Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярославский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 1» Никифоровского района Тамбовской области
Номинация «Сценарий Урока Мужества»
Урок Мужества « Мы этой памяти верны»,
посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!»
Автор: Полянская Татьяна Семёновна,
учитель математики
телефон: 8 (47536) 37425
e-mail: yaroslawka@yandex.ru
2014 год
Урок мужества «Мы этой памяти верны»
Пояснительная записка
Урок Мужества проводится накануне празднования 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Он нацелен на воспитание патриотизма.
Растить патриотов в наше время непросто. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать представление о долге, чести и ответственности, понимание того, что без патриотизма невозможно возродить Россию.
На данном Уроке Мужества ребята знакомятся с основными битвами Великой Отечественной войны. В ознакомительном порядке учащиеся узнают о битве в Брестской крепости, о Московской и Сталинградской битвах, о Курской битве, о битве под Берлином, о блокаде Ленинграда. В ходе изучения данных битв просматриваются иллюстрации, слушаются песни военных лет, дети читают стихи.
В результате поисковой работы детей на урок приглашены труженики тыла. Ребята подготовили рассказы о своих родственниках, которые защищали нашу страну от врага на фронтах и в тылу.
Учащиеся узнают, каким городам было присвоено звание «Город-герой», сколько дней и ночей длилась война, и сколько жизней она унесла.
Данное мероприятие представлено в форме нестандартного урока – Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала.
Используется творческая форма работы, где ребята предоставили материалы о своей самостоятельной поисковой деятельности. На уроке применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны, актуальности, приближённым к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. Чтобы использовать эти методы были подобраны специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывали особый интерес в стране, публиковались в печати, сообщались по радио и телевидению. Для создания наглядности используется компьютерная презентация.
Урок Мужества можно провести как на уроках обществознания и истории, так и на внеклассном мероприятии, посвящённом победе в Великой Отечественной войне.
Результатами урока должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.): названия основных битв Великой Отечественной войны и их даты, основные цифры и факты военного времени, знания стихотворений и песен военных лет, выполненные поисковые работы на тему: «Мои земляки – участники войны», знания героев родного края, которые участвовали в Великой Отечественной Войне.
Цели:
- воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств на примере мужества и героизма, проявленных русским народом в Великой Отечественной войне;
- воспитание патриотического отношения к России, чувства гордости за свой родной край;
- воспитание чувства долга, уважения к своей истории, к людям старшего поколения.
Задачи:
- вовлечь всех учащихся класса в данное внеклассное мероприятие;
- показать мужество, стойкость нашего народа;
- убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии;
- воспитать патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу;
- формировать представления о воинском долге и верности Отечеству.
Возраст учащихся: 5-9 классы.
Место проведения мероприятия: классная комната.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Музыкальное сопровождение:
- песня «Журавли», слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля,
- песня «Катюша», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера,
- песня «От героев былых времен», слова Е.Аграновича, муз. Р.Хозака,
- песня «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова,
- фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»,
- фонограмма «Сообщение Левитана о победе».
Необходимый реквизит:
- плакаты «Великая Отечественная война - 1941-1945», «Никто не забыт, ничто не забыто», «1418 дней»,
- свечи,
- выставка ученических рисунков «Нет войне».
Подготовка мероприятия:
- Определение темы внеклассного мероприятия.
- Определение цели и задач внеклассного мероприятия.
- Подбор материалов по выбранной теме.
- Составить сценарий проведения внеклассного мероприятия.
- Подготовить презентации для визуальной поддержки.
- Разучить с детьми стихи о войне.
- Определить время и место проведения внеклассного мероприятия.
- Подготовить оформление классной комнаты.
- Пригласить тружеников тыла.
Сценарий Урока Мужества «Мы этой памяти верны»
1.Вступительная часть. /Слайд/
Учитель: Сегодня мы проводим Урок мужества «Мы этой памяти верны».
Мы перелистаем страницы тех событий Великой Отечественной войны, которые остались в памяти нашего народа. Мы в долгу перед теми, кто не дожил до наших дней. Не увидел мирного солнца над головой.
В память о героях Великой Отечественной войны мы зажигаем свечи, в знак того, что мы вместе скорбим о погибших участниках войны и помним о Великой Победе.
2. Основное часть.
Ученик: Что случилось, скажи мне, ветер,
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Учитель: Семьдесят лет отделяет нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, всё позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги советских солдат.
/Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»./
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления воины германские войска вероломно напали на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной воины. Ученик: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет. /Звучит песня «Священная война»/.
Учитель: 4 года войны,
1418 дней беспрерывного народного подвига.
1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. /Слайд/
Учитель: Остановимся на основных сражениях ВОВ.
Брестская крепость /Слайд/
/На фоне песни «От героев былых времен» /
Учитель:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель: Первый страшный удар фашистских войск приняли на себя наши пограничники. Ночью 22 июня в 3.15 по Брестской крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. Около месяца мужественно сражались герои Брестской крепости. Падали, захлебываясь кровью, молодые парни в зеленых фуражках, но вновь, израненные, вставали к пулеметам, бросались в яростные штыковые атаки. Но силы были, слишком, неравные…
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать вглубь Советского Союза. Они захватили Белоруссию, Литву Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим крупным городам…
Учитель: 30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.
Московская битва (30.09.1941—20.04.1942) /Слайд /
Ученик:
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Ведущий: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице нашей родины. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву и наш народ будет покорен. На Москву наступали более миллиона солдат, 1700 танков, 14000 орудий, тысяча самолетов. Весь октябрь шли ожесточённые бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни …
Авиация произвела 134 налета на Москву, но пробиться к ней смогли немногие. Советские летчики 24 раза применяли воздушный таран.
16 октября 1941 года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоты врага устремился отряд танков БТ – 7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и у Химкинского моста столкнулись с противником. В 15 км от Кремля все захватчики были уничтожены.
Учитель: Первое наступление врага на Москву было остановлено. И в эти грозные для столицы дни, на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941 года прошёл парад наших войск.
Ученик: Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади ВОЙНА –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
Учитель: С 15ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом. Учитель: «Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА!» - эти слова были сказаны героем-панфиловцем Василием Клочковым. Тяжелораненый солдат, с гранатой в руках, бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев-панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч.
Ученик: В дыму пожаров тонет даль седая
Широк великой битвы разворот
Колонны танков с флангов наседая
Неудержимо движутся вперёд
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы
Запомните их лица! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.
Учитель: Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить Сталинград. Летом 17 июля 1942 года началась Сталинградская битва.
Сталинградская битва (17.07.1942 — 02.02.1943) /Слайд/
Ученик: Я вижу город Сталинград в 42-м году
Горит земля, горит вода.
Металл кипит в аду.
Закрыто небо голубое, и солнца не видать
Окутан город в черный дым, и тяжело дышать
Открытые степному ветру
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!
Учитель: В конце августа фашисты прорвались к Волге. Начались бои в самом городе Сталинграде. Линия фронта проходила по улицам города, этажам домов, цехам предприятий. Город превратился в военный лагерь. Было сделано всё, чтобы вывести из него как можно больше женщин, детей, стариков. Ежедневно 180 тысяч сталинградцев выходили строить оборонительные рубежи на дальних и ближних подступах к городу. Пятьдесят тысяч жителей Сталинграда взяли в руки винтовки.
Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений советских войск во время Великой Отечественной войны. Продолжалась она шесть с половиной месяцев - 200 дней. Победа над Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны.
Ученик: Шёл бой за улицу,
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай – ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу…
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Учитель: Если битва под Москвой в 1941 году показала, что мы можем сражаться на равных, то Сталинград доказал, что мы их можем побеждать и обязательно победим.
Учитель: В этом гигантском сражении участвовали тысячи тамбовчан. На территории области была сформирована 2 –я гвардейская армия. Более 80 тысяч бойцов Тамбовской земли защищали Сталинград, к концу сражения в живых осталось лишь 39 тысяч человек.
В эти тяжёлые дни на тамбовской земле родился патриотический почин по сбору средств в помощь Красной Армии. О танках «Тамбовский колхозник» стало известно всей стране. /слайд /
Выступление труженицы тыла.
Учитель: В 1943 году развиваются военные события в районе Курска.
Курская битва (5.07.1943 – 23.08. 1943) /Слайд /
Ученик: Друзья мои, я не был на войне,
Но помню точно по рассказам деда,
Он говорил на кухне в тишине,
Как нелегко далась нам та победа...
Огнем горела Курская дуга,
Давили оборону клинья танков,
Любой ценой остановить врага,
Особенно прорвавшегося с флангов...
Дымят, уже закончен их поход,
Семь тигров из фашистского зверинца.
На миг враг передышки не дает...
И днем и ночью приходилось биться...
Несладко, в общем, что ни говори!
А тут еще немецкая пехота…
Работал снайпер, черт его дери,
Упал на бруствер командир расчета,
Комбат убит, и ранен политрук…
Нет связи и кончаются снаряды.
И все в дыму, кромешный ад вокруг,
Заполнены все койки в медсанбате...
Но все кто живы, те еще в строю
Изранены, уставшие до жути,
Но все равно к орудиям встают...
В бою друг друга прикрывают грудью.
Но так и не сумели нас снести...
Ни вражеские танки, ни пехота.
Нас не сломили, не смогли пройти,
Хотя в живых осталось два расчета.
Рассвет встает в распахнутом окне,
Я слышу только тихий голос деда.
Его рассказ о памятной войне,
Как нелегко далась нам та победа...
Учитель: Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. Она продолжалась 50 дней и ночей. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Это крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В Курской битве с обеих сторон участвовали более 4 млн. человек. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться.
Учитель: На войне люди не только воевали, на воине они продолжали жить. Они вспоминали дом, мать, любимую, мирную жизнь. /Слайд/
Ученик: Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Ученик: Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(На фоне песни «Катюша» исполняется танец).
Блокадный Ленинград (8.09.1941 - 27.01.1944) /Слайд /
Учитель: Стоит над Невой город большой и красивый – город-Герой, город-Солдат, город-Труженик. Ныне Санкт-Петербург. Во времена войны – Ленинград. Враги окружили его плотным кольцом. Линия фронта проходила недалеко от города. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда.
/На фоне песни «Ленинградцы»/
Ученик: Враги ломились в город наш свободный,
крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным
возгласом в груди:
— Умрем, но Красный Питер
не сдадим!..
Красногвардейцы, вспомнив о былом,
формировали новые отряды,
и собирал бутылки каждый дом
и собственную строил баррикаду.
И вот за это долгими ночами
пытал нас враг железом и огнем...
— Ты сдашься, струсишь,— бомбы нам
кричали,—
забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
не только люди — камни Ленинграда!
Но мы стояли на высоких крышах
с закинутою к небу головой,
не покидали хрупких наших вышек,
лопату сжав немеющей рукой.
Учитель: 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от Страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная «Дорога жизни». От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. Гитлер хотел стереть его с лица Земли. В городе заканчивались продукты, медикаменты и топливо. Не было воды, электричества. Голод косил людей. Люди погибали, но не сдавались. Они гибли он бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.
Ученик: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».
Учитель: Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Хлеб войны. Каким он был? /Слайд/
125-грамм хлеба:
Пищевая целлюлоза – 10%
Хлопковый жмых – 10%
Обойная пыль – 10%
Вытряски из мешков – 2%
Кукурузная мука – 3%
Ржаная мука – 65 %.
Учитель: В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Ученик: Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Учитель: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Учитель: 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано.
Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Учитель: К апрелю 1944 года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе.
Берлинская операция (16.04-8.05.1945 г.)
Победа. 9 мая 1945 год. /Слайд/
Учитель: В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину. Но битва за Берлин началась лишь 16 апреля, после разгрома всех крупных сил противника. 30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление.
И наконец, 9 мая 1945 года. День Победы. День всемирного ликования, радости, но радости со слезами на глазах.
/Звучит фонограмма «Сообщение Левитана о победе»./
Ученик: Деревья тоже воевали,
Как стяги головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную Страну.
Учитель: Свыше 11000 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город – герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Брест, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость – герой».
Учитель: Давайте вспомним о людях, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова.
Ученик: Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним
гордо и прямо
погибших в борьбе...
Учитель: Тамбовщина проводила на защиту Отечества свыше 400 тысяч человек. Великая Отечественная война была встречена жителями нашего Никифоровского района, как и всей страны, с глубокой скорбью. С первых дней началась мобилизация на фронт.
Более 14 тысяч человек из Никифоровского района были призваны в годы
войны в ряды Красной Армии. Уроженцы и жители Никифоровского района сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны.
6433 человека не вернулись к своим домашним очагам. Из них 482 доблестных бойца - наши земляки, жители села Ярославка.
/Школьники рассказывают о ветеранах –односельчанах. На экране
демонстрируется презентация «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны»./
Ученик: Полянский Алексей Алексеевич родился 31 марта 1924 года. Алексей Алексеевич ушел на фронт добровольцем в 18 лет. 31 августа 1942 года был призван в ряды Красной Армии и направлен в 963 запасной стрелковый полк станции Сурок Марийской АССР, где находился на подготовке до декабря 1942 года. После прохождения курсов молодого бойца был направлен на фронт под Сталинград в 924 стрелковый полк, где он был автоматчиком. Его десантную часть забросили в самое пекло войны. Памятным днем для солдата стало 31 января 1943 года. В том жестоком бою Алексей Алексеевич был трижды ранен. Четыре месяца он лечился в Камышинском госпитале, а потом снова на фронт. Воевал на Украине (Харьков), в Польше (Люблин). Алексей Алексеевич выжил, пройдя через весь ад жесточайшей войны. Для многих война закончилась в 1945 году, а для Алексея Алексеевича в 1953 году. Службу он закончил в 12 отряде ВО МГБ. В лесах Западной Украины он искоренял бандеровщину. Алексей Алексеевич награжден медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.», Орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова и другими юбилейными медалями.
Ученик: Нагин Алексей Степанович родился в 1923 году в селе Ярославка. В марте 1942 года его призывают в армию. Несколько месяцев учебы, затем – передовая. Воевал на Первом Белорусском фронте в качестве пулеметчика. Не в одном кровопролитном бою довелось участвовать ему. Сражался на Курской дуге, освобождал от врагов территорию Украины и Белоруссии, такие города, как Гомель, Луцк, Барановичи, Чернигов. В 1943 году в бою под Гомелем получил первое ранение. Попал в госпиталь, а после лечения снова едет на фронт и продолжает воевать в составе 148 гвардейского полка 50 гвардейской дивизии. Алексей Степанович был награжден медалью
«За отвагу», Орденом Великой Отечественной войны. 6 июня 1944 года освобождая город Брест, был ранен второй раз и демобилизован.
Ученик: Солопов Михаил Николаевич ушел воевать добровольцем. В январе 1942 года на товарных поездах вместе с товарищами добрались до города Ульяновска, где в числе новобранцев полгода находился в учебном подразделении. После этого ярославского паренька, которому едва исполнилось 17 лет, в составе 162 гвардейской пехотной дивизии перебросили на территорию Белоруссии. В одном из сражений молодого бойца сразила ранило. Пройдя курс лечения в госпитале города Винницы, снова на передовую, в самое пекло – район Сталинграда. Защита Украинских рубежей- последняя веха в военной биографии М.Н.Солопова. На подступах к Киеву, когда советские войска освобождали от врагов столицу Украины, наш герой получил тяжелейшее ранение в предплечье, контузию головы. После длительного периода лечения и реабилитации, Михаила Николаевича по состоянию здоровья комиссовали.
Ученик: Сычёв Николай Григорьевич был призван в Армию в 1943 году в возрасте восемнадцати лет. Сначала обучался в командном училище имени Орджоникидзе. Воевал в составе Второго фронта. Потом воевал в составе Третьего Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского. Немало военных дорог исходил Николай Сычёв. Он принимал участие в освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии и на многих важнейших участках Третьего Украинского фронта. Верный сын русского народа свято выполнял военную присягу, долг перед Родиной. За проявленные в бою мужество и отвагу награждён орденом «Знак почёта», орденом «Отечественной войны» и двенадцатью боевыми медалями.
Ученик: Солопов Федор Степанович родился в селе Ярославка в 1906 году. В августе 1941 года ему пришла повестка, и он вместе с другими жителями села Ярославка ушел на войну, оставив жену с четырьмя детьми. Служил Федор Степанович в 386 гвардейском стрелковом полку. Он служил в Сальских степях Ростовской области. Федор Степанович был старшиной роты. Его роте было приказано продержаться какое - то время в степи, чтобы не подпустить фашистов к главной дороге, по которой впоследствии должна пройти артиллерийская колонна солдат нашей армии. Солдаты отстояли дорогу и оказали сопротивление немецким захватчикам. Здесь же в Ростовской области Федор Степанович участвовал в бою на станции Пятихатка. Солопов Ф.С. принимал участие в освобождении Венгрии, в героическом штурме и взятии Будапешта, за что награжден медалью «За взятие Будапешта». Ветеран награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени, имеет три благодарности от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны И.В. Сталина и юбилейными медалями.
Ученик: Конобеев Иван Яковлевич родился 21 октября 1906 года. В 1926-1930-е годы служил в Красной Армии. С 1930 по 1941 года работал трактористом в колхозе, в 1941 году обучал женщин вождению трактора. В июле 1941 года призван в ряды Вооруженных сил. С июля 1941 года по май 1943 года был зенитным пулемётчиком 734 отделения зенитно- пулемётной роты. Служил во 2-ом зенитно-пулемётном полку и в 5-ом отделении зенитно-пулемётного батальона. Иван Яковлевич вспоминал: «Часто приходилось отбивать нападение немецких самолётов. Но особенно незабываемым эпизодом фронтовой жизни было сражение на реке Одер в Германии, где охранялись переправа советских войск через реку». В 1945 году Конобеев И. Я. находился в заставе в городе Брилау в 100 км от Берлина, где и отметил День Победы над фашистской Германией.
Ученик: Стрыгина Анна Васильевна родилась 21 ноября 1923 года в селе Ярославка. В 1939 году окончила неполную Ярославскую школу с похвальной грамотой. После окончания школы поступила учиться в Тамбовское школьное педагогическое училище по специальности учитель начальной школы.
Когда грянула Великая Отечественная война, Анне Васильевной было 18 лет. Тогда молодой учительнице сельской школы, пришлось оставить мирную работу, надеть военную форму.
Нелегкая судьба выпала на долю Анны Васильевны. Были трудовой фронт под Смоленском и отступление, напряженная боевая учеба и служба в частях воздушного наблюдения, оповещения и связи фронта.
В ее подразделении служили одни женщины. Умело обращались они с техникой, не пугали их ни ненастная погода, ни тяготы фронтовой жизни. В тяжелых боях под польским городом Белостоком Анна Васильевна получила контузию. После госпиталя снова вернулась в родную часть.
Конец войны она встретила в Польше в составе 34-го полка войск НКВД. Боевой путь младшего сержанта закончился зимой победного года в Литве, где полк выполнял боевую задачу. Командование не раз отмечало благодарностями и боевыми наградами начальника поста ВНОС, младшего сержанта Анну Васильевну Стрыгину за образцовое исполнение боевых заданий. Стрыгина А.В. награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Анна Васильевна после войны работала учителем начальных классов и выпустила из её стен не одно поколение учеников.
Учитель: Мы помним о подвиге наших односельчан в годы Великой Отечественной войны. Мы храним память о героях. Мы гордимся ими.
Ученик: Имена ваши мы нанесем на гранитные плиты,
На бетон и на мрамор,
И вплавим в металл.
Повторим нашу клятву:
Никто не забыт и ничто не забыто,
И добавим: без вести никто не пропал!
Ученики: Вдумайтесь в эти цифры: /Слайд/
- 20 миллионов погибших,
- 1710 разрушенных городов и поселков,
- 70 тысяч предприятий,
- 98 тысяч разоренных колхозов и 1876 совхозов,
- 65 тысяч километров железных дорог – вот что мы потеряли. /
- Материальные потери Советского Союза составили около
2 триллионов 600 миллиардов рублей.
Учитель: Как бы ни страшны были эти цифры, самая страшная - это более
20 миллионов людей погибло в той страшной войне от пуль, снарядов, голода и пыток в концлагерях. Каждую минуту погибало 10 человек, каждые 6 секунд – 1 человек. На фашистскую каторгу было угнано около 5 миллионов советских людей, возраста от 10 до 55 лет.
20 миллионов жизней …Это миллионы несбывшихся надежд, неосуществленных планов и открытий. Непосаженые сады… Нерожденные дети… /Слайд/
Учитель: Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! /метроном/
3. Заключение.
Ученик: Помните! Через века, через года,
- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!
/Звучит песня «Журавли»/
Учитель: Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир.
Список литературы
- Великая Отечественная война в лирике и прозе в 2 т. (сост.С. Леонов и др.- М: Дрофа, 2002
- Друнина, Ю. Избранное в 2 т.- М: Худож. Литература-М:1981
- Дьячков Л. – Подвиги наших земляков. – Тамбов, Кн. Изд-во,1963 г.
- Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004. № 8.
- Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
- Праздникова Г.З. - Память сердца хранит имена. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005 г.
Интернет – ресурсы
- Фестиваль педагогических идей.
- http://bigwar.msk.ru/pages/gallery/posters/page_1.html
история, фотографии, плакаты Великой Отечественной войны.
- http//soviet/narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы этой памяти верны» посвященное 70 литию выпускниц 10 класса ушедшим на фронт в 1942году.
Сценарий посвящен героическому подвигу 17 девушек ушедших на фронт со школьной скамьи....
Школьное коллективное творческое дело «Мы – хранители памяти», посвященное памятным датам ВОВ 1941-1945г.г.
Цели и задачи КТД1. КТД «Мы – хранители памяти», посвященное юбилейным датам времен Великой Отечественной войны:18 января – 70-летие прорыва блокады Ленинграда;2 февраля – 70-летие Сталинг...
Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы
Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса, тема "Дни воинской славы"...
Методическая разработка мероприятия «Мы этой памяти верны», посвященного 70- летию Победы Великой Отечественной Войне
Цель мероприятия:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданско...
Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».
Воспитательное мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...
Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."
Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...
Сценарий линейки, посвящённой дням воинской славы России
08 сентября –Бородинское сражение русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 г.) Цель: расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества; показат...