Школьный Музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина
статья по краеведению

Кудряшова Инна Леонидовна

Статья о музее Боевой Славы МБОУ "Школа №109 имени М.И.Абдуллина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_109_-_kudryashova_i.l.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный Музей Боевой Славы

имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина

Музеи образовательных учреждений – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма. Самобытность школьного музея определяется тем, что он – музей особого типа: адресован в первую очередь детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотрудничество учащихся и педагогов, родителей, а так же других помощников и партнёров.

Работа школьного музея – одна из форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только членов краеведческого кружка, но и широкие массы обучающихся, родителей, учителей.

        В школьных музеях обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Музей в МБОУ «Школа №109 имени героя Советского Союза М.И. Абдуллина» был образован в 1980 году под руководством учителя истории  Зубаировой Ирмы Басыровны.  

С самого начала был четко определен профиль будущего музея как музея военно-исторического и музея истории школы. Установка на создание такого музея нашла активный отклик у учащихся, учителей, родителей, шефов. Был создан Совет музея, в который вошли наиболее заинтересованные в его деятельности учащиеся (Афонина Анна, Хасанова Ирэна, Хайдарова Алсу, Абузханова Алина, Жарова Ангелина - они же стали  экскурсоводами в разные годы деятельности музея), учителя (Кудряшова И.Л., Чистякова Н.В., Сайфутдинова В.М.), родители, шефы. Началась поисковая работа. Приходилось  обращаться в архивные отделы редакции газет, в отделы исполнительного комитета, в городской и районный отделы народного образования. Школьный музей – это, в первую очередь, творческое сотрудничество учителей и учеников. Наша школа славится своей многолетней историей. Накоплено множество материалов о педагогах, учениках, выпускниках разных лет, их родителях и музей стал хранителем и продолжателем лучших добрых традиций, передающихся из поколения в поколение.

        На базе школьного музея функционирует Совет музея, в который входят учителя истории, председатель школьного родительского комитета, участники кружка «Активисты школьного музея» - учащиеся 5-11-х классов (руководитель Кудряшова Инна Леонидовна).

Активизировать поисково-краеведческую работу в школе позволяют конкурсы, ставшие традиционными. Например, в сотрудничестве с МБОУ ДО ДЦТКиЭ «Зенит» и Башкирским институтом социальных технологий была организована и проведена презентация книги «Дорогами огненных лет» часть III, где свои работы представили также и учащиеся школы.

         С начала основания музея и до наших дней ведется работа с  выпускниками, первыми учителями школы.

        В результате анализа собранного материала в основу формирования экспозиций были положены 2 принципа: историко - хронологический и тематический.

        Основным материалом для исследования послужила документация музея (паспорт, учётная карточка, свидетельство о присвоении звания «Школьный музей»), программы краеведческого кружка, работающего на базе музея, исследовательские работы прошлых лет, созданная картотека экспонатов основного и вспомогательного фондов. А также консультации учителя истории и основателя школьного музея Зубаировой Ирмы Басыровны, которая является ветераном педагогического труда и награждена орденом Дружбы народов).

Музей действует с 1980 года, в 2003 году прошел процедуру паспортизации.

        В музее имеется 7 основных экспозиций, которые оформлены в едином стиле. На 2021 год в музее представлен 1141 экспонат. Количество экспонатов, представленных в экспозициях – 600.

        На базе музея действуют поисковый отряд «Фрегат».

        Музей – центр военно-патриотического воспитания. На его базе проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий, тружениками тыла и Героями труда. Проводятся Уроки мужества, проходит подготовка к участию в краеведческих конференциях и Всероссийском движении «Отечество», а также обзорные и тематические экскурсии.

Работа ведется в трех направлениях:

1. Военно-патриотическое:

- сбор и изучение материалов об участниках и ветеранах ВОВ;

- сбор материала и встречи с участниками боевых действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.

2. Краеведческое:

- всесторонне изучение родного края, истории школы;

- участие в  конференциях, оформление экспозиций, посвящённых ветеранам школы и многое другое.

3. Изучение музейного дела:

- обучение навыкам работы в музее: сбор и изучение материалов, подготовка экспозиций, подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий, работа с фондами.

Материалы музея не только формируют знания об истории школы, но и способствуют развитию чувства гордости за собственную школу, интереса к учебной деятельности, уважению к труду учителя и собственному учебному труду. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая деятельность выпускников, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта и помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников.

Таким образом, школьный музей обладает огромным образовательным и исследовательским потенциалом. За время работы школьного музея исследовано множество самых различных направлений; ведется работа по пополнению фондов, организуются новые экспозици и выставки; работает Совет музея; материалы школьного музея делают историю живой и дают большой простор научно – исследовательской деятельности.

        Практическая значимость работы музея заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работах других исследователей, а также теми, кто будет заниматься организацией школьного музея.

Все школьные музеи вносят свой вклад в сохранение и пропаганду духовного, исторического и образовательного наследия и являются центрами гражданско–патриотического, культурно-эстетического и экологического воспитания детей.

Главная цель организации и деятельности нашего музея состоит в изучении и сохранении памяти о событиях и явлениях, связанных с историей школы, родного города и края, тем самым создавая организационно-педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, формированию у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

«БОЕВОЙ ПУТЬ ГРИГОРИЯ САФРОНОВИЧА АСЕЕВА, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Предоставлена информация о Герое советского союза Асееве Г.С.  Перечислены факты боевых действий, наградные материалы и др....

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...

Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"

Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...

Экскурсия по музею имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина

ЭКСКУРСИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮЗдравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем небольшом, но интересном музее.  Музею уже 50 лет, он был создан стараниями учителей и детей 4 ноября...

Положение о школьном музее Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ

Моя работа пригодится начинающим заведующим школьных музеев....