внеурочная деятельность
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_kl.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
5 класс
автор программы
учитель математики
Чмель В. В.
2014 г.
Пояснительная записка
Для системы математического образования существенное значение имеет развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения. При проведении уроков математики у учителя недостаточно времени, чтобы рассказывать учащимся занимательные истории, предлагать нестандартные задачи, накопленные на протяжении длительного времени. В ликвидации этого пробела определенное место может быть отведено разработанной программе, которая ориентирована на развитие математических способностей учащихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.
Программа состоит из 3 глав: «Математические и логические головоломки», «Развлечения геометрического содержания», «Олимпиадная математика» и включает в себя ряд независимых разделов и вопросов, которые углубляют знания учащихся, расширяют их математический кругозор. В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления.
- Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность курса «Занимательная математика» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Программа рассчитана для учащихся 5 классов. Режим занятий 2 раза в неделю.
Цель курса
- обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
- повысить интерес учащихся к математике как к учебному предмету;
- выявить наиболее способных к математике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
- сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной математической литературой.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
- Предлагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, пробудить интерес к самому процессу познания.
- Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные математические головоломки. В программе курса с учётом обязательных результатов обучения математике для учащихся данного возраста рассматриваются различные арифметические и логические головоломки.
- Развитие пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность. Изучая вопросы геометрического содержания, учащиеся создают геометрический образ, оперируют данным образом в односложных связях и изменённых условиях. Ученики участвуют в творческом конструировании образа.
- В разделе «Математика на материале народного творчества» осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. Эти задачи на материале народного творчества являются частью духовного наследия народа.
Требования к уровню освоения содержания курса и ожидаемые результаты
- Учащиеся должны иметь представление:
о математике как форме описания и методе познания действительности;
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные навыки в ходе решения задач, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях, самостоятельно работать с математической литературой; уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
Учащиеся приобретают опыт решения олимпиадных задач.
У учащихся сформированы компетентности:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность;
- исследовательская компетентность;
- технологическая компетентность.
Формы организации внеурочной деятельности – кружок
Способы определения результативности
- Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная работа, результаты участия в олимпиадах разных уровней.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ | 22 | 4 | 18 |
1.1 | История чисел. Системы счисления | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Задания на восстановление чисел и цифр. | 3 | 0,5 | 2,5 |
1.3 | Головоломки с числами. | 2 | - | 2 |
1.4 | Математическая теория построения магических квадратов. | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Арифметические парадоксы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6 | Три типа занимательных логических задач | 4 | 0,5 | 3,5 |
1.7 | Использование метода исключения при решении логических задач. | 3 | - | 3 |
1.8 | Логические парадоксы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.9 | Проектная работа | 2 | - | 2 |
II | РАЗВЛЕЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ | 21 | 1 | 16 |
2.1 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2.2 | Лабиринты. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | Геометрия путешествий. | 3 | - | 3 |
2.4 | Различные способы складывания бумаги. | 4 | - | 4 |
2.5 | Топологические головоломки. | 5 | - | 5 |
2.6 | Танграм. Задачи на разрезание | 2 | - | 2 |
2.7 | Проектная работа | 2 | - | 2 |
III | ОЛИМПИАДНАЯ МАТЕМАТИКА | 25 | 5 | 20 |
3.1 | Четность. Чередование. Разбиение на пары | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Задачи на переливания. | 3 | 0.5 | 2.5 |
3.3 | Задачи на взвешивания | 3 | 0.5 | 2.5 |
3.4 | В худшем случае (принцип Дирихле) | 4 | 0.5 | 3.5 |
3.5 | Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть | 4 | 1 | 3 |
3.6 | Проектная работа | 2 | - | 2 |
Резерв | 3 | - | 3 | |
Всего часов: | 34 | 4 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ
- Задания на восстановление чисел и цифр.
Восстановление чисел в арифметических записях. Закономерности при нахождении неизвестных цифр, замененных буквами. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Определение числа по остатку.
- Головоломки с числами.
Особенности быстрого арифметического счета. Предсказание задуманного натурального числа в процессе тождественных преобразований. Несколько способов угадывания слагаемых и суммы.
- Математическая теория построения магических квадратов.
Магический древнекитайский квадрат третьего порядка. Циклические перестановки в магических квадратах. Различные виды расстановки чисел по горизонтали, вертикали, диагоналям. Симметрические и совершенные квадраты. Магические квадраты из непоследовательных чисел.
- Арифметические парадоксы.
Парадоксы о целых числах и дробях. Парадокс об Ахилле и черепахе. Парадоксы, связанные с бесконечными рядами.
- Три типа занимательных логических задач.
Задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний; задачи "о мудрецах", задачи "о лжецах".
- Использование метода исключения при решении логических задач.
Логические задачи на минимальное число необходимых исходов. Построение графов и составление таблиц при решении логических задач.
1.7 Логические парадоксы.
Парадокс лжеца. Прямое и противоположное утверждения. Парадокс Платона и Сократа.
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
- Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.
Представление на плоскости связной сети кривых. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных.
- Лабиринты.
Изображение кносского лабиринта. Подковообразные, круглоспиральные, почкообразные лабиринты. Особенности словесных и числовых лабиринтов. Односвязные и многосвязные лабиринты. Методы преодоления многосвязности.
2.3 Геометрия путешествий.
Кратчайший маршрут с одними лишь правыми поворотами. Задача о наихудшем маршруте почтальона. Поиск кратчайшего маршрута с минимальным числом поворотов. Особенности обхода по замкнутому маршруту.
- Различные способы складывания бумаги.
Задача о складывании карты. Любопытный тетрафлексагон. Особенности циклических перестановок. Манипуляции с развертками тетрафлексагона. Алгоритм операций при складывании тетрафлексагона. Трюки со складыванием денежных банкнот.
- Топологические головоломки.
Исчезновение фигур. Бумажные кольца. Фокусы с носовым платком, шнуром, резинкой. Проблема завязывания узлов. Фокус с перерезыванием пальца. Загадочные петли.
III. ОЛИМПИАДНАЯ МАТЕМАТИКА
3.1 Четность. Чередование. Разбиение на пары.
Свойство суммы и произведения чисел. Использование четности при чередовании и разбиения на пары.
3.2. Задачи на переливания
Работа с различными видами величин. С объемом, площадью.
3.3. Задачи на взвешивания
Работа с единицами массы. Различные способы уравновешивания
3.4 В худшем случае (принцип Дирихле)
Задача о семи кроликах, которых надо посалить в три клетки, так чтобы в каждой клетки было не более двух кроликов. Решение задач сводимых к данной.
Рекомендуемая литература
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.
- Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
- А. В. Фарков. Математические олимпиады в школе. - М.: Айрис-пресс, 2003.
- Школьные математические олимпиады - М.: Дрофа, 2002
- Час занимательной математики - М.: Илекса, 2003
- Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999
- Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.
- Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.
- Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно - методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: «Экзамен», 2006. – 189 с.
- Чулков, П.В.. Математика: Школьные олимпиады: Метод. пособие. 5 – 6 кл. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006. – 88 С.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991. – 574с.
- Е. В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера, М., Просвещение,1996
- Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: «Тригон», 1997. – 608 с.
- Игнатьев Е.И. В царстве в смекалки. – М.: Наука, 2001. – 207 с.
- А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях, Киев: Рад. Шк., 1985
Методическое обеспечение программы
- Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации и др. формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...