Литературно-творческий проект "Кладовая литературы Красноярского края"
проект (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цель проекта: расширение литературного кругозора учащихся и развитие их творческих способностей через знакомство с литературным наследием малой Родины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-творческий проект | 148.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноярский край, Каратузский район, с. Ширыштык
МБОУ Ширыштыкская СОШ
Кладовая литературы Красноярского края
Литературно – творческий проект
Разработчик: Тетюхина Татьяна Николаевна
с. Ширыштык, 2015
Оглавление
- Введение стр.
- Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и 3-5 практическая значимость)
- Цель и задачи 6-8
- Основная часть
- Этапы и механизмы реализации проекта 9-12
- Формы и методы 13-14
- Ресурсы 15
- Ожидаемые результаты 16
- Оценка результатов 17
- Мониторинг 18-24
- График мероприятий 26-27
- Заключение 28
- Список литературы 29
Введение
1.1. Тип проекта:
- творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение, сочинение);
- по уровню контактов – внутришкольный;
- по продолжительности – долгосрочный;
Срок реализации: январь 2015 г. – декабрь 2015 г.
Основная идея проекта
«Книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», - сказал Д.М. Мамин-Сибиряк. С ним нельзя не согласиться, но в настоящее время мир насыщен информационными технологиями, и современная молодежь чаще всего обращается к интернету, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, то есть ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
2015 год официально объявлен Годом литературы. В связи с этим на базе МБОУ Ширыштыкская СОШ с января 2015 года реализуется долгосрочный литературно-творческий проект «Кладовая литературы Красноярского края».
Проект не только познакомит с литературным наследием малой родины, но и научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей. Учащиеся смогут заглянуть в кладовую литературы родного края, в места, где сосредоточено всё самое лучшее, ценное – любовь и добро. Перед ними откроются сокровища, которые открываются непросто и не каждому.
Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
- вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
- формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
- воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами:
Социальная проблема проекта
Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
Педагогическая проблема проекта
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы и новым взглядом на воспитание читателя в школе;
- наличием коллекции лучших произведений отечественной и региональной литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения, утрачено чувство культуры и эстетики языка.
Методическая проблема проекта
Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, школьных библиотекарей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции школьников в кругу семьи, в условиях учебной и внеурочной деятельности.
1.2. Цель и задачи
Цели проекта: Расширение литературного кругозора учащихся и развитие их творческих способностей через знакомство с литературным наследием малой Родины.
Объект исследования: литературное наследие Красноярского края;
Предмет исследования: поэты и писатели-юбиляры 2015 г., чья жизнедеятельность каким-либо образом связана с Каратузским районом
Задачи проекта.
Образовательные:
- изучить жизнь и творчество писателей и поэтов Красноярского края;
- познакомить с основными теоретическими понятиями;
- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста, написания творческих работ;
развивающие:
- способствовать развитию:
- увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении;
- интереса учащихся к исследовательской и творческой работе;
- коммуникативных навыков учащихся, познавательной активности;
- сценических навыков учащихся;
- умений определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;
- побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в сочинении, стихотворении.
Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателей и поэтов родного края;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям;
- формировать уважительное отношение к литературному наследию малой родины.
Принципы реализации темы проекта
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
- опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- создание условий для усвоения знаний; условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;
- создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель – библиотекарь;
- определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей
Сильные стороны проекта
Создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.
Особенности организации проекта
Проект соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям учащихся среднего и старшего звена.
Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок реализации проекта рассчитан на 1 год.
В результате прохождения курса у ребят сформируются и углубятся знания о жизни писателей и поэтов Красноярского края, что позволит привить стойкий интерес к литературному наследию малой Родины.
Режим занятий:
- подготовительный этап;
- практический (творческий);
- аналитический;
- итоговый;
- заключительный
Встречи в гостиной 2 раза в месяц согласно плану работы Литературной гостиной.
Основная часть
2.1. Этапы и механизмы реализации проекта
Подготовительный этап
- Введение детей в «Кладовую поэзии и прозы Красноярского края».
Задачи:
- познакомить с биографией и творчеством поэтов и писателей Красноярского края;
- учить отличать прозу от стихотворения;
- дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);
- выявить литературные предпочтения ребят.
Содержание деятельности:
- Изучение творчества поэтов и писателей путём исследовательской деятельности (самостоятельного поиска информации о жизни и творчестве писателей, истории создания отдельных литературных произведений, анализу полученных сведений);
- Выпуск литературного календаря;
- Прослушивание стихотворений прозаических отрывков в исполнении актеров.
- Знакомство с основными понятиями:
- «тема», «идея», «проблема», «сюжет», «композиция» произведения;
- «рифма», «рифмовка», способы рифмовки:
- парная,
- перекрёстная кольцевая (охватная, опоясывающая),
- холостая,
- смешанная;
- размеры стихосложения
- Двухсложный: ямб, хорей
- Трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест
Содержание деятельности:
- Ведение словаря основных понятий;
- Подбор рифмы по окончаниям;
- Чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;
- Определение размера в четверостишиях.
Практический этап
Цель: Способствовать формированию навыков лингвистического анализа, умению рифмовать слова; выявить детей, склонных к литературному творчеству.
Содержание деятельности:
- Анализ произведений;
- Знакомство с «Буриме» (рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка);
- Определение в стихотворениях способа рифмовки и размера;
- Игра «Доскажи словечко» (в рифму);
- Составление четверостиший на заданную тему;
- Выбор объекта для поэтического описания;
- Самостоятельное написание стихотворений и сочинений
Аналитический этап
Цель: Исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности.
Рефлексия:
- На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения?
- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
- С какими трудностями столкнулись?
- Ожидали ли они такого результата?
- Понравилось ли им процесс стихосложения, и планируют они в дальнейшем заниматься поэзией?
- Каковы замечания и предложения на будущее (себе, руководителю проекта)?
Итоговый этап (в форме литературной гостиной)
Цель: Заинтересовать ребят разработкой и проведением итогового мероприятия с приглашением гостей (родителей, поэтов-любителей).
1 этап. Определение темы (совместно с учащимися), цели и задач.
2 этап. Разработка сценария. Распределение учащихся по группам (по интересам и желаниям). Частичные репетиции.
3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.
4 этап. Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов.
6 этап. Момент творчества (чтение стихотворений, инсценирование)
7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями, сочиняют синквейны.
Заключительный этап
Цель: Осуществление окончательного контроля, формирование чувства гордости за своё поэтическое произведение, совершенствование навыков выразительного чтения.
Содержание деятельности:
- Чтение своих стихотворений на общешкольном конкурсе чтецов;
- Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;
- Публикация работ учащихся в социальных сетях (социальная сеть работников образования «Наша сеть» на проекте «Алые паруса» в разделе «Литературное творчество»);
- Участие в различных литературных конкурсах среди детей и подростков.
2.2. Формы и методы
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. К ним можно отнести:
лекционные занятия,
беседы,
диалоги,
дискуссии,
обсуждения,
проектирование,
конкурсы,
викторины,
интеллектуальные игры (Своя игра, Звёздный час и др.),
практикумы,
экскурсии по литературно-историческим местам (очные и заочные),
творческие лаборатории или мастерские (написание сочинений, стихотворений);
театральные постановки,
литературная гостиная.
Методы:
По источнику познания
Словесные: рассказ, объяснение, беседа и другие;
Наглядно-иллюстративные методы: знакомство с текстами произведений, посещение музеев, просмотр художественных фильмов и видео роликов;
Практические: упражнения, практические работы, деловые игры и другие.
По уровню познавательной деятельности
Репродуктивные
Проблемные
Исследовательские
В процессе занятий в рамках проекта все формы, методы и средства взаимообусловлены и применяются в комплексе.
Оценка результатов учащихся реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
1.5. Ресурсы
материальные:
компьютер, мультимедийный проектор, ксерокс, принтер;
бумага для принтера;
помещение,
костюмы,
магнитофон, фотоаппарат, видеокамера;
информационные: книжные фонды библиотеки, реклама;
интернет – ресурсы;
кадровые: учитель русского языка и литературы, музыкальный работник, единомышленники из числа родителей и жителей села.
2.4. Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Основные теоретические понятия, работа с которыми будет осуществляться в ходе проекта;
Особенности исполнения лирики, прозы;
Основы сюжетно-фабульного анализа литературного произведения;
Принципы проектирования.
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать лирику, прозу;
Импровизировать, составлять монтаж, сценарий;
Организовать работу в группе при обсуждении проблемы;
Создавать проект, собственное произведение (сочинение, стихотворение)
Ожидаемые продукты проектной работы:
- работы учащихся, занявшие победные места в конкурсах различного уровня;
- литературный календарь на 2015 год;
- словарь литературоведческих терминов
- Оценка результатов проекта.
Критерии и показатели результативности проекта
Степень активности учащихся (регулярность посещений; создание своих проектов, литературно-музыкальных композиций);
Коммуникабельность (участие в обсуждении и защите своих проектов);
Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции (повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения).
Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы (участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности).
Развитие литературно – творческих способностей детей (участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, творческих конкурсах по написанию сочинений и стихотворений).
- Мониторинг
- Уровень чтения учащихся
Таблица №1
№ п | Фамилия ученика | Показатели техники чтения | Уровень понимания прочитанного | Уровень понимания прочитанного | ||
Способ чтения | Время чтения | Темп чтения | ||||
1 | Климов Семён | Целыми словами | 1 мин | 150 | норма | 2 |
2 | Кораблёва Галина | Целыми словами | 1мин | 151 | норма | 2 |
3 | Леонов Влад | По буквам | 1 мин | 12 | Очень низкий | 0 |
4 | Гамазин Павел | По слогам | 1мин | 14 | Очень низкий | 0 |
5 | Хыдырова Самира | Целыми словами | 1 мин | 153 | норма | 4 |
6 | Шнайдер Даниил | Целыми словами | 1мин | 155 | норма | 4 |
7 | Каримбаева Ангелина | Целыми словами | 1 мин | 143 | норма | 2 |
8 | Кочнева Снежана | Целыми словами | 1мин | 140 | норма | 3 |
9 | Емельянова Наталья | Целыми словами | 1 мин | 132 | норма | 2 |
10 | Тетюхин Руслан | Целыми словами | 1мин | 135 | норма | 3 |
11 | Бардакова Юлия | Целыми словами | 1 мин | 164 | норма | 4 |
12 | Подлеснов Денис | По словам отрывисто | 1мин | 98 | низкий | 2 |
13 | Попова Анжела | Целыми словами | 1 мин | 161 | норма | 3 |
14 | Жучева Елизавета | Целыми словами | 1мин | 170 | норма | 4 |
15 | Лаптева Кристина | Целыми словами | 1 мин | 140 | низкий | 2 |
16 | Глушкова Екатерина | Целыми словами | 1мин | 167 | норма | 3 |
17 | Гордиенко Влад | Целыми словами | 1 мин | 160 | норма | 3 |
18 | Зелина Евгения | По словам отрывисто | 1мин | 145 | низкий | 2 |
19 | Осерцова Яна | Целыми словами | 1 мин | 178 | норма | 3 |
20 | Кудряшова Дарья | Целыми словами | 1мин | 122 | норма | 2 |
Таблица 2
№ | Фамилия, имя | Беглость (количество слов ученик прочитал в минуту) | Правильность (кол-во ошибок) | Осознанность (ставим + или – после заданного учителем вопроса) | Выразительность (ставим + или -) | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Климов Семён | 150 | 154 | 4 | 3 | + | + | - | + |
2 | Кораблёва Галина | 151 | 156 | 3 | 1 | + | + | + | + |
3 | Леонов Влад | 12 | 22 | 8 | 5 | - | - | - | - |
4 | Гамазин Павел | 14 | 35 | 7 | 6 | - | - | - | - |
5 | Хыдырова Самира | 153 | 154 | 2 | 1 | + | + | + | + |
6 | Шнайдер Даниил | 155 | 155 | - | - | + | + | + | + |
7 | Каримбаева Ангелина | 143 | 143 | 1 | - | + | + | + | + |
8 | Кочнева Снежана | 140 | 142 | 1 | - | + | + | + | + |
9 | Емельянова Наталья | 132 | 134 | 2 | 1 | + | + | + | + |
10 | Тетюхин Руслан | 135 | 136 | 1 | 1 | + | + | + | + |
11 | Бардакова Юлия | 164 | 165 | - | - | + | + | + | + |
12 | Подлеснов Денис | 98 | 114 | 5 | 3 | + | + | - | + |
13 | Попова Анжела | 161 | 161 | 2 | 1 | + | + | + | + |
14 | Жучева Елизавета | 170 | 170 | - | - | + | + | + | + |
15 | Лаптева Кристина | 140 | 155 | 3 | 1 | + | + | - | + |
16 | Глушкова Екатерина | 167 | 166 | 2 | 1 | + | + | + | + |
17 | Гордиенко Влад | 160 | 162 | 1 | 1 | + | + | + | + |
18 | Зелина Евгения | 145 | 154 | 3 | 2 | + | + | - | + |
19 | Осерцова Яна | 178 | 177 | 1 | - | + | + | + | + |
20 | Кудряшова Дарья | 122 | 124 | 3 | 2 | + | + | - | + |
Степень активности учащихся в реализации проекта в течение 2015 года
- Уровень коммуникабельности
- Заинтересованность родителей
- Заинтересованность детей
- Участие в конкурсах
ФИО учащегося | Название конкурса. Номинация. | Уровень | Результат |
Кораблёва Галина | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение | Районный | 1 место |
Хыдырова Самира | «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» стихотворение | Районная акция | 1 место |
Климов Семён | «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» стихотворение | Районная акция | участие |
Тетюхин Руслан | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение | Районный | 1 место |
Сяглов Иван | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение | Районный | 1 место |
Осерцов Сергей | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение | Районный | 2 место |
Тетюхин Руслан | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Сочинение - эссе. | Районный | 2 место |
Гордиенко Влад | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Сочинение - эссе | Районный | 1 место |
Подлеснов Денис | «Лучшее сочинение - эссе по лирической повести «Ласточка»» | Районный | 2 место |
Климов Семён | «При солнышке – тепло, при матери – добро». Стихотворение. | Районный | 3 место |
Хыдырова Самира | «Люблю тебя, моя Сибирь». Стихотворение. | Школьный | 2 место |
Тетюхин Руслан | «Люблю тебя, моя Сибирь». Стихотворение. | Школьный | 1 место |
Тетюхин Руслан | «Мы – будущее Сибири». Стихотворение | Региональный | участие |
Тетюхин Руслан | Без прошлого, нет будущего». Стихотворение. | Районный | 2 место |
Осерцов Сергей | Без прошлого, нет будущего». Стихотворение. | Районный | 3 место |
Осерцова Яна | «Войны не знали мы, но все же …» Сочинение. | Районный | 1 место |
Подлеснов Денис | «Герои Великой Отечественной войны» | Районный | Участие |
2.7. График мероприятий на 2015 год
Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анкетирование учащихся и родителей | Январь | Учитель русского языка и литературы |
Определение темы, цели и задач проект | Январь | Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители |
«Да здравствует человек читающий» Литературная гостиная. | 23 января | Учитель русского языка и литературы |
Выпуск литературного календаря | С 15 января по 28 февраля | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Ведение словаря основных понятий | январь – апрель | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Основы стихосложения | 13 февраля | Учитель русского языка и литературы |
«Проба пера» занятие в форме игры | 27 февраля | Учитель русского языка и литературы |
Теоретический практикум | 13 марта | Учитель русского языка и литературы |
Конкурс проектов «А.Т. Черкасов» | 27 марта | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Книжный аукцион | 10 апреля | Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители |
Марафон чтецов (чтение отрывков из произведений А.Т. Черкасова семьёй) | 24 апреля | Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители |
Викторина по творчеству А.Т. Черкасова | 2-5 мая | Учитель русского языка и литературы |
Чтение и анализ лирической повести А.Т. Черкасова «Ласточка | 1-11 мая | Учитель русского языка и литературы |
Творческая мастерская «Юный писатель» (Написание сочинений по повести А.Т. Черкасова «Ласточка») | 15 мая | Учитель русского языка и литературы |
Книжная выставка | 27 мая – 2 июня | Учитель русского языка и литературы, библиотекарь |
Изготовление рекламы и пригласительных открыток | 29 мая | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Индивидуальные репетиции | 20-29 мая | Учитель русского языка и литературы |
Посещение краеведческого музея | Май | Учитель русского языка и литературы, родители |
Литературная гостиная, посвящённая 100-летию А. Т. Черкасова | 1 июня | Учитель русского языка и литературы, учащиеся. |
Встреча с дочерью А.Т. Черкасова | Июнь | Учитель русского языка и литературы, родители |
Публикация творческих работ в социальных сетях | Июнь | Учитель русского языка и литературы |
Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений» | Май | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Конкурс литературного творчества «Сибирское лето» | Летние каникулы | Учитель русского языка и литературы |
«Лето с книгой» конкурс фотографий | Июль – август | Учащиеся, родители |
Конкурс проектов «Поэты – юбиляры Красноярского края» | 11 сентября | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Флэш-моб | 25 сентября | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Участие в районной акции « При солнышке – тепло, при матери – добро» | Ноябрь | Учитель русского языка и литературы |
Участие во всероссийском конкурсе чтецов «Открытая книга» | Ноябрь | Учитель русского языка и литературы |
Книжная выставка, посвящённая 105-летию И. Д. Рождественского | 6-10 ноября | Учитель русского языка и литературы, библиотекарь, учащиеся |
Литературная гостиная «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»» | 10 ноября | Учитель русского языка и литературы, учащиеся |
Поэтический звездопад «Удивительный мир поэзии» | 27 ноября | Учитель русского языка и литературы |
Итоговая Литературная гостиная «Чтение – вот лучшее учение» | 18 декабря | Учитель русского языка и литературы, библиотекарь |
Публикация творческих работ в социальных сетях | Декабрь | Учитель русского языка и литературы |
Я считаю, что именно обращение к литературе родного края, а значит и к культуре своего народа, поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.
Хочется верить, что знакомство с литературой нашего района позволит приблизить современное поколение к литературному богатству родного края.
Используемая литература
- Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение.
- Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с.
- Мамин - Сибиряк Д.Н. Повести; Рассказы, Очерки. М.: Моск. рабочий, 1983.
- Мещерякова М./ Литература в таблицах и схемах.- 11-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2012. - 224 стр.
- Пантелеева А. «Он пел Сибирь в стихах и прозе...» / А. Пантелеева // Звёзды над Енисеем: очерки, статьи, интервью. - Красноярск: Горница, 1997.
- Рождественский И.Д. Стихотворения. Издательство: "Западно-Сибирское книжное издательство" (1965)
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
- Черкасов А.Т. Синь-тайга. Ласточка.- Избранное, Красн. кн. изд., 1975.
- Швец М. Технология русского стихосложения. С. Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Литературе Красноярского края
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основног...
Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».
Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...
Урок НРК "Природа и экология Красноярского края" по теме "Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края."
Разраьртка урока с презентацией по НРК "Природа и экология Красноярского края"...
УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Заповедники края как эталоны ландшафтов"
Конспект урока с презентацией....
презентация по Художественной культуре Красноярского края "Андрей Дубенский - основатель города Красноярска"
Презентация выполнена учеником для урока по Художественной культуре Красноярского края. В ней указаны главные исторические данные, связанные с основателем города Красноярск - Андреем Дубенским....
Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века. Т...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...