Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Люлина Виктория Николаевна

 Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. 

Программа курса "Юный географ" рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов. Возраст учащихся: 11-12 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

Рассмотрено                                                   Согласовано                                                     Утверждаю

На заседании ШМО                                 зам. директора по УВР                                Директор ГБОУ СОШ

                                                                                                                                            с. Новая Кармала

Протокол № ____  от                          ____________Л.И. Макарова                     __________Ю.Н.Платонов

«___» ______________20__ г.          « ____»___________ 20 __ г.                               Приказ  № ___ от

                                                                                                                                   «___» ____________20___г.              

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный  географ»

Научно-познавательное направление

6 класс

Составитель: учитель географии

Люлина Виктория Николаевна

                высшая категория

                 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.

 Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Рабочая программа курса «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:  

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;  

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;  

 В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.

 

Цель изучения курса «Юный географ» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основные задачи курса:  

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического
  • пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика курса «Юный географ»

Программа внеурочного курса «Юный географ» для учащихся 6 классов является расширением предмета «География».

Основополагающими принципами построения курса «Юный географ» являются:

научность в сочетании с доступностью;

практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

 

Описание места учебного курса «Юный географ» в учебном плане

Программа курса "Юный географ" рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  

учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;  

обеспечение преемственности начального общего, основного и  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования;

особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Юный географ», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:  развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:  работа в малых группах (2-5 человек);  проектная работа;  подготовка сообщений/ рефератов;  исследовательская деятельность;  информационно-поисковая деятельность;  выполнение практических работ.

Содержание программы курса «Юный географ» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный географ» Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты

Учащиеся смогут:

  1. 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук
  2. 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

Учащиеся получат возможность:

  1. Воспитать ответственное отношение к природе
  2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.
  3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Освоивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Предметные

Учащиеся должны:

1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения.

Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

1

Вселенная — 3ч

2

Знакомство со Вселенной.

1

3

Мир звезд, созвездия.

1

Практикум на местности — 6ч

4

Особенности погоды своей местности (календарь погоды)

1

5

Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам.

2

6

Измерение высоты местности с помощью нивелира.

1

7

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

2

8. Сборка высокоточной модели солнечной системы — 20ч

Изучение своей местности — 5ч

9

Воды своей местности. Экскурсия на речку.

1

10

Воды своей местности. Экскурсия на озеро.

1

11

Растительность своей местности (сборка гербария).

2

12

Природа своей местности и ее охрана.

1

Литература:

Для учителя:

  1. И.И. Баринова, Л. И. Елховская «Внеурочная работа по географии», М.: Просвещение, 2006.
  2. О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .
  3. Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006.
  4. География: уроки- игры в средней школе/сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. И. Д. Агеева  «Веселая география на уроках и праздниках», М.: «Творческий центр Сфера», 2007.
  6. География. Уроки учительского мастерства. 6 – 11 классы/сост. Н.В. Яковлева и др./, Волгоград , «Учитель», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...