Путешествие по родному краю
рабочая программа (9, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Протокол № ___ от ______ 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______М.В. Тунденкова Приказ № ___ от _____ 2015 г. |
Рабочая программа
кружка
«Путешествие по родному краю»
9-10 классы
Разработала Хачатрян Ю.И.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.
В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.
Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края
Задачи:
· воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
· изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;
·формирование эколого-эстетической культуры;
·создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;
· приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности
Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.
В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.
В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады.
К концу обучения школьники должны знать:
элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, своего края;
простейшие взаимосвязи в развитии школы, поселка, района и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.
К концу обучения школьники должны уметь:
подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов;
уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первым уровнем результатов освоения программы кружка "Путешествие по родному краю" будут духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у подростков социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов.
Программа кружка "Путешествие по родному краю" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Основные формы деятельности в кружке: наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации
Программа кружка рассчитана на один год обучения с детьми 15-16 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Количество часов в год составляет 68 часов (2 часа в неделю). Курс делится на теоретическую и практическую части.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ п/п | Дата по плану | Тема занятия | Количество часов | Всего | Формы организации деятельности учащихся | |
Теория | Практика | |||||
Сентябрь | ||||||
1. | 10.09 | Вводное занятие "История моей страны начинается с меня". | 2 | - | 2 | Беседа. |
2. | 17.09 | Знакомство с историей посёлка Ефимовский. Экскурсия в детскую библиотеку. | 1 | 1 | 2 | Презентация, экскурсия. |
3. | 24.09 | Работа над проектом «Улицы моего поселка» | - | 2 | 2 | Проект. |
Октябрь | ||||||
4. | 1.10 | Знакомство с историей Тихвинской водной системы. | 2 | - | 2 | Беседа, презентация. |
5. | 8.10 | Музей-село Сомино. Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. | - | 4 | 4 | Экскурсия |
6. | 15.10 | Экскурсия к Монументу Петру Первому. | - | 2 | 2 | Экскурсия |
7. | 22.10 | Моё впечатление от посещения села Сомино, монумента Петру Первому. | - | 2 | 2 | Оформление электронного фотоальбома, презентации. |
Ноябрь | ||||||
8. | 12.11 | Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. История иконы Тихвинской Богоматери. | 2 | - | 2 | Беседа, презентация. |
9. | 19.11 | Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. | - | 5 | 5 | Экскурсия. |
10. | 26.11 | Тихвин - город воинской Славы. | 2 | - | 2 | Презентация, беседа. |
Декабрь | ||||||
11. | 3.12
| Музей "Астрача, 1941" | 4 | 4 | Экскурсия | |
12. | 10.12 | Наш край в годы ВО войны. Просмотр кинофильма «Перелом. Тихвинская наступательная операция» | 2 | 2 | Просмотр кинофильма, обсуждение. | |
13 | 17.12 | Мои впечатления от посещения Тихвина. | 2 | 2 | Творческая работа. | |
Январь | ||||||
14. | 14.01 | История Ильинской церкви п.Ефимовский | 1 | 1 | Беседа, презентация | |
15. | 21.01 | Экскурсия в Ильинскую церковь. | - | 2 | 2 | Экскурсия |
16 | 28.01 | Мои впечатления от посещения храма. | 2 | 2 | Творческая работа | |
Февраль | ||||||
17. | 4.02 | Экскурсия в краеведческий музей г. Пикалево | - | 3 | 3 | Экскурсия |
18. | 11.02 | Экскурсия в "Чагодощенский музей истории и народной культуры" | - | 5 | 5 | Экскурсия |
Март | ||||||
19. | 3.03 | «Антониево-Дымский монастырь» | 2 | - | 2 | Презентация |
20. | 10.03 | Антониево-Дымский монастырь | - | 4 | 4 | Экскурсия |
21. | 17.03 | «Мое впечатление от посещения Антониево-Дымского монастыря» | - | 2 | 2 | Отзыв Фотогазета |
22. | 24.03 | Работа над проектом «История Антониево-Дымского монастыря». | - | 2 | 2 | Презентация проекта |
Апрель | ||||||
23. | 7.04 | История нашей школы. | 1 | 1 | 2 | Беседа, экскурсия в школьный музей. |
24. | 14.04 | Заслуженные и известные жители посёлка. | - | 2 | 2 | Сбор материала. |
25. | 21.04 | Заслуженные и известные жители посёлка. | - | 2 | 2 | Защита проектов. |
26. | 28.04 | Уборка территорий у мемориальных памятников. | - | 2 | 2 | Акция |
Май | ||||||
27. | 5.05 | Места братских захоронений п.Ефимовский | - | 2 | 2 | Посещение |
28. | 12.05 | Подведение итогов работы. Творческая работа "Я люблю свою родину". | 2 | 2 | Эссе | |
Всего часов | 13 | 55 | 68 |
Список литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
Кудрявцева Т.А.Бабочка над заливом.-СПб.:Первый класс, 2013.
Гришина Л.И.,.Файнштейн Л.А..Памятные места Ленинградской области
Красная книга Ленинградской области. Растения и животные.
Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003
Материалы газет.
Материалы из интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие
Ставропольский край - музей под открытым небом. В презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...
План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....
Путешествие по родному краю
Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...
РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....
Урок-путешествие по родному краю в 5 класе
Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...
: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)
Данный курс «Путешествие по родному краю» направлен на систематизацию и расширение зна...
Путешествие по родному краю
Сценарий праздника предусматривает чередование спортивно – игровых заданий, показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...