игра "Слава русским героям великих битв"
план-конспект урока по истории на тему

форма: игра "Колесо истории"

Цели: приобщение к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств

Игра проходит по станциям.

В результате ученики прикоснулись мыслью и сердцем к великим именам. Вспомнили поворотные для нашей истории события. Историю делают люди. Будем же достойны их памяти. Будем верны своей стране и ее славной истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_koleso_istorii.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Колесо истории»

«Слава русским героям великих битв»

Учитель Горбенко О.В. 

Ход игры

Цели: приобщение к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств

.

Ход игры:

Формируется 5 станций:

1 станция «Ледовое побоище»

2 станция «Куликовская битва»

3 станция «Бородинское сражение»

4 станция «Поединок воевод»

5 станция  «Доблестная рать»

Звучит оркестровое вступление к опере М.11, Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1. История России- это история многовековой жизни и борьбы народов нашей страны за свободу и независимость. Не щадя себя, наши предки самоотверженно противостояли половцам, монголо-татарам. немецким рыцарям, шведам, наполеоновским полчищам и гитлеровским ордам- всем.  кто приходил с мечом на нашу землю.

На льду Чудского озера, на Куликовской битве, Полтавском сражении, на Бородинском поле, фронтах Великой Отечественной  войны вставали люди нашей Родины, грудью встречая тех, кто пытался завоевать нашу землю.

Ведущий 2: России приходилось воевать во все времена. Наша страна всегда была привлекательна для врагов. Что оставалось делать русским- исключительно побеждать. Древнейшие  легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость-завет : « На родной земле хоть умри, но с нее не сходи».

Ведущий 1.Нелегкий путь пришлось пройти русским воинам через века, испытать немало тяжелого, лихого на перевалах истории, одержать трудные победы в борьбе за честь  и независимость своей страны.

Ведущий 2 Война оставила след в душе каждого человека. Но боль постепенно проходит, и только память возвращается вновь в те былые времена. И сегодня мы заглянем  сквозь толщу веков и вспомним, победы наших героев.

Ведущий 2. На нашей викторине «Колесо истории» встречаются три дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом: РУССКИЙ в словах горд, в делах тверд.
Ведущий  1.Воевода -…(имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2.Приветствуем дружину « Славяне»

« Славяне» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2. Воевода -…(имя, фамилия)

Воевода кланяется зрителям

 Ведущий 1 . Приветствуем дружину «Витязи»

. Звучит музыка.

Ведущий 2. Представляем  «Боярскую думу» -,наших судей, которые будут смотреть, и оценивать знания, смекалку команд.——

За правильные ответы команды получают  от 1 до 5 верст.

Ведущий 1: Итак мы отправляемся в путь. Первая остановка на станции- 13 век.

1″Ледовое побоище»:

краткая справка: (Презентация)

Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года. Оно проходило на Чудском острове близ города Новгорода. В нем приняли участие войска новгородского князя Александра Невского и немецкие и  рыцари. Целью немецких рыцарей был захват территории русских земель и распространение католической веры. Русский князь придумал интересную тактику боя, построив свои войска таким образом, что немецкий клин, а по-другому «свинья», врезавшись в русских, попадали в плотное кольцо окружения. На помощь русскому войску поспешил и засадный полк, который Невский спрятал за Вороньим камнем.

Хрупкий весенний лед стал ломаться под тяжелым вооружением рыцарей.

Победа была одержана благодаря полководческому таланту Александра Невского и героизму простых русских воинов, которые самоотверженно боролись за независимость своей земли.

Ведущий 2. Команды получают задание по теме в форме вопросов с вариантами ответов. Вам необходимо выбрать к каждому вопросу только один ответ.

Как только дружина будет готова- поднимаете свой штандарт.

 

 

 

1. Когда состоялось Ледовое побоище?
а. 5 апреля 1242 г.
б. 8 сентября 1812 г.
в. 10 июля 1709 г.

2. Где состоялось Ледовое побоище?
а. На Ладожском озере.
б. На Чудском озере.
в. На озере Ильмень.

3. Какой князь возглавлял русское войско во время Ледового побоища?
а. Александр Невский.
б. Ярослав Мудрый.
в. Владимир Мономах.

4. За победу в какой битве Александра стали называть Невским?
а. За победу в Ледовом побоище.
б. За победу над шведами на реке Неве.

5. С кем сражалась дружина Александра Невского на Чудском озере?
а. С немцами.
б. Со шведами.
в. С Ордой.

6. Какие слова принадлежат Александру Невскому?
а. «Мы русские, мы все одолеем».
б. «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет».
в. «Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв».


Ведущий 1 .Подводим итоги задания.

Ведущий 2. Мы вновь отправляемся в путь по дорогам истории, и следующая наша станция- 14 век.

2 «Куликовская битва» (Презентация)

краткая справка:

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Место битвы — Куликово поле, там, где речка Невпрядва впадает в Дон. В битве приняли участие войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и войска монголо-татар под командованием хана Мамая. Благодаря мужеству и героизму русских воинов, а также полководческому искусству князя, которому после битвы присвоено звание Донской была одержана крупная победа над монголо-татарами. Пред началом битвы состоялся поединок двух богатырей, как со стороны войска русского, так и со стороны монголо-татар. Предполагалось, кто из богатырей победит, то войско битву и начнет первым.

Ведущий 1 : Ваша задача  сейчас назвать « Кто изображен  на слайдах?».( работа команд)

Ведущий 2: Подводим итоги.

Ведущий 1 : Мы снова в пути .И теперь у нас  новая остановка-это 19 век.

3 Бородинское сражение.(Презентация)

Краткая справка.

Бородинская битва состоялась 26 августа 1812 года. После длительного отступления русской армии от натиска французов, назначенный главнокомандующим М.И. Кутузов решил дать генеральное сражение.

Место для сражения было выбрано между старой и новой смоленскими дорогами, которые вели к Москве. Здесь у местечка близ деревни Бородино Кутузов определил место сражения.

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой», — писал известный русский поэт М.Ю. Лермонтов.

В этой битве не было победителей и побежденных. После сражения французы отошли на свои прежние позиции, русские тоже отступили. Но интересную оценку дал этому сражению сам Наполеон: «Французы были достойны одержать в нем победу, но русские стяжали право быть непобедимыми».

Ведущий 1: Вас ждет непростое задание .

 

ВИКТОРИНА

1 Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою, не дожив четырех суток до своего дня рождения. Ему бы исполнилось 28 лет.    (А.И. Кутайсов.)

2. В бою у деревни Салтановки под Могилевом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала. (Раевский)   

3. Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих  дам.(Дурова, Василиса Кожина)

4 Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом» (Платов)

5 По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 5 лощадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? (Барклай-де-Толли)

6  Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали? (Кутузов)

 

Ведущий 2: Боярская дума озвучивает результаты.

 

Ведущий 1 Наши воеводы – кладезь знаний по истории. Проверим их. Приглашаем к поединку воевод. Вы по очереди  отвечаете на вопросы.

 

 

1 Какие две русские реки дали прозвище двум русским князьям-полководцам?

(Нева и Дон)

2 Какому русскому полководцу принадлежат слова:

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»?

(Александру Невскому)

3 Русские солдаты говорили: «Пришел Кутузов…( бить французов)

4 «Пуля – дура, штык – молодец».

Кому принадлежат эти слова?

(Суворову)

4 В каком произведении М.Лермонтова подробно

Описывается Бородинское сражение?

«Бородино»

5 И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(1812 г. – Бородинское сражение).

6 «С вражеской стороны был Челубей, с нашей – Пересвет, монах Троицкого монастыря. Всадники налетели друг на друга с такой силой, так ударили копьями, что оба упали замертво. Битва началась».

О какой битве идет речь?

(о Куликовской)

Ведущий 1  Подводим итоги.

 

Ведущий 2 Следующая наша станция невозможна без вас зрители. Вы все доблестная рать ваших команд.  Задача — помочь вернуться им в настоящее , отвечая на вопросы нашего незнакомца.

 

 

 1  Одна её часть состояла из «лучших» – бояр и начальных людей, другая – из «молодших» – отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь?
(О дружине – отборном княжеском войске.)

2 Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря?
(Витязь.)

3 Когда в военной истории России опасность представляла… свинья?
(В Ледовом побоище, 5 апреля 1242 г., войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».)

4 Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня», а для нас –«растеряться от неожиданности»?
(Опешить.)

5 О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»?
(Ура  боевой клич при атаке.)

 6 Как при Петре I называли знаменосца?
(Когда-то на Руси называли  знамя прапором.  А при Петре I прапорщиком стали  называть знаменосца.)

7 Какого полководца А.В. Суворов называл «своей правой рукой»?
(М.И. Кутузова.)

8 Подразделение кубанских казаков носило прозвище «черноморские пластуны». Отсюда пошёл этот всем известный армейский термин. Какой?
(Ползти по-пластунски – на локтях, прижимаясь к земле. )

9 Как называли красноармейский суконный головной убор в виде шлема с красной звездой?
(Будёновка.)  

 

Ведущий 1Подводим итоги.

 

Ведущий 2 Подводим итоги и награждаем победителей

Сегодня мы прикоснулись мыслью и сердцем к великим именам. Вспомнили поворотные для нашей истории события. Историю делают люди. Будем же достойны их памяти. Будем верны своей стране и ее славной истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается

Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...

Презентация "Великая битва - Великой войны"

Презентация создана для учеников 9-11 классов. Содержит  материал по Великой отечественной войне, а именно по Курской битве....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Великая Отечественная война_Великие битвы

Данный материал может служить как информация для размещения в классном уголке, так и для подготовки учащимся к докладу на классном часе, посвященного данной теме....

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой.

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой....