Календарно-тематическое планирование по туристическому краеведению 5-9 класс
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №36 г. Усть-Лабинска
Муниципального образования Усть-Лабинский район
Утверждено
Решение педсовета протокол №
От _________2015 года
Председатель педсовета
___________ /Л.П. Воропаева/
Рабочая программа
По ____________ТУРИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ________________
Ступень обучения (класс) 5-9 класс
Количество часов __34___ Уровень ____базовый____
Учитель _________Коротченко М.В.___________________
Программа разработана на основе
Примерной программы по туристическому краеведению для общеобразовательных учреждений 5-9 классов, автор-составитель Лобанов Р.С., педагог дополнительного образования
Усть-Лабинск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 - 15 лет (5-9 классы). Время, отведенное на освоение программы составляет 34 часа, 1 раз в неделю.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Основные формы деятельности:
- организация экскурсий, походов;
- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
- соревнования, лагерные сборы;
- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.
Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности в летний оздоровительный период.
Основные задачи программы:
- Обучающие:
- обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;
- Развивающие:
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
- развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
- расширение знаний об окружающем мире;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
- Воспитательные:
- воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;
- воспитание самообладания и силы воли;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- коррекция отклоняющегося поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;
- рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта.
Основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспечению безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую экспедицию, провести занятия, тренировки.
Все занятия следует строить так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы. Большое значение имеют занятия, связанные с подготовкой снаряжения, его ремонтом и хранением, выполнение краеведческих заданий.
Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, соревнование на скорость определения топографических знаков и т.д.). Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из Песка или пластилина рельефа, изображенного на карте.
Занятия по ориентированию необходимо проводить на местности, используя контрольные пункты (КП), изготовленные сначала при непосредственном участии руководителя, затем самостоятельно..
Успешное освоение материала программы во многом зависит от продуманного построения учебного процесса..
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмом Министерства образования РФ №15-Т от 30.08.96.
Подведение итогов реализации программы проводится при проведении походов, туристско-краеведческих слетов, соревнований по туристскому многоборью, викторин, конкурсов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Основы туристской подготовки (20 часов)
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.
Туристское снаряжение
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, аптечка.
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.
- Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Игры в пути и на привале. Туристская песня. Нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Развертывание лагеря, разжигание костра. Обучение пользованию снаряжением.
Игры в пути и на привале. Разучивание и исполнение туристских песен.
- Питание в походе
Значение правильного питания в походе. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Составление меню и списка продуктов для 1 дневного похода. Приготовление пищи на костре.
- Подготовка и организация путешествия
Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.
Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка.
Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу.
Работа с собранным материалом.
- Физическая подготовка туриста.
Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание. Утренняя зарядка.
Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. Обучение плаванию.
2. Краеведение
2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края.
Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края.
«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини-докладов о природе родного края.
2.2. История и культура края
Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры.
Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. Творческие мастерские. Подготовка мини-докладов по истории, культуре родного края.
2.3.Туристские возможности края
Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.
3.Топография и ориентирование
3.1. Топографическая и спортивная карты
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы. Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.
Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.
Упражнения на запоминание условных знаков.
3.2. Ориентирование
Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.
Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
- Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
- Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. – М.: Проф-издат, 1985.
- Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
- Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Волович В.Г. Академия выживания. – М.: «Толк», «Технополюс», 1996.
- Ганополъский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
- Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2003
Календарно-тематическое планирование
по туристическому краеведению,
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Туристические путешествия, история развития туризма (1 час) | ||||
1 | Туризм – средство познания своего края. | |||
Тема 2. Туристское снаряжение (6 часов) | ||||
2 | Личное снаряжение. | |||
3 | Групповое снаряжение. | |||
4 | Снаряжение для зимних походов. | |||
5 | Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. | |||
6 | Укладка рюкзака. | |||
7 | Аптечка | |||
Тема 3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги (4 часа) | ||||
8 | Основные требования к месту привала и бивака. | |||
9 | Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. | |||
10 | Типы костров. | |||
11 | Игры в пути и на привале. | |||
Тема 4. Питание в походе (4 часа) | ||||
12 | Приготовление пищи на костре. | |||
13 | Питьевой режим на маршруте. | |||
14 | Составление меню. | |||
15 | Составление списка продуктов для 1 дневного похода. | |||
Тема 5. Подготовка и организация путешествия (4 часа) | ||||
16 | Подбор группы. | |||
17 | Определение цели и района похода. | |||
18 | Разработка маршрута. | |||
19 | Составление плана-графика движения. | |||
Тема 6. Физическая подготовка туриста (2 часа) | ||||
20 | Краткие сведения о строении и функциях организма. | |||
21 | Влияние физических упражнений на организм. | |||
Тема 7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края (3 час) | ||||
22 | Рельеф и полезные ископаемые края. | |||
23 | Климат, озера, реки, болота края | |||
24 | Растительный и животный мир края | |||
Тема 8. История и культура края (1 час) | ||||
25 | Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов. | |||
Тема 9. Туристические возможности края (1 час) | ||||
26 | Музеи края. | |||
Тема 10. Топографическая и спортивная карты (3 часа) | ||||
27 | Условные знаки топографических карт. | |||
28 | Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. | |||
29 | Изучение форм рельефа на карте и на местности. | |||
Тема 11. Ориентирование (5 часов) | ||||
30 | Компас, его устройство, правила обращения. | |||
31 | Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. | |||
32 | Действия при потере ориентировки. | |||
33 | Подготовка к однодневному походу. | |||
34 | Однодневный поход. |
Календарно-тематическое планирование
по туристическому краеведению,
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Туристические путешествия, история развития туризма (1 час) | ||||
1 | Туризм – средство познания физического и духовного развития, оздоровления. | |||
Тема 2. Туристское снаряжение (4 часа) | ||||
2 | Перечень личного снаряжения. | |||
3 | Снаряжение для одно-трехдневного похода. | |||
4 | Групповое снаряжение. | |||
5 | Ремонтный набор, аптечка. | |||
Тема 3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги(5 часов) | ||||
6 | Бивак дневной и ночной. | |||
7 | Правила поведения в палатке. | |||
8 | Правила разведения костра. | |||
9 | Меры безопасности при обращении с огнем. | |||
10 | Туристская песня. | |||
Тема 4. Питание в походе (4 часа) | ||||
11 | Значение правильного питания в походе. | |||
12 | Питьевой режим на маршруте. | |||
13 | Составление меню. | |||
14 | Составление списка продуктов для 1 дневного похода. | |||
Тема 5. Подготовка и организация путешествия (5 часов) | ||||
15 | Права и обязанности участников похода. | |||
16 | Должности в группе. | |||
17 | Определение цели и района похода. | |||
18 | Разработка маршрута. | |||
19 | Составление плана-графика движения. | |||
Тема 6. Физическая подготовка туриста (3 часа) | ||||
20 | Краткие сведения о строении и функциях организма. | |||
21 | Влияние физических упражнений на организм. | |||
22 | Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. | |||
Тема 7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края (3 часа) | ||||
23 | Рельеф и полезные ископаемые края. | |||
24 | Климат, озера, реки, болота края | |||
25 | Растительный и животный мир края | |||
Тема 8. История и культура края (1 час) | ||||
26 | Сведения о прошлом своего населенного пункта. | |||
Тема 9. Туристические возможности края (1 час) | ||||
27 | Музеи края. | |||
Тема 10. Топографическая и спортивная карты (3 часа) | ||||
28 | Спортивная карта, её значение, отличие от топографической карты | |||
29 | Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. | |||
30 | Изучение форм рельефа на карте и на местности. | |||
Тема 11. Ориентирование (4 часа) | ||||
31 | Азимут, определение азимута. | |||
32 | Действия при потере ориентировки. | |||
32 | Подготовка к однодневному походу. | |||
34 | Однодневный поход. |
Календарно-тематическое планирование
по туристическому краеведению,
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Туристические путешествия, история развития туризма (1 час) | ||||
1 | Туризм – средство воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. | |||
Тема 2. Туристское снаряжение (5 часов) | ||||
2 | Правила размещение предметов в рюкзаке. | |||
3 | Типы палаток, их назначение. | |||
4 | Уход за снаряжением. | |||
5 | Ремонтный набор. | |||
6 | Аптечка. | |||
Тема 3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги(5 часа) | ||||
7 | Выбор места для привала и ночлега. | |||
8 | Свёртывание лагеря. | |||
9 | Заготовка дров. | |||
10 | Правила работы с топором и пилой. | |||
11 | Нормы поведения туристов в населенных пунктах. | |||
Тема 4. Питание в походе (4 часа) | ||||
12 | Значение правильного питания в походе. | |||
13 | Питьевой режим на маршруте. | |||
14 | Составление меню. | |||
15 | Составление списка продуктов для 1 дневного похода. | |||
Тема 5. Подготовка и организация путешествия (5 часов) | ||||
16 | Должности в группе, постоянные и временные. | |||
17 | Подбор литературы и картографического материала | |||
18 | Определение цели похода. | |||
19 | Разработка маршрута. | |||
20 | Составление плана-графика движения. | |||
Тема 6. Физическая подготовка туриста (2 часа) | ||||
21 | Значение физической подготовки для туриста | |||
22 | Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. | |||
Тема 7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края (2 часа) | ||||
23 | «Путешествия» по карте. | |||
24 | Посещение музеев. | |||
Тема 8. История и культура края (1 час) | ||||
25 | Сведения о прошлом своего населенного пункта. | |||
Тема 9. Туристические возможности края (2 час) | ||||
26 | Наиболее интересные места походов и экскурсий. | |||
27 | Экскурсия по своему населенному пункту. | |||
Тема 10. Топографическая и спортивная карты (3 часа) | ||||
28 | Виды топографических карт. | |||
29 | Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. | |||
30 | Изучение форм рельефа на карте и на местности. | |||
Тема 11. Ориентирование (4 часа) | ||||
31 | Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. | |||
32 | Ориентирование по местным предметам. | |||
33 | Подготовка к однодневному походу. | |||
34 | Однодневный поход. |
Календарно-тематическое планирование
по туристическому краеведению,
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Туристические путешествия, история развития туризма (1 час) | ||||
1 | Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. | |||
Тема 2. Туристское снаряжение (4 часа) | ||||
2 | Одежда и обувь для летних и зимних походов. | |||
3 | Походная посуда. | |||
4 | Уход за снаряжением, его ремонт. | |||
5 | Аптечка. | |||
Тема 3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги(4 часа) | ||||
6 | Организация работы по устройству бивака. | |||
7 | Установка палаток. | |||
8 | Уборка места лагеря. | |||
9 | Меры безопасности при обращении с огнем. | |||
Тема 4. Питание в походе (4 часа) | ||||
10 | Значение правильного питания в походе. | |||
11 | Питьевой режим на маршруте. | |||
12 | Составление меню. | |||
13 | Составление списка продуктов для 1 дневного похода. | |||
Тема 5. Подготовка и организация путешествия (5 часов) | ||||
14 | Распределение обязанностей в группе. | |||
15 | Подбор литературы и картографического материала | |||
16 | Определение цели и района похода. | |||
17 | Маршрутный лист. | |||
18 | Маршрутная книжка. | |||
Тема 6. Физическая подготовка туриста (3 часа) | ||||
19 | Физическая и морально-волевая подготовка. | |||
20 | Влияние физических упражнений на организм. | |||
21 | Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. | |||
Тема 7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края (1 час) | ||||
22 | Подготовка мини-докладов о природе родного края. | |||
Тема 8. История и культура края (1 час) | ||||
23 | Памятники истории и культуры. | |||
Тема 9. Туристические возможности края (2 часа) | ||||
24 | Наиболее интересные места походов и экскурсий. | |||
25 | Экскурсия по своему населенному пункту. | |||
Тема 10. Топографическая и спортивная карты (5 часа) | ||||
26 | Топографическая карта. Основные сведения. | |||
27 | Масштаб. Рамка, и зарамочное оформление. | |||
28 | Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. | |||
29 | Определение масштаба карты. | |||
30 | Упражнения на запоминание условных знаков. | |||
Тема 11. Ориентирование (4 часа) | ||||
31 | Приемы обхода препятствий. | |||
32 | Определение азимута по карте. | |||
33 | Подготовка к однодневному походу. | |||
34 | Однодневный поход. |
Календарно-тематическое планирование
по туристическому краеведению,
9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Туристические путешествия, история развития туризма (1 час) | ||||
1 | История развития туризма в России. | |||
Тема 2. Туристское снаряжение (3 часа) | ||||
2 | Подготовка личного снаряжения к походу. | |||
3 | Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. | |||
4 | Аптечка. | |||
Тема 3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги(4 часа) | ||||
5 | Привалы и ночлеги в походе. | |||
6 | Установка палаток, размещение вещей в них. | |||
7 | Противопожарные меры. | |||
8 | Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. | |||
Тема 4. Питание в походе (5 часов) | ||||
9 | Значение правильного питания в походе. | |||
10 | Хранение продуктов. | |||
11 | Питьевой режим на маршруте. | |||
12 | Составление меню. | |||
13 | Составление списка продуктов для 1 дневного похода. | |||
Тема 5. Подготовка и организация путешествия (8 часов) | ||||
14 | Распределение обязанностей в группе. | |||
15 | Должности в группе. | |||
16 | Составление плана подготовки похода. | |||
17 | Определение цели и района похода. | |||
18 | Разработка маршрута. | |||
19 | Составление плана-графика движения. | |||
20 | Маршрутный лист | |||
21 | Маршрутная книжка | |||
Тема 6. Физическая подготовка туриста (3 часа) | ||||
22 | Закаливание. Утренняя зарядка. | |||
23 | Влияние физических упражнений на организм. | |||
24 | Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. | |||
Тема 7. Географическое положение, природные условия и ресурсы края (1 час) | ||||
25 | Подготовка мини-докладов о природе родного края. | |||
Тема 8. История и культура края (1 час) | ||||
26 | Памятники истории и культуры. | |||
Тема 9. Туристические возможности края (1 час) | ||||
27 | Особо охраняемые природные территории. | |||
Тема 10. Топографическая и спортивная карты (3 часа) | ||||
28 | Условные знаки спортивной карты. | |||
29 | Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. | |||
30 | Определение масштаба карты. | |||
Тема 11. Ориентирование (4 часа) | ||||
31 | Движение через промежуточные ориентиры. | |||
32 | Определение азимута на ориентир. | |||
33 | Подготовка к однодневному походу. | |||
34 | Однодневный поход. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 5 классе
В данной работе представлено календарно-тематическое планирование по литературно-этнографическому курсу "Культура народов Поволжья". Курс рассчитан на 35 учебных недель, составлен на основе брошюры "В...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...