УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Заповедники края как эталоны ландшафтов"
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

Генералова Ольга Владимировна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki_kraya_kak_etalony_landshaftov.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК    НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО  ТЕМЕ:

 Заповедники края как эталоны ландшафтов.

Урок разработан учителем Генераловой Ольгой Владимировной, МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

Твержу, на тополь глядя сквозь окно:

 - Есть смысл в великом жизненном завете:

 «Когда хотя бы дерево одно

 ты посадил — не зря гостил на  свете».

                      С. Викулов

Цели урока:

  1. Выяснить, какие природные комплексы сформировались на территории Красноярского края.
  2. Познакомиться с заповедниками, расположенными на территории Красноярского края.
  3. Охарактеризовать природные комплексы заповедников Красноярского края.
  4. Раскрыть роль заповедников края.

Оборудование: физическая и экономическая карты Красноярского края, атлас Красноярского края, иллюстрации с изображением природных объектов заповедников края, мультимедийная презентация.

                                                          Ход урока

I.  Повторение ранее изученного  материала

Ответьте на вопросы.

1. Какие ландшафты вам известны?

2. Что такое природный (естественный) ландшафт?

3. Что такое антропогенный ландшафт?

4. Назовите примеры природных и антропогенных ландшафтов на территории Красноярского края.

Задание 2. Прочитайте текст.

В природном отношении территория Красноярского края слагается из нескольких ландшафтно-географических (природных) зон: арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги в ее широтных разновидностях, лесостепи, степи. Это разнообразие усугубляется горами, которые создают свои, «азональные» варианты ландшафтов.

На контурной карте обведите границы зон, последовательно, с севера на юг, подпишите названия ландшафтно-географических зон.

Задание 3.

Назовите безлесные и лесные зоны. На контурной карте отметьте штриховкой лесные зоны края.

II. Изучение нового материала.

Задание 4. Прочитайте текст.

Территория Красноярского края, протянувшаяся от Саян до Северного Ледовитого океана почти на 3 000 км, обладает чрезвычайно сложным рельефом и колоссальным разнообразием ландшафтных комплексов азиатского материка. По своему расположению и богатству природными ресурсами край закономерно стал одним из наиболее перспективных в России регионов нового хозяйственного освоения. Антропогенный пресс отражается на состоянии природных комплексов—сокращаются в численности и исчезают отдельные виды растений и животных, трансформируются места их обитания. Интенсивное антропогенное воздействие требует компенсирующих природоохранных мер. Первостепенное значение в этом отношении имеют особо охраняемые природные территории. Такими территориями являются, прежде всего, заповедники.

Служить эталонами природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов, свойственных ландшафтам определенного географического региона—основное назначение заповедников. Чтобы отвечать своей основной задаче, заповедники должны иметь природные условия, типичные для данного региона. На территории нашего края заповеданы эталоны всех природных зон Сибири, исключая лесостепь и степь. При создании заповедников предпочтение отдается тем участкам, которые в наименьшей степени изменены хозяйственной деятельностью человека. В первую очередь берутся под охрану эталоны тех ландшафтов, которым угрожает опасность исчезновения. В настоящее время на территории Красноярского края существуют 7 заповедников:

1. «Большой Арктический»;

2. «Таймырский»;

3. «Путоранский»;

4. «Центрально-Сибирский»;

5. «Тунгусский»;

6. «Столбы»;

7. «Саяно-Шушенский».

Кроме охраны эталонных ландшафтов, заповедники созданы для составления научного прогноза изменений природной среды, оценки влияния различных форм человеческой деятельности на природные комплексы. Например, в Саяно-Шушенском заповеднике изучается воздействие Саяно-Шушенского водохранилища на естественные экосистемы. Заповедываются так же уникальные явления природы, как например, в Таймырском заповеднике находится самый северный в мире лесной массив на участке Ары- Мас, в Центрально-Сибирском на значительном расстоянии (60 км) заповеданы оба берега Енисея, одной из великих рек Евразии, в Тунгусском происходит изучение последствий падения Тунгусского метеорита, а в самом старом заповеднике края охраняются природные комплексы живописного скального массива урочища «Столбы».

Задание 5.

Определите, компоненты каких ландшафтов охраняются на территории заповедников края. Заполните таблицу «Заповедники Красноярского края».

Заповедники края

Охраняемые ландшафты

Сделайте вывод: ландшафты каких природных зон на территории края наиболее уязвимы и нуждаются в охране?

Задание 6. Прочитайте текст.

В заповедниках природа не только охраняется, но и активно изучается. Как же изучают природу в заповедниках?

Во всех заповедниках создаётся стройная уникальная система сбора и обобщения биологической информации. Наблюдения за природой проводят научные работники

на одной и той же территории по единой научной теме называемой «Летопись природы», в течение всего года.

Основная задача «Летописи природы» — изучение естественного хода процессов и явлений, протекающих в природе, выявление взаимосвязей между ними. По окончании

года данные обрабатывают и обобщают. В каждой книге «Летописи природы» приводят сведения о территории заповедника, где он расположен, площадь его и обязательно

указывают, какие изменения произошли за год, дают сведения о постоянных маршрутах наблюдений и стационарных площадках. На них происходит индивидуальное и комплексное наблюдение за компонентами природы: рельефом, климатом, внутренними водами, почвами, растительным и животным миром. Постоянные наблюдения за погодой и внутренними водами проводят сотрудники метеостанций заповедников. Особую важность представляет изучения хода различных фенологических явлений по сезонам и средние многолетние данные. К основным фенологическим явлениям у растений относят начало вегетации, цветение, созревание плодов, листопад и т. д. Для животных отмечают пробуждение и последнюю встречу перед зимним сном; сроки прилета и отлета

для птиц; даты появления детенышей у копытных и хищников, начала гнездования у птиц, сроки линьки и некоторые другие явления. Фенологические таблицы заповедников имеют большую ценность и позволяют рассчитать прогноз не только одного какого-то явления, а дать оценку среды в целом, на основе чего можно предвидеть, по какому направлению пойдут изменения в природе региона при глубоком вмешательстве человека и насколько они желательны. Научные сотрудники составляют полный список растений и животных своей территории, ежегодно отмечают периодические и непериодические явления в растительном и животном мире. На специальных площадках проводят оценку урожая

ягод, различных кустарников, семян хвойных и лиственных пород деревьев.

Все эти материалы за много лет показывают изменения продуктивности естественных сообществ. Сведения об урожайности используют для анализа колебаний численности зверей и птиц. Большое внимание зоологи уделяют учетным работам. Учетные работы проводят в течение всего года по определенным методикам. Так, в конце зимы обязателен учет животным по следам. В летне-осенний период учеты следуют один за другим: учет воробьиных, водоплавающих и тетеревиных птиц, оценивают численность рыб, амфибий и рептилий, мелких млекопитающих, беспозвоночных. Особое внимание уделено редким видам растений и животных, занесенных в Красные книги.

Домашнее задание:

Используя различные источники информации, составьте сообщение об одном из заповедников Красноярского края по плану:

1. история создания;

2. охраняемые ландшафты;

3. охраняемые животные и растения на территории заповедника.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».

Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края  о национально-регион...