«Всегда Россия славилась отважными героями»
классный час (7 класс) на тему

Тема. «Всегда Россия славилась отважными героями»

Цели классного часа:

·        дать представление о понятиях  «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории и современной жизни;

·        знать и чтить память героев страны, героев земляков;

·        воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа;

Оборудование: песня «От героев былых времен», презентация «Герои Отечества», газета «Герои нашего века», видеоролик «Герои России моей», песня «Герои России» в исполнении С.Михайлова

Ход классного часа

I.Организационный момент. Целеполагание.

II. Звучит песня «От героев былых времен», музыка Р.Хозак, слова Е.Агранович

Выразительное чтение стихотворения.

 

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

Да здравствуют, Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою,
С врагом вступившие, в неравный бой....
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsegda_rossiya_slavilas_otvazhnymi_geroyami.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

    г.Курганинск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа-интернат

«Курганинский казачий кадетский корпус»

        

                                                                          Воспитатель: Кантур Б.П.

 

Тема. «Всегда Россия славилась отважными героями»

Цели классного часа: 

  • дать представление о понятиях  «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории и современной жизни;
  • знать и чтить память героев страны, героев земляков;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа;

Оборудование: песня «От героев былых времен», презентация «Герои Отечества», газета «Герои нашего века», видеоролик «Герои России моей», песня «Герои России» в исполнении С.Михайлова

Ход классного часа

I.Организационный момент. Целеполагание.

II. Звучит песня «От героев былых времен», музыка Р.Хозак, слова Е.Агранович 

Выразительное чтение стихотворения. 

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

Да здравствуют, Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою,
С врагом вступившие, в неравный бой.

Вы вражеские силы победили,
Отчизны верные сыны,
Чтобы потомки в мире жили,
И чтобы не было войны!

III. Вступительное слово воспитателя. 

С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоя воин, солдат! Перелистаем  героические страницы отечественной истории. Вспомним имена этих героев.

IV. Устный журнал «Рассказ о героях». Учащиеся на свое усмотрение выбирают  человека, которого считают героем. Рассказы сопровождаются просмотром презентации.

Новгородский князь Александр Невский.

За храбрость и отвагу в битве на Неве прозвал народ князя Александра – Невским. Прошло немного времени. Немецкие рыцари – крестоносцы двинулись на Русь, подчиняя себе города, крепости, опустошая земли. Войско крестоносцев выглядело устрашающе: на воинах шлемы с рогами, в белых с чёрными крестами плащах, с длинными копьями. На лошадях железные намордники.

Битва на  льду Чудского озера в историю вошла под названием «Ледового побоища». Вот так эта битва описывается в книгах: «Была ж тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска и была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью…И возвратился князь Александр с победою славною…» За всю свою жизнь не проиграл он ни одной битвы. Святой воин!

Александр Васильевич Суворов Русский полководец и военный теоретик,  изучал артиллерию, военную историю и иностранные языки. Свой слабый от рождения организм закалял физическими упражнениями. Был необыкновенно трудолюбив. Начал службу капралом в лейб-гвардии Семеновского полка, потом генерал-аншеф, фельдмаршал, а закончил  генералиссимусом.

Михаил Илларионович Кутузов генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский - был первым награжденным всеми степенями боевого ордена Святого Георгия. Этот прославленный русский полководец всю свою жизнь, весь свой боевой путь от прапорщика до генерал-фельдмаршала прошел вместе с Русской армией. Войска под его командованием участвовали во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII - начале XIX веков.Со знаменем в руках он лично повел батальон в атаку на турок. Во время этого боя Кутузов был тяжело ранен в голову, после чего потерял глаз.В августе 1812 г. Михаил Илларионович возглавил Русскую армию, разбившую Наполеона. В честь великой победы Александр I наградил фельдмаршала орденом Святого Георгия первой степени. С получением этой высшей награды Кутузов стал полным кавалером всех четырех степеней ордена Святого Георгия.

Гео́ргий Константи́нович Жу́ков  советский полководецМаршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». В послевоенное время занимал пост Главнокомандующий  сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.

Иван Никитович Кожедуб это  известный летчик-истребитель времен Великой Отечественной войны. За время войны он совершил 33 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях. Интересным фактом является то, что Кожедуба ни разу не сбили за все время войны,  и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Это еще один рекорд летчика. Трижды Герой Советского Союза

Александр Иванович Покрышкин - лётчик-истребитель, первый трижды Герой Советского Союза. Войну закончил в Чехословакии. В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик, пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв. Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта. Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. Причём, последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

Алексей Петрович Маресьев  Война для него началась 23 августа 1941-го — именно тогда под Кривым Рогом он совершил первый боевой вылет. Воевал успешно, сбил четыре вражеских самолета. 4 апреля 1942 г. на истребителе Як-1 отправился сопровождать группу советских бомбардировщиков, однако был подбит и совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории. Восемнадцать суток, с 4 по 22 апреля, сначала на искалеченных ногах, а когда они перестали слушаться — ползком, добирался летчик к своим. И добрался!.. Самолетом героя отправили в Москву, но спасти его ноги врачи не смогли — из-за развившейся гангрены понадобилась немедленная ампутация. Казалось бы, на карьере летчика можно поставить крест. Но Маресьев совершил второй подвиг — вернулся в строй и, более того, свои лучшие воздушные победы одержал, уже летая без ног, с протезами!.. Так, 20 июля 1943 г. в одном бою он сбил сразу два немецких истребителя. Всего за время войны Маресьев А.П. сбил 11 вражеских самолетов, из них после ампутации ног — 7. 24 августа 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 

Стоит заметить, что Алексей Маресьев — не единственный советский летчик, воевавший без ног. Так, Захар Артемович Сорокин (1917-1978) после неудачного тарана, совершенного 25 октября 1941-го, шесть суток добирался по тундре к своим. Отморозил ноги, прошел через ампутацию обеих ступней, но вернулся в строй и к 1943-му сбил 7 самолетов врага. В августе 1944 г., через год после Маресьева, стал Героем Советского Союза.

У Леонида Георгиевича Белоусова (1909-1998) ноги были ампутированы после авиакатастрофы, случившейся перед войной. В строй он вернулся в 1944-м и сбил 3 вражеских самолета. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в апреле 1957 г.

Майор авиации, Герой Советского Союза Иван Михайлович Ерашов (1911-1948) был сбит в районе Одессы 23 марта 1944 г., раненым попал в плен, но совершил побег и успешно добрался до своих. После ампутации ноги вернулся в строй и продолжал летать с протезом.

Кроме того, в небе Великой Отечественной воевал единственный в мире однорукий летчик. Это Иван Антонович Леонов, воевавший в 192-м истребительном авиаполку. 15 июля 1943 г. он был сбит в районе Орла, в результате тяжелого ранения потерял левую руку, но вернулся в строй и летал на По-2 в составе эскадрильи связи. 16 февраля 1995 г. ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Владимир Георгиевич Серов-уроженец станицы Курганной, мой земляк, Герой Советского Союза. В районе Выборга звено Серова внезапно подверглось хорошо скоординированному удару двух немецких четвёрок. Серов сбил "Мессер" из первой четвёрки, но и атака ударных пар немцев была точной - они подбили самолёты Ташлыкова и Сошина. Вскоре был подбит и ведомый Серова - Головачёв. Против обыкновения немцы не бросились преследовать подбитых, а продолжали вести бой с оставшимся в одиночестве Серовым. Вскоре он сбил ещё один "Мессер" и, по-видимому, оставшись без боеприпасов, на сходящихся курсах столкнулся с третьим... Он пошел на таран.

Иван Константинович Сериков- уроженец станицы Курганной, мой земляк, Герой Советского Союза. С 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командовал отделением разведки артиллерийского полка стрелковой дивизии . Отличился во время битвы за Днепр.30 сентября 1943 года, когда один из расчётов батареи выбыл из строя, Сериков сам встал к орудию и отразил немецкую контратаку.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Иван Сериков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза

Дмитрий Комаров. Самоотверженная тактика тарана уникальна в современной войне — тем удивительнее, когда один сравнительно небольшой по размерам танк идет на таран целого бронепоезда! Каким-то чудом герой в том бою остался жив, хотя погибли почти все члены его экипажа. Тем не менее, Дмитрий Евлампиевич, как говорят в народе, «торопился к Богу»: он геройски погиб в боях за Польшу осенью того же 1944 года. Был удостоен звания Герой Советского Союза. 

Людмила Михайловна Павличенко- самая результативная женщина-снайпер, уничтожившая 309 врагов. Участница Великой Отечественной войны с июня 1941 г., доброволец. В составе Чапаевской дивизии участвовала в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины. 250 дней и ночей снайпер Людмила Михайловна Павличенко провела в тяжелых и героических боях под Севастополем.К июлю 1942 г. из снайперской винтовки Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев. За период оборонительных боев она воспитала десятки хороших снайперов, которые истребили не одну сотню гитлеровцев

Епистиния Степанова- Простая русская женщина, родившая 15 детей. Она отдала Родине самое драгоценное — девятерых сыновей, семь из которых так и не вернулись домой с Великой Отечественной, а еще двое погибли в Гражданскую и на Халхин-Голе. Власть наградила ее званием «Мать-Героиня» и после смерти в 1974 году похоронила со всеми воинскими почестями. 

IV. Выразительное чтение стихотворения. 

Давно отгремели военные залпы.
Живем мы на мирной земле.
Но помним о мужестве,
Силе и братстве,
Минувшей войны седине.

 О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!

Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!

В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!

V. Беседа с учащимися.

Слово воспитателя. Конечно, имена и судьбы людей, ставших героями, можно называть не один час.

  • Как вы понимаете, кто такой герой? Какими качествами обладают герои? (мужеством, храбростью, доблестью, смелостью )

Вообще слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель».  Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.

Герой –это…

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

  • Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме? Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг

Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические. Но в целом герой-это тот, кто способен совершить подвиг.

  • Что такое подвиг? (смелый поступок)
  • Как вы думаете, только ли на войне есть место подвигу?

И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя.

VI. Просмотр видеоролика «Герои моей России». Звучит песня С.Михайлова «Герои России»

VII.Выразительное чтение стихотворения. Евгений Крысин Герой 21-го века

В новом веке у героев
будет участь нелегка.
Не ходили они строем, 
знать, и в прежние века.
Подвиг был твореньем штучным,
и останется всегда
в деле ратном и научном — 
штучным — знайте, господа!

В двадцать первом веке тоже,
чтоб героем века стать,
просто вылезти из кожи
будет надобно опять.

Это странно — в звёздный космос
за геройскою звездой
сможет каждый взять и просто
сам слетать, и он — Герой!

На спортивном пьедестале
каждый первый, не второй,
грудь украсивший медалью
с блеском золота, — Герой!

Пусть таких имён побольше
знает каждая страна,
и звучат они подольше
в наступивших временах.
VIII.Подведение итогов.

Терроры, пожары, крушения случаются не каждый день. Бывают герои известные и неизвестные. Самые неизвестные герои живут у нас по соседству, но мы об этом даже не подозреваем. Герой нашего времени – это тот человек, который в силах, в наше нелегкое время подавлять в себе все ничтожное и скверное, кто идет по жизни с открытым сердцем и протягивает руку помощи нуждающимся, не преследуя никаких корыстных целей и не требуя ничего. А закончить наше мероприятие хотелось бы словами известного немецкого писателя: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вспомним, братцы, россов славу!"

Сце       Сценарий тематического классного часа  « Вспомним, братцы, россов славу!»...

"Вспомним, братцы, россов славу!"

Классный час(внеклассное мероприятие....

игра "Слава русским героям великих битв"

форма: игра "Колесо истории"Цели: приобщение к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувствИгра проходит по станциям.В результате ученики прикоснулись...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Проектирование внеурочного мероприятия патриотической направленности «Героев России славим!», посвященное Дню Защитника Отечества

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможно...

Школьный Музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина

Статья о музее Боевой Славы МБОУ "Школа №109 имени М.И.Абдуллина"...

Празднично-спортивная программа «Будем всегда Россией гордиться»

Цель: организация досуга детей на праздничном мероприятии, посвященном Дню России. Задачи: Образовательные: знакомить с предметами и инвентарем для развития ловкости, скорости, выносливости, силы; ...