Рабочая программа " Изучай и твори"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа разработана для младших школьников как внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izuchay_i_tvori._5_klass_.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа основана:
- На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован
Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п. 19.3 - Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и
др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. -
(Стандарты второго поколения).- 18ВМ 978-5-09-021779-8
Актуальность программы: « Изучай и твори» заключается в том, чтобы раскрыть личностные задатки каждого обучающегося, привитие любви к народному творчеству и развитие художественного вкуса.
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию
программы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г. № 373;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010г.
4. Федерального закона от 01.12.07г. № 309-ФЗ (ст.14 п. 5)
5. Комплексная программа развития творческих способностей учащихся В.А. Горский, Тимофеев «Умелые ручки»;
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2009г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
7. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
8. Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года;
9. Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2014-2015 учебный год;
10. Учебный план МБОУ Тамбовская СОШ на 2014-2015 учебный год
Место курса « Изучай и твори » в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Изучай и твори » отводится 35 часов: по 1 учебному часу в классе.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, классным руководителем.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся средней школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса, создает условия для развития творческих способностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской и проектной деятельности.
Программа “Изучай и твори ” – интеллектуальной направленности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, деятельностные подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цели и задачи программы «Изучай и твори »
Цели программы:
1.Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской и проектной деятельности.
2. Развитие творческих способностей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
4. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Задачи программы:
1) формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
2) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
3) формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор тем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Творческими работами могут быть: поделка, игрушка, вышивка, аппликация, викторина, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.
Особенности программы:
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.
В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Специфика курса:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
•наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, и др.
Обоснование выбора примерной программы.
Для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности, мною была выбрана авторская программа, которая богата материальной базой, содержательной линей учебно-наглядной литературы, презентациями, инструментами и приспособлениями для занятий. Отличительной особенностью программы является ежегодное обновление материала.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками технологии изготовление различных элементов по темам проектов.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности и творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента;
Календарно – тематический план реализации рабочей программы
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое исследование? Как выбрать тему исследования? | 1 |
|
2 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 |
|
3 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками». Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 |
|
4-5 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения проектного задания | 2 |
|
6-7 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 |
|
8-9 | Методика проведения самостоятельных исследований | 2 |
|
10-11 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 2 |
|
12-13 | Обоснованный выбор способа группового задания. | 2 | . |
14-15 16-17 | Работа над проектом «Умельцы нашего села». | 4 |
|
18-19 | Работа над проектом «Умельцы нашего села». | 2 |
|
20-21 22-23 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 4 |
|
24-25 26-27 28 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 5 | . |
29-30 31-32 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 4 |
|
34-33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 |
|
35 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | . |
Итого: 35 часов |
Список литературы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011.
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей . - М. БАЛЛАС,2010
4. Алексеев С.В., Груздева Н. В., Муравьев А.Г., Гущина З. В.Практикум по экологии: Учеб. Пособие / Под ред. С.В. Алексеева.-М.:МДС, 2003
Для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
3. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по теме "Творим и изучаем вместе на занятиях по химии"
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов с базовым, углубленным изучением химии...
Рабочая программа по художественно-прикладному творчеству "Твори! Крути !Лепи!"
Данная программа ориентирована на обучение детей 10-13 лет с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида, без специальной подготов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности...
Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"
Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся творить.Оригами и математика»
Актуальность курса состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени....
«Твори Добро» рабочая программа и ктп
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Твори Добро» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление д...
Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...