растений к различным средам обитания и различным природным условиям
Учащиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой
- определять виды растений (комнатных и дикорастущих) по различным частям
- уметь представить информацию в виде реферата, сообщения, кроссворда
- уметь ставить простейшие опыты и делать выводы по их результатам
- пользоваться лупой и микроскопом
- отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых
- устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания
Список литературы для учителя
- Занимательная биологическая энциклопедия. Н.Осипов. 1998г.
- Энциклопедия «Что такое. Кто такой». 3 тома. С.П. Алексеев. 2000г.
- Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
- Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров.2003г.
- Твоё и наше. П.Надеждина. 200г.
- Береги воду. Н.Б. Коростелёв. 2003г.
- Тайны живой природы. 1998г.
- В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Ю. Целоусова 2005г.
- В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир». О.В, Казакова. 2005г.
- Подземные дворцы. В. Танасийчук. 2000г.
- У подножия Солнца. В. Танасийчук. 2000г.
- Чудо-остров. В. Дацкевич. 2000г.
- Почемучка. А. Дитрих, Г. Юрмин. 1995г.
- Животные. Всемирная Энциклопедия энциклопедия. 2000г.
- Жизнь животных. А. Берм. 2003г.
Интернет – ресурсы для реализации программы
- Изучаем животный мир – ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
Список литературы для учащихся
- Жизнь в пресной воде (школьный путеводитель)
- Тропический лес. А. Мертини 2000г.
- Животные – бойцы. 2004г.
- Что ты знаешь о животных. Атлас. 2000г.
- Что ты знаешь о птицах. Атлас. 2000г.
- Что ты знаешь о рыбах. Атлас. 2000г.
- Мы в идем в лес. Атлас. 2000г.
- Кто в лесу живет и что в лесу живет. Ю. Дмитриев. 1996.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир животных. 1999г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир растений. 1999г.
- Энциклопедия «Что такое. Кто такой» 3 тома С. П. Алексеев. 2000г.
- Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
- Почемучки. А.Дитрих, Г. Юрмин. 1995г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседния ШМО
От «__» _________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.Директора по УВР
___________________
«__» __________ 20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`
Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе....