Школьный Музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина
статья по краеведению
Статья о музее Боевой Славы МБОУ "Школа №109 имени М.И.Абдуллина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_109_-_kudryashova_i.l.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный Музей Боевой Славы
имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина
Музеи образовательных учреждений – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма. Самобытность школьного музея определяется тем, что он – музей особого типа: адресован в первую очередь детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотрудничество учащихся и педагогов, родителей, а так же других помощников и партнёров.
Работа школьного музея – одна из форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только членов краеведческого кружка, но и широкие массы обучающихся, родителей, учителей.
В школьных музеях обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.
Музей в МБОУ «Школа №109 имени героя Советского Союза М.И. Абдуллина» был образован в 1980 году под руководством учителя истории Зубаировой Ирмы Басыровны.
С самого начала был четко определен профиль будущего музея как музея военно-исторического и музея истории школы. Установка на создание такого музея нашла активный отклик у учащихся, учителей, родителей, шефов. Был создан Совет музея, в который вошли наиболее заинтересованные в его деятельности учащиеся (Афонина Анна, Хасанова Ирэна, Хайдарова Алсу, Абузханова Алина, Жарова Ангелина - они же стали экскурсоводами в разные годы деятельности музея), учителя (Кудряшова И.Л., Чистякова Н.В., Сайфутдинова В.М.), родители, шефы. Началась поисковая работа. Приходилось обращаться в архивные отделы редакции газет, в отделы исполнительного комитета, в городской и районный отделы народного образования. Школьный музей – это, в первую очередь, творческое сотрудничество учителей и учеников. Наша школа славится своей многолетней историей. Накоплено множество материалов о педагогах, учениках, выпускниках разных лет, их родителях и музей стал хранителем и продолжателем лучших добрых традиций, передающихся из поколения в поколение.
На базе школьного музея функционирует Совет музея, в который входят учителя истории, председатель школьного родительского комитета, участники кружка «Активисты школьного музея» - учащиеся 5-11-х классов (руководитель Кудряшова Инна Леонидовна).
Активизировать поисково-краеведческую работу в школе позволяют конкурсы, ставшие традиционными. Например, в сотрудничестве с МБОУ ДО ДЦТКиЭ «Зенит» и Башкирским институтом социальных технологий была организована и проведена презентация книги «Дорогами огненных лет» часть III, где свои работы представили также и учащиеся школы.
С начала основания музея и до наших дней ведется работа с выпускниками, первыми учителями школы.
В результате анализа собранного материала в основу формирования экспозиций были положены 2 принципа: историко - хронологический и тематический.
Основным материалом для исследования послужила документация музея (паспорт, учётная карточка, свидетельство о присвоении звания «Школьный музей»), программы краеведческого кружка, работающего на базе музея, исследовательские работы прошлых лет, созданная картотека экспонатов основного и вспомогательного фондов. А также консультации учителя истории и основателя школьного музея Зубаировой Ирмы Басыровны, которая является ветераном педагогического труда и награждена орденом Дружбы народов).
Музей действует с 1980 года, в 2003 году прошел процедуру паспортизации.
В музее имеется 7 основных экспозиций, которые оформлены в едином стиле. На 2021 год в музее представлен 1141 экспонат. Количество экспонатов, представленных в экспозициях – 600.
На базе музея действуют поисковый отряд «Фрегат».
Музей – центр военно-патриотического воспитания. На его базе проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий, тружениками тыла и Героями труда. Проводятся Уроки мужества, проходит подготовка к участию в краеведческих конференциях и Всероссийском движении «Отечество», а также обзорные и тематические экскурсии.
Работа ведется в трех направлениях:
1. Военно-патриотическое:
- сбор и изучение материалов об участниках и ветеранах ВОВ;
- сбор материала и встречи с участниками боевых действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Краеведческое:
- всесторонне изучение родного края, истории школы;
- участие в конференциях, оформление экспозиций, посвящённых ветеранам школы и многое другое.
3. Изучение музейного дела:
- обучение навыкам работы в музее: сбор и изучение материалов, подготовка экспозиций, подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий, работа с фондами.
Материалы музея не только формируют знания об истории школы, но и способствуют развитию чувства гордости за собственную школу, интереса к учебной деятельности, уважению к труду учителя и собственному учебному труду. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая деятельность выпускников, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта и помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников.
Таким образом, школьный музей обладает огромным образовательным и исследовательским потенциалом. За время работы школьного музея исследовано множество самых различных направлений; ведется работа по пополнению фондов, организуются новые экспозици и выставки; работает Совет музея; материалы школьного музея делают историю живой и дают большой простор научно – исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы музея заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работах других исследователей, а также теми, кто будет заниматься организацией школьного музея.
Все школьные музеи вносят свой вклад в сохранение и пропаганду духовного, исторического и образовательного наследия и являются центрами гражданско–патриотического, культурно-эстетического и экологического воспитания детей.
Главная цель организации и деятельности нашего музея состоит в изучении и сохранении памяти о событиях и явлениях, связанных с историей школы, родного города и края, тем самым создавая организационно-педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, формированию у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"
Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...
«БОЕВОЙ ПУТЬ ГРИГОРИЯ САФРОНОВИЧА АСЕЕВА, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Предоставлена информация о Герое советского союза Асееве Г.С. Перечислены факты боевых действий, наградные материалы и др....
Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)
Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...
Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"
Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...
Экскурсия по музею имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина
ЭКСКУРСИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮЗдравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем небольшом, но интересном музее. Музею уже 50 лет, он был создан стараниями учителей и детей 4 ноября...
Положение о школьном музее Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ
Моя работа пригодится начинающим заведующим школьных музеев....
Концепция развития музея Героя Советского Союза М.С.Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы №104 Санкт-Петербурга "Музей - развивающая образовательная среда".
Работа для начинающих заведующих школьными музеями. Учитесь составлять Уставные музейные документы....