Хамелеон
проект (6, 7 класс) на тему
Театрализованный урок А.П. Чехов "Хамелеон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hameleon_chetvertyy_bogachyova.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
(педагог МХК Богачёва Л.В.)
Театрализованный урок
А.П. Чехов «Хамелеон»
Цель урока:
углубить представление учеников о комическом в литературе; развивать навыки анализа текста; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон».
Методические приемы:
рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, пояснения учителя, ролевые игры.
Оборудование к уроку:
- на доске портрет А.П.Чехова, на листах формата А4 цветными буквами написано «ХАМЕЛЕОН»;
- высказывание К.С.Станиславского: «Человек, который задолго предчувствовал многое из того, что теперь совершилось… Чехов – писатель на все времена» (на доске;)
- средства ТСО;
- презентация по уроку (25 кадров);
- Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дома вы прочитали литературное произведение А.П.Чехова «Хамелеон». Что означает это слово? Есть сноска: "Хамелеон - это порода ящериц, быстро меняющих свою окраску в зависимости от окружающей среды"... Если бы мы не читали рассказ, то могло создаться впечатление, что речь в нем пойдет о животном. Так ли это? Есть в рассказе животные?
- Есть. Собака.
- А еще? Больше нет? Ящериц? Хамелеонов?
- Это Очумелов - хамелеон. Он меняется.
- А на какие группы можно классифицировать всех героев произведения?
– Главные герои - Хрюкин, Очумелов, собака; второстепенные – Елдырин, Прохор, люди из толпы; закулисные – генерал Жигалов, его брат, родственник Хрюкина, служащий в жандармерии.
Затем учитель предоставляет слово педагогу-режиссеру.
- У каждого Чехов свой, и в каждый момент он задает нам новые вопросы о жизни. И если мы действительно захотим сейчас увидеть и услышать чеховское слово, то наверняка откроем для себя что-то новое, но каждый по-своему входит в мир произведения. Существует высказывание, что Чехов – писатель на все времена. Согласны ли вы с этим? Сейчас я не литератор, не учитель, я - режиссер. А вы не ученики, а актеры. Скажите, есть ли в рассказе Чехова - театр? Есть? Нет? Хотите проверить? Давайте, читая рассказ, попробуем войти в среду, в пространство действия... Читаем первый абзац.
- "Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке..."
- Кто хочет сыграть Очумелова? Выходи. На тебе новая шинель. Покажи ее классу... Чтобы все увидели... В руках - узелок. А откуда, как ты думаешь, у него в руках оказался узелок?
- Возможно, это он отобрал товар у торговки, которая нарушила порядок, торгуя в неположенном месте.
- А кто сыграет городового? Возьми вместо решета корзинку. Держи обеими руками, она доверху наполнена ягодами. Как ты думаешь, а какое время года?
- Я думаю, что осень, крыжовник спеет осенью.
- Как описывается площадь? Прочитайте. Давайте сыграем лавки, кабаки.
ИГРАЕМ СЦЕНУ. Идет Очумелов и городовой, возможно под их ногами шуршат листья. Двери лавок скрипят.
- Оказывается, никто не смотрит на начальство. Оно демонстрирует себя на пустой площади. Власть проявить негде.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- В чем особенность этой части композиции в рассказе?
- Происходит завязка рассказа. Создается иная картина, совершенно противоположная первой: тишина сонной площади сменяется собачьим визгом, криками; на месте происшествия «вдруг» , « словно из-под земли выросши собирается толпа».
- А в чем завязка конфликта? Почему человек бежит за собакой?
- Собака укусила человека.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- Кто гонится за собакой?
- Хрюкин.
- Как его описывает Чехов? Что является центром внимания толпы?
- «В расстегнутой жилетке», «полупьяное лицо», «показывает окровавленный палец». Только что Хрюкин лежал на земле, а теперь стоит победителем. Опять меняется ситуация.
- Попробуем сыграть Хрюкина. Но его попробуют сыграть синхронно два человека. Кто готов сыграть? Автор будет читать текст, а вы попробуйте сыграть Хрюкина, придерживаясь чеховского слова. (Расстегните пиджаки).
ИГРАЕМ СЦЕНУ.
- Что максимально удалось сыграть первому актеру? Второму?
Ответы детей.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- Ну вот и виновник скандала! А как же этот щенок оказался на площади? Давайте придумаем предысторию появления щенка на площади.
- Щенок, как и все маленькие, очень любопытный, он, найдя лазейку в заборе, убежал из дома и прибежал на площадь. Возможно, Хрюкин сам начал дразнить его, а щенок, защищаясь, укусил его.
- Я предлагаю, забегая вперед, в тексте найти слова, которые говорит Очумелов о собаке и о Хрюкине, в зависимости от смены ситуации. Это задание выполняет один ученик.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ. Следующий абзац читаем по ролям. Автор, Хрюкин, Очумелов.
- Очумелов приближается к толпе. Речь его не блещет литературными достоинствами и грамматической законченностью. А Хрюкин действительно защищает своё человеческое достоинство, или хамелеонит?
- Вряд ли он защищает свое человеческое достоинство, он говорит: «Пущай мне заплатят…». Он хочет сорвать штраф за укушенный палец, прикрываясь законом.
- Вы обратили внимание, что в речи Очумелова много многоточий? У каждого из нас есть внутренний голос, возможно в этот момент Очумелов ведет внутренний монолог. Как вы думаете, что он в этот момент может думать?
Внутренний монолог Очумелова: «Как некстати все это. Я уже домой возвращался, хотел спокойно отдохнуть! Надо побыстрее все уладить».
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- Неожиданное обстоятельство бросает в жар Очумелова. Как писатель комически отмечает это выразительной деталью?
- «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Надо отступать, но отступать так, чтобы не уронить своего полицейского достоинства. Очумелов начинает рассуждать: собака маленькая и не смогла бы достать до пальца «такого здоровилы». Гнев надзирателя обращается теперь на Хрюкина. Попытка Хрюкина добиться своего грубой лестью («их благородие умный господин») и скрытой угрозой («У меня у самого брат в жандармах») сбивает с толку Очумелова. Но собака, вероятно, генеральская, и раздраженный Очумелов прибегает к привычному, полицейскому окрику: «Не рассуждать!»
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- Соображение городового, которое писатель иронически называет «глубокомысленным», представляется Очумелову убедительным, и он возвращается в первоначальное состоянии. Но городовой подводит Очумелова, а тут еще и голос из толпы подтверждает сомнения городового. Как реагирует Очумелов на поворот события?
- Поворот события бросает Очумелова уже не в жар, а в холод («Надень-ка , брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…»)
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- Очумелову не везет в его полицейском рвении. Ему приходится пережить еще два поворота событий. В роли решающего свидетеля выступает генеральский повар Прохор. Что же делать Очумелову, ведь Прохор не может ошибиться?
- Теперь Очумелов не рассуждает, он краток: «Истребить, вот и все». Однако он поспешил. Прохор не окончил своего свидетельства, он прибавляет: «Это генералова брата…» Теперь Очумелов окончательно попал впросак.
ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.
- То, что Очумелов попал впросак совершенно не смущает его. И внешность и речь его мгновенно меняются. Исчезает начальственная строгость полицейского, « и все лицо его заливается улыбкой умиления».Как завершается событие?
- Обласканную Очумеловым собаку уводят, Хрюкин посрамлен, Очумелов снова принимает грозный вид и, запахивая шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
- На протяжении всего рассказа меняется отношение Очумелова к собаке, к Хрюкину (ученик озвучивает свои наблюдения).
- Действие происходит в какой-то странной среде сплошного хамелеонства, в стране Хамелеонии, где очумел от страха даже самый главный Хамелеон – Очумелов. Его бросает то в жар, то в холод, он постоянно то снимает, то одевает свою начальственную кожу - шинель. В зависимости от ситуации Очумелов меняет своё мнение, он испытывает различные чувства. Я предлагаю вам сыграть эмоции Очумелова, а ребятам предлагаю отгадать, какие чувства испытывает Очумелов.
Вызываются три учащихся, им даются карточки, на которых написаны: «Страх. Удивление. Пренебрежение». Учащиеся играют эти эмоции при помощи мимики.
- Кстати, вы не подсчитывали, сколько времени длится действие, ведь литературное произведение живет во времени.
Весь рассказ звучит минут 6-7, примерно столько по времени занимает и событие, происшедшее на базарной площади... И в этом коротком рассказе - вся Россия. Так согласны ли вы с высказыванием Станиславского, что Чехов - писатель на все времена?
- В каждом сегодняшнем дне мы слышим в себе тревожные сигналы Чеховского слова.
Где находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от окружающей среды? Трудно ответить? Каждый вспоминает, как он вел себя вчера и сегодня. Сколько раз мы меняли свое поведение в зависимости от окружающей среды... Мы видим, чувствуем хамелеонство вокруг и в самом себе. Поэтому высказывание о том, что Чехов писатель на все времена вполне оправданно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-суд "Хамелеон "А.п.Чехова
Уро-суд составлен на основе рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". Склет урока - телевизионная передача "Федеральный судья".На знакомуый всем рассказ я хотела заставить детей посмотреть не с точки зрения ху...
Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Урок-закрепление...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"
тестовые вопросы направлены на понимание учащимися идейного содержания рассказов и особенности поэтики А.П.Чехова...
урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».
Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
урок предназначен для 6 класса по УМК Т.Ф. Курдюмовой...