Рабочая программа факультатива "Фольклор Урала" (8 класс)
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занятости. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
Цель: формировать представление об уральском фольклоре как о национальном достоянии.
Актуальность курса связана с решением проблемы в воспитании учащихся – социализации личности. Не зная исторических и культурных особенностей «малой родины», трудно ориентироваться в социально-культурном пространстве России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Новоуральский городской округ
Рабочая программа
факультативного курса
«Фольклор Урала»
(8 класс)
Программу составила
Т.В.Семкина,
учитель русского языка
и литературы
г. Новоуральск
Пояснительная записка.
Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занятости. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
Цель: формировать представление об уральском фольклоре как о национальном достоянии.
Актуальность курса связана с решением проблемы в воспитании учащихся – социализации личности. Не зная исторических и культурных особенностей «малой родины» трудно ориентироваться в социально-культурном пространстве России.
Задачи:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
- познакомить учащихся с наиболее известными произведениями УНТ Урала, с именами исторических деятелей, с особенностями освоения края, основными занятиями населения
- углубить знания программного материала по литературе, расширить представление о многонациональности фольклора Урала.
Принципы организации работы:
- индивидуальный подход к учащимся
- принцип систематичности
- принцип занимательности
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Планируемые результаты
Личностные.
- формировать понимание важности процесса обучения
- формировать уважение к фольклору народов Урала
- формировать нравственно-развитую личность
- формировать готовность к получению новых знаний
Предметные.
- осознавать значимость изучения фольклора Урала
- развивать способности понимать фольклорные произведения Урала
- формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
Метапредметные.
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- умение планировать пути достижения целей
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль над своей деятельностью
Содержание программы.
№ | тема | кол-во часов | основные виды деятельности учащихся |
1 | Зарождение фольклора на Урале | 2 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей и функций участников, способов взаимодействия. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2 | Песни, легенды, предания | 11 | |
3 | Фольклор «работных людей» | 3 | |
4 | «Сквозь века…» | 8 | |
5 | Просветительские традиции УНТ | 7 | |
6 | Фольклор и современность | 3 |
Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю).
Место проведения: учебный кабинет, школьный музей, городской музей.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Зарождение фольклора на Урале. | 2 | ||
1. | Ведение. Географическое и культурное своеобразие Урала. | 1 | |
2. | Зарождение фольклора на Урале. | 1 | |
Песни, легенды, предания. | 11 | ||
3. | Урал в древних легендах. Легенды о горах и реках Новоуральска, Верх-Нейвинска (занятие в музее) | 1 | |
4 | Урал в древних легендах. Легенды о горах и реках Новоуральска, Верх-Нейвинска (занятие в музее) | 1 | |
5. | Фольклор коренных народов и русских первопроходцев. | 1 | |
6. | Дорогами Ермака (предания о Ермаке Тимофеевиче) | 1 | |
7. | Заселение уральских земель. О начале сел, городов, деревень на горнозаводском Урале (занятие в музее) | 1 | |
8. | Первоначальные заселения. Дал человек месту имя. Не место красит человека. Пословицы, поговорки, частушки. | 1 | |
9. | Прозвища в уральских деревнях. Как появились прозвища? | 1 | |
10. | О сказителях из старинных уральских городов Чердыни и Соликамска. | 1 | |
11. | Песни (свадебные, солдатские…) в деревнях и селах по реке Чусовой. | 1 | |
12. | Про горы, камни, скалы, пещеры. Легенды, связанные с уральскими камнями (занятие в музее). | 1 | |
13. | Отражение в УНТ представлений о земельных богатствах Урала (про клады и сокровища) | 1 | |
Фольклор «работных людей». | 3 | ||
14. | О Полозе. Работа и жизнь старателей (УНТ старателей) | 1 | |
15. | О разбойниках, о восстаниях. (Произведения УНТ о смелости, благородстве, удальстве, трагической судьбе «мужиков – разбойников»). | 1 | |
16. | О Демидовых и заводской работе. Борьба народа против угнетателей, ее отражение в УНТ. | 1 | |
«Сквозь века…» | 8 | ||
17. | О силачах, смекалке, мастерстве, изобретательстве. | 1 | |
18. | Сборник пословиц Татищева. | 1 | |
19. | Поверья народов Урала (о встречах с лешим, водяным, русалками) | 1 | |
20. | О колдунах, колдуньях | 1 | |
21. | Притчи и небылицы. | 1 | |
22. | Уральская изба (Старообрядцы на Урале) (занятие в музее). | 1 | |
23. | Сказки-мифы народов Урала. | 1 | |
24. | Сборник былин и песен К. Данилова. | 1 | |
Просветительские традиции УНТ. | 7 | ||
25. | Просветительские идеи уральской словесности (В.де Геннин). | 1 | |
26. | Скоморохи на Урале. | 1 | |
27. | О верхотурских церквях. Монахи, попы, святые и словесность. | 1 | |
28. | Летописи на Урале в XVIII веке. | 1 | |
29. | Сатира и юмор в фольклоре рабочих Урала. | 1 | |
30. | Народные праздники на Урале (занятие в музее). | 1 | |
31. | Лирические песни. | 1 | |
Фольклор и современность. | 3 | ||
32. | Современный фольклор на Урале. | 1 | |
33. | Я, моя родословная, место жительства. Произведения УНТ в моей семье. | 1 | |
34. | Экскурсия по городу. Подведение итогов. |
Использованная литература.
- Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя/ Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета; изд-во Дома учителя, 1998
- Человек пришел на Урал. Мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. Екатеринбург: Сократ, Банк культурной информации, 1998
- В.В.Шуклин. Русский мифологический словарь. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001
- Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы. Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...