"Вспомним, братцы, россов славу!"
классный час (6 класс) по теме
Сце Сценарий тематического классного часа « Вспомним, братцы, россов славу!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бабарыкинская средняя общеобразовательная школа»
«Недаром помнит вся Россия»
Классный час на тему: «Вспомним, братцы, россов славу!»
Выполнил:
учитель истории Бабарыкинской СОШ
Моисеева Ирина Николаевна
Томск 2012
Пояснительная записка
Автор материала: Моисеева Ирина Николаевна
Должность: учитель истории, учитель музыки
Образовательное учреждение: «Бабарыкинская СОШ»
Название материала: Сценарий тематического классного часа
« Вспомним, братцы, россов славу!»
Вид ресурса: текстовый документ
Цель: привлечь учащихся к изучению исторического и
музыкально-литературного наследия России
Задачи: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину;
расширение литературного и песенного кругозора;
формирование навыков учащихся в области исполнительской
деятельности.
Список использованной литературы:
- «Не в лузях-то вода полая разливалася…» - Исторические песни XIX века. Л., 1973, с.45
- «Вспомним, братцы, россов славу…» - Гиппиус Е. Песенник.Л., 1943, с.20.
- «Россия в песне» -Соболева Г. 1976, с.113.
- « Не боимся мы французов…»- Гиппиус Е. Песенник. Л.. с.30.
- « Не две тучи, не две грозные…» - Гартевельд В. 1812 год в песнях. М., 1912, с 23.
- «Шумел, горел пожар московский…» - Друскин М. Русская революционная песня. М., 1954, с.121.
- «Мать Россия, мать Россия…» - Бирюков В. Исторические сказки и песни. Челябинск, 1949, с.39.
- «Хоть Москва в руках французов…» Гартевельд В.Н. 1812 год в песнях, с.28.
- «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» («Бородино») – Лермонтов М.Ю. Хрестоматия для детей. М., 1953, с.267.
10. «Разоренная дорожка от Можая до Москвы…» - Руднева А.
Народные песни Московской области. М., 1964 с.11.
11. УМК «Внеклассная работа» - Козлова М.А., Издательство
«Экзамен», 2011, с. 298.
Оборудование: - компьютерная презентация на тему «Недаром помнит вся
Россия»;
- портреты исторических великих деятелей того времени;
- иллюстрации детей,
- книжные издания, посвященные Отечественной войне 1812
года;
- музыкальный инструмент – баян.
Приложение – фотографии данного классного часа;
- статья, опубликованная в районной газете «Шегарский вестник»,
о том, как прошло данное мероприятие в Бабарыкинской школе;
- сертификаты выданы всем участникам классного часа для порфолио.
Ход тематического классного часа
«Вспомним, братцы, россов славу!»
Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и
радостно поймём великое значение
творимого нами настоящего.
А.М. Горький
Звучит старинная солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Под музыкальное сопровождение дети входят в класс. На доске оформлен данный эпиграф.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня наш классный час будет посвящен общественному событию, юбилейной дате. В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России. По этой теме подготовлена компьютерная презентация, вы будете следить за ходом слайдов и одновременно слушать комментарии ведущего. Далее, дети будут читать стихи, отрывки из былин, посвященные этому историческому событию, исполнять песню. Настройтесь, пожалуйста, слушать внимательно, я думаю, что вам будет интересно…
В ночь с 23 на 24 июня 1812 года войска императора Франции Наполеона без объявления войны начали переправу через пограничную реку Неман. Жажда новых территорий, мечта о мировом господстве привели Бонапарта к русским границам.
«Через 5 лет, - говорил Наполеон в 1811 году, - я буду господином мира; остаётся одна Россия; но я раздавлю её…»
Пройдя быстрым маршем по Европе, подчинив себе многие страны, армия Наполеона вторглась в пределы России.
Не в лузях-то вода полая разливалася: Тридцать три кораблика во поход пошли
С дорогими со припасами – свинцом-порохом.
Французский король царю белому отсылается:
«Припаси-ка ты мне квартир – квартир ровно сорок тысяч,
Самому мне, королю, белые палатушки».
На что наш православный царь призадумался,
Его царская персонушка переменилася.
Перед ним стоял генералушка – сам Кутузов.
Уж он речь-то говорил, генералушка,
Словно как в трубу трубил:
«Не пужайся ты, наш батюшка православный царь!
А мы встретим злодея середи пути,
Середи пути, на своей земле,
А мы столики поставим ему – пушки медные,
А мы скатерти ему постелим – вольные пули,
На закусочку поставим – калёных картечь,
Угощать его будут канонерушки,
Провожать его будут – все казачушки.» изображение- карта
События на фронтах военных действий разыгрывались не в пользу России. Разделённая на три самостоятельных группировки, русская армия пыталась встать заслоном на пути возможного продвижения французов. Из трёх направлений Наполеон выбрал московское. «Если я займу Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражаю её в сердце…» Путь, ведущей к древней столице, стал главным маршрутом французской армии.
Звучит музыкальное сопровождение, под аккомпанемент баяна вокальная группа 5 класса исполняет песню «Вспомним, братцы, россов славу!». Предполагают, что родилась эта песня среди смоленских партизан в 1812 году. Эта песня – героический призыв защитников Смоленска – воссоздаёт глубоко патриотический образ русского война – партизана, ополченца.
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить!
Мы вперёд, вперёд, ребята,
С Богом, верой и штыком!
Вера нам и верность святы:
Победим или умрём!
Под смоленскими стенами;
Здесь, России у дверей,
Будем биться со врагами,
Не пропустим злых зверей!
портрет Александра I
Но силы были неравные, и Смоленск русским пришлось оставить. Император Александр I писал: «Решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова,…я вначале противился его назначению, но…мне оставалось только уступить…и я назначил Кутузова…».
Наконец-то русская армия обрела настоящего полководца, ученика и соратника Суворова, человека, проведшего более 50 лет в боях и походах, участника всех воин, которые вела в те годы Россия. Кутузова знали и любили русские солдаты, и когда он, приняв командование, в августе 1812 года приехал в распоряжение войск, особенно обрадовались простые воины.
«Приехал Кутузов бить французов» - родилась солдатская поговорка. портрет М.Кутузова
Не боимся мы французов,
Шашки острые у нас.
Только б дедушка Кутузов
Допустил к ним скоро нас.
Бонапарт хоть и храбрится,
Но у нас попляшет он.
Как удастся нам сразиться;
С нами сам Багратион!
Он Суворова достойный
Ученик храбрейший был,
Подойди к нему поближе –
Так сейчас покажешь тыл!
При деревне Бородино, на рассвете 26 августа 1812 года началась величайшая из битв в истории России.
Наполеон двинул на русские позиции 135 тысяч солдат и офицеров. Беспримерная храбрость защитников отечества соперничала с жестокой настойчивостью врага. Наполеон и Кутузов находились в рядах своих войск, зорко следя за ходом сражения. Поле было усеяно убитыми и ранеными, над землёй стоял гром и стон, крики «Ура!» смешивались с призывами о помощи. план сражения
Позже, оценивая Бородинскую битву, Наполеон писал: «Самое страшное из всех моих сражений это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино». иллюстрации
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Два дня мы были в перестрелке,
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день,
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый.
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смеркалось. Были все готовы
Завтра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время.
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
1 сентября в деревне Фили Кутузов собирал военный совет, чтобы решить вопрос: оставлять ли Москву? Бурное это было заседание. « С потерей Москвы, - говорил Кутузов, - не потеряна ещё Россия».
Французы думали, что, как это было в Европе, их встретят и поднесут ключи от года. Наполеон долго ждал, вскоре ему доложили, что все жители покинули город. В первый же день «победители» начали грабить Москву, и вскоре запылало всё вокруг. Пожар никто не тушил, и он пошёл гулять по деревянным строениям Москвы, превращая её в огромный костёр.
Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлёвской
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди.
Он видит огненное море,
Он видит гибель впереди!..
«Ой! Гости, созванные мною,
Погибли вы среди снегов,
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!
Зачем я шёл к тебе, Россия.
Европу всю держал в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах!»
Весть о пожаре разнеслась мгновенно по всей России.
Партизанская народная борьба против захватчиков продолжалась. Теперь император Франции уже не мечтал о завоевании России. Он хотел прекратить эту войну любой ценой.
Однако все попытки договориться о мире были отвергнуты Кутузовым. Время возмездия пришло.
Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда:
Наш фельдмаршал, князь Кутузов,
Их на смерть впустил сюда!
Вспомним, братцы, что поляки
Встарь бывали также в ней;
Но не жирны кулебяки –
Ели кошек и мышей!
Свету целому известно,
Как платили мы долги:
И теперь получат честно
За Москву платёж враги.
Побывать в столице – слава,
Но умеем мы отмщать:
Знает крепко то Варшава,
И Париж то будет знать!
Как только Кутузов получил известие, что Наполеон покинул Москву, русская армия начала активные боевые действия. Началось бесславное отступление армии Наполеона. До самой границы французы уже не знали ни дня покоя. Сам же Наполеон задолго до того, как русские вышли к границе, покинул армию и, назвавшись именем простого офицера, бежал в Париж.
История ещё раз доказала, что Россия непобедима!
Тут как вдруг все встрепенулися,
Словно вихрь, орлы взор окинули
Во все стороны и воскликнули
Все в один голос, как в злату трубу:
Молодцы, братцы, удалы друзья,
Неизменные чада русские!
Что дадим, братцы, клятву кровную,
Клятву кровную, задушевную,
Чтоб не взвидеть нам ни домов своих,
Ни отцов родных, ни младых нам жён,
Малых детушек, роду племени,
Ни самой души красной девицы,
Не побив силы Бонапартовой,
Не отомстив врагу за родну Москву!
Отсечём ему мы возвратный путь,
И мы примемся по-старинному,
По-старинному, по-суворовски,
Закричим: «Ура!» и пойдём вперёд!
На штыках пройдём силы вражие,
Не дадим, друзья, люта промаха,
Постараемся все, ребятушки,
Что сам злодей на штыке погиб,
Чтоб вся рать его здесь костьми легла,
Ни одна б душа иноверная
Не пришла назад в свою сторону!
А народы все матери- земли
Чтоб поведали, каково идти
Со оружием во святую Русь!
Учитель: Время оставляет след в событиях, фактах, в сердце и памяти народной. Нити времени плетут летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сёл, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, она – в песне народного творца, в музыке композитора. Мы перелистываем время от времени эти страницы удивительной летописи нашей России. Сегодня мы вспомнили один из фрагментов истории, который ожил в звуках, стихах и песнях. Давайте не будем это забывать, а оставим навечно в нашей памяти и в наших сердцах! Спасибо за внимание!
Приложение – фотографии данного классного часа;
- статья, опубликованная в районной газете «Шегарский вестник»,
о том, как прошло данное мероприятие в Бабарыкинской школе;
- сертификаты выданы всем участникам классного часа для порфолио.
Вспомним, братцы, россов славу!
Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и
радостно поймём великое значение
творимого нами настоящего.
А.М. Горький
Приближается знаменательная дата 200-летие Отечественной войны 1812 года. Борьба с иноземными захватчиками пробудили тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно, как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наших героев. « Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям, не родится и чувство единения во всём человеческом – чувство толерантности». Так считал историк Михаил Алексеев.
Традиционно проходит февраль – месячник военно-патриотического воспитания. В Бабарыкинской школе была подготовлена и продемонстрирована музыкально-литературная композиция «Недаром помнит вся Россия», посвященная военным событиям 1812 года. По ходу презентации ребята читали фрагменты из былин, стихотворения, пели песню. Интересно, что изображение каждого слайда соответствовало содержанию стихотворения, читаемого участником. Ученики 5 класса выступили достойно, с увлечением декламировали стихотворения, с боевым настроением спели песню, которую сочинили смоленские партизаны в годы Отечественной войны 1812 года.
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить!
Мы вперед, вперед, ребята,
С Богом, верой и штыком!
Вера нам и верность святы:
Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,
Здесь России у дверей,
Будем биться со врагами,
Не пропустим злых зверей!
Именно в народе создавались подобные ей песни, отражавшие различные эпизоды 1812 года.
В начале композиции выступила Кабакаева Анастасия, она с выражением прочитала фрагмент былины, настроив на соответствующий лад всех зрителей. По ходу презентации читали стихи Жилкин Станислав, Никитина Мария, Качалов Анатолий, Андреева Яна, Губин Артём. Тарасевич Денис выступил достойно, покорив слушателей эмоциональным прочтением стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
На протяжении всей композиции ведущая Бердникова Виктория сообщала исторические факты и события того времени.
Отрадно, что ребята не забывают страницы нашей истории, хранят память о тех героических событиях, когда русские солдаты самоотверженно защищали свою Родину.
История 1812 года ещё раз доказала, что Россия непобедима!
Большое спасибо всем участником, а также учителям, которые оказали помощь в подготовке классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Вспомним, братцы, Русь и славу!"
Мероприятие готовилось учителем совместно с учениками класса, посвящено празднованию 9мая. В презентацию включены произведения изобразительного искусства, в которых отображён подвиг русского человека....
"Вспомним, братцы, россов славу!"
Классный час(внеклассное мероприятие....
"Вспомним, братцы, россов славу!"
Классный час...
"Вспомним, братцы, россов славу"
Классный час...
"Вспомним, братцы, россов славу!"
Классный час...
Дидактическая игра для интерактивной доски Elite Panaboard "Вспомним братцы, россов славу!", 8 класс
Ссылка "Вспомним, братцы, россов славу!"...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённый Смоленщине и Отечественной войне 1812 года «Вспомним, братцы, россов славу!»
Цель: осмысление значимости роли Смоленщины в Отечественной войне 1812 года.Задачи: расширить знания обучающихся о событиях Отечественной войны 1812 года;создать условия для развития патриотических чу...