Рабочая программа факультатива "Мордовский фольклор"
рабочая программа ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
факультатива «Мордовский фольклор»
в 4 классе
Руководитель факультатива: Куликова Е.В.
учитель мокшанского языка
Торбеево-2015
Пояснительная записка
В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора.
Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (4кл.) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.
Реализацию данной программы можно продолжить в среднем и старшем звене обшеобразовательных учебных заведений.
Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским, татарским народным творчеством музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Данная цель реализуется в задачах:
- Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
- Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
- Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности..
- Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
- Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
- Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Основные принципы освоения музыкального искусства Мордовии:
- Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
- Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
- Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
- Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
- Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Мы живем в многонациональной семье. | 7 |
3 |
Осенние посиделки | 4 |
4 | Животные в мордовском фольклоре | 2 |
5 | Расскажи мне про сказочку | 4 |
6 | Вирява и ее владения | 1 |
7 | В гостях у Ведявы. | 1 |
8 | Роштувань куд (рождественский дом) | 1 |
9 | Трудолюбие и мастерство мордовского народа | 4 |
10 | Мордовская свадьба | 2 |
11 | Русские и мордовские народные инструменты | 2 |
12 | Предания и легенды мордвы . | 2 |
13 | Весенние обрядовые праздники. Отчетное мероприятие. | 2 |
14 | Посещение мордовского республиканского краеведческого музея М.П.Девятаева | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие.(1час)
Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.
Мы живем в многонациональной семье. (7 часов) Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни.
Разучивание: «Умарина» (Э.), «Кафта церат тише лядихть» (Э.), «Эрзянь карть» (Э), «Сурвелесь» (Э.), «Авкай, молян мон вирев» (М.), «Луганяса келунясь» (М.), «Во поле березонька стояла», «Колыбельная», «Я на горку шла», «Во кузнице», «А я по лугу».
Слушание: «Мальчик и мотылек» (Т.), «Нармоннят, нармоннят» (М.)
Осенние посиделки (4часов)
Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.
Разучивание: « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.
Животные в мордовском фольклоре (2 часа)
Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.
«Нумолня» (э. песня), «Равжа боран» (э.песня), «Сезяка, сезяка» (потешка), «Бабазень ульсь траксоц» (колыбельная песня). Сказки: «Бука ды верьгиз», «Атя ды овто», «Пустачей», «Кода кискась ялга вешнесь».
Расскажи мне про сказочку (4 часов)
Мордовские, русские, татарские народные сказки.
«Кафта купт», «Пси нуртт», «Шайтан Иван», «Байский сын и три мешка»(Т.) «Глупые братья» (Т.), «Глухой, слепой и безногий» (Т.)
Вирява и ее владения (1час)
Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Нешке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.
В гостях у Ведявы (1час)
Ведява - хранительница воды. «Девушка и Водяная» - тат.сказка.
Разучивание: «Тук, тук, пиземня» - закликание; «Ляйня» - игра.
Роштувань куд (рождественский дом)(2 часа)
Колядки, загадки, пляски. Игра « Минь пандоньке». Поздравление своих близких с рождеством.
Трудолюбие и мастерство мордовского народа (4часа)
Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы), вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое». Разучивание песни «Роман Аксясь» (М.)
Мордовская свадьба (2 часа)
Знакомство со свадебными обрядами. Сушание обрядовых песен. Разучивание игр «Офтонь кштима», «Яксярга».
Русские и мордовские народные инструменты(2 часа)
Ложки, жужжалки ,свистушки. Импровизация на ложках песни «Ах, вы, сени, мои сени…»
Предания и легенды мордвы (2 часа)
«Дамай и Лияна», «Пси седихтьть», «Тюштя».
Весенние обрядовые праздники (2часа)
Масленица, Верба, Пасха.
Разучивание: «Ульцянь мора» хороводная песня, «Вербань хлыст» - игра, «Кажварч» - игра.
Отчетное мероприятие.
Посещение музея М.П.Девятаева
Знакомство с бытом древне мордвы. Сравнение мордовских (мокша, эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- виды фольклорных жанров;
- названия обрядовых праздников;
- отличительные особенности русского, мордовских(мокша, эрзя, шокша), татарского национальных костюмов;
-названия народных инструментов;
-различные виды народных промыслов мордвы.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой,
-исполнять народные (русские, мордовские) песни;
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
-вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;
- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;
- исполнять на ложках несложные мелодии.
Учебно-материальная база
1. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.
2.Аудиозапись татарских народных песен.
3. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.
4. Диск «Сказки финно-угорских народов».
Список литературы для учителя:
1. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
2. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998
3. Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск. 2007
4. Г.Тукай. Татарские народные сказки. Казань. 2003
5. Искусство мордвы. Москва, 1957
6. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фольклору Забайкалья
Рабочая программа по фольклору Забайкалья...
Рабочая программа "Фольклор для малышей"
Данная программа используется на отделении "Сольное народное пение" для детей 5-6 лет....
Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционн...
Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор"
Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор" для учащихся малокомплектной школы казачьей кадетской направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....
Рабочая программа факультатива "Фольклор Урала" (8 класс)
Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занят...
Рабочая программа "Музыкальный фольклор"
Разработка рабочей программы дополнительного образования для учащихся....