Путешествие по родному краю
методическая разработка (9 класс) на тему

Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность, находчивость, интеллектуальные способности. 

На занятии учащиеся знакомятся с историей родного края, учатся ориентированию, овладевают практикой туристической деятельности.

Оно состоит из трех этапов: подготовительного, организационного и информационного.

Рассчитано на детей 11-14 лет. 

Вид занятия - комбинированный.

По месту в учебном плане - текущий.

По содержанию - межпредметный ( история, краеведение, ОБЖ, физическая культура)

Рекомендация

Приглашать в туристические походы родителей (это способствует укреплению семьи). В этом случае они могут быть двухдневными ( с ночевкой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_rodnomu_krayu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БОРОВСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято решением                                                                  Утверждаю:

педагогического                                                                       Директор М.П.Кривчикова

методического совета                                                              МОУ ДОД «ДДТ»

Протокол №____ от______                                                     Приказ №_____ от________

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ

(методическая разработка внеурочного занятия по краеведению)

Возраст детей: 11-14 лет

Срок реализации: краткосрочный

Автор: Игнатенко Елена Владимировна, педпгог дополнительного образования объединение «Наследие»

г. Балабаново, 2011

Пояснительная записка

    В настоящее время в школах распространены экскурсионные автобусные туры. Они в большем случаи носят развлекательный характер и не менее безопасны, чем пешии экскурсии с изучением истории родного края.

    Для того, чтобы человек стал крепким, здоровым и сильным, ему необходимо как можно больше проводить времени на свежем воздухе. Лучше всего это достигается в туристических походах. Кроме того они всегда способствуют  сплочению коллектива, дают возможность испытать себя в непредвиденной ситуации,  способствуют здоровому образу жизни (свежий воздух, солнце, вода, питане, движение, отдых).

Занятие состоит из трех блоков: подготовительного, организационного  и информационного.

Цель:

формирование и развитие у детей поисково-исследовательских компитенций, воспитание уважения друг к другу, стимулирование здорового образа жизни.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с историческими и архитектурными памятниками родного края;
  2. познакомить с прошлым и настоящим родного края;
  1. способствовать воспитанию чувства коллективизма;
  1. способствовать здоровому образу жизни;
  2. развивать наблюдательность, находчивость, интеллектуальные способности.

Ход занятия

I. Подготовительный этап

  1. Обсудить с учащимися маршрут пешеходной экскурсии, составить предварительную карту маршрута

г. Балабаново («ДДТ»,  сквер Победы, братская могила, памятный знак ул. Заречная, д.о. «Балабаново»)  – п.Киселево (могила Алеши Новоселова) – с. Спас – на –Прогнанье (склеп Чебышовых, зона отдыха, озеро) – г. Балабаново

  1. При подготовке к путешествию предложить учащимся следующие задания:

- учащимся-экскурсоводам подготовить сообщения на темы: «Балабаново в годы В.О.В.,  «Подвиг Алеши Навоселова»,  «Пафнутий Львович Чебышев»;

  1. вспомнить о правилах поведения и безопасности в походах, о походном снаряжении и одежде, предметах первой необходимости (Информационный блок. Часть 1);
  2. распределить обязанности по группам: костровые, повара, санитары, фото, видеосьемка, отметить все необходимые предметы для похода

II. Организационный блок

Предполагает формулирование темы, целей, и плана пешеходной экскурсии.

Участники - учащиеся объединения «Наследие»

Вид — комбинированный.

По количеству участников — групповой.

По месту в учебном плане — текуший (сентябрь или май), однодневный.

по содержанию — межпредметный.

Межпредметные связи:

история, краеведение, ОБЖ, физическая культура.

Форма обучения:

беседы, экскурсия, игры, конкурсы,

 Ожидаемый результат:

  1. знать правила похода;
  2. знать правила гигиены и оказания первой помощи;
  1. владеть инфорацией об истории родного края;
  2. уметь правильно развести костер;
  3. уметь ориентироваться в незнакомой местности.

Ученик должен уметь:

  1. организовать движение по маршруту и отдых;
  2. подготовить походное снаряжение;
  3. собрать правильно рюкзак;
  4. оказать первую помощь;
  5. ориентироваться в незнакомой местности;
  6. правильно разложить костер и убрать за собой;
  7. приготовить еду в походлных условиях.

Обеспечение:

  1. рюкзак;
  2. плащ или пончо;
  3. посуда для еды;
  4. одеяло;
  5. фляга;
  6. мешок для мелочей;
  7. медикоменты;
  8. компас;
  9. продукты;
  10. топор и нож;
  11. спички.

Вспомогательное (для игр и состязаний):

  1. мяч, шарики, веревка, бинты, карандаш, ручка, бумага.

План путешествия:

  1. Сбор у здания «Дома детского творчества» в 8 часов утра. Прохладное утро прекрасное время для начала похода.
  2. Туристический поход предполагает 5 остановок (Информационный блок. Часть 2), где учащиеся рассказывают о значимости места остановки в истории района, страны. Конечная остановка расположена в живописном месте неподалеку от лесного массива и озера. Она предполагает приготовление пищи, программу игр и состязаний по командам.
  3. Предложенные игры и состязания:

    Состязание 1.

Подготовительный этап:

Надуть шарики, подвесить на ветки деревьев. Сделать лук, стрелы из веток. Обозначить препядствия флажками, веревкой.

Эстафета:

Команды начинают одновременно движение по одному человеку. Каждому необходимо пробежать через припятствия «змейка», перепрыгнуть через веревку (натянута на 20-30 см. от земли), выстрелить в шарик и вернуться обратно. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

    Состязание 2.

Оказание первой медицинской помощи:

1. Рана на руке (порезы, царапина). Перевязка бинтом, подручными средствами.

2. Транспортировка больного подручными средствами.

Побеждает находчивый, аккуратный.

  Состязание 3.

Номер художественной самодеятельности (песня, стихи, танец)

   Игра «Вышибалы»

Действие проходит на ровной большой поляне.

Участники игры выбирают двух водящих человек, которые стоновятся напротив друг друга и мячом выбивают стоящих внутри «круга» участников игры. До кого мяч дотронулся, тот выходит из «круга». Первый и последний водят (меняют водящих играков)

              мяч

                             расстановка участников игры

    Игра «Ручеек»

  Участники становятся парами, образуя ворота (тунель) из рук.                Внутри проходит один из игроков и выбирает себе пару, оставшийся без пары проделывае те-же действия.

 

     

     Игра «Волейбол».

4. Обед. Уборка посуды, место привала.

5. Отдых.

6. Выпуск маршрутного листка (походной газеты).

7. Домой возвращаемся на маршрутном автобусе.

Домашнее задание:

Написать отчет об экскурсии (карта маршрута, информация по темам, фотографии, выводы).

План дальнейших мероприятий:

  1. Провести занятия (классные часы) по темам: « Калужский край в годы Великой Отечественной войны» («Окупация Боровского района», «Московская битва»), «Мужали мальчишки в бою» (о пионерах - героях района и страны), «Люди прославившие Боросвкий край» ( академик П.Л.Чебышев, художник И.М. Прянишников, адмирал Д. Н. Сенявин и т.д), «Немые наследники прошлого и настоящего...» (о храмах боровского района).
  2. Подготовить выставку фотографий учащихся по теме «Люблю тебя, мой край родной».
  3. Работать над темами краеведческих исследовательских работ.

  1. Информационный блок

   

 Часть 1.

      Гигиена — наука о здоровье, каждый человек должен ее знать и понимать. Как быть здоровым? Для этого необходимо давать телу все, в чем оно нуждается: воздух, солнце, вода, питание, движение и отдых.

  1. Свежий, чистый воздух нужен легким и всему телу. Необходимо пользоваться каждым случаем, чтобы принять воздушные ванны:

- проветривай свою комнату как можно чаще;

- следи, чтобы твоя одежда допускала к телу достаточное количество воздуха, чтобы она не была мокрой;

- во время дождя под плащ надевай шерстяной свитер, даже если жарко.

  1. Солнце необходимо организму, но не торопись загореть. Нужно постепенно увеличивать пребывание на солнце, начиная с 10-15 мин. Лучше всего загорать в движении, в походах, играх. В походе защищай от солнца голову и глаза. Если твое тело не зогорело, открытые участки покрывай кремом, который защищает от ожогов. Долгое пребывание на солнце стало вредным для здоровья из-за понижения концентрации озона в атмосфере.
  2. Вода особенно необходима для жизни. Необходимо принимать душ (купаться каждый день), мыть руки, когда они грязные, особенно перед едой и перед сном. Чисти ногти, зубы после еды, обязательно утром и перед сном. Когда купаешся в реке, озере, море:

- соблюдай правила безопасности;

- никогда не купайся и не плавай в одиночку, всегда будь с другими детими;

- избегай неизвестных мест;

- не допускай, чтобы у тебя появилась «гусиная кожа», после купания всегда вытирай голову, разогревайся растиранием и бегом;

- никогда не купайся после еды.

  1. Питание должно быть разнообразным. Еште больше овощей, фруктов, они особенно полезны в сыром виде. В походе нужно питаться чаще, т.к. Теряешь больше энергии.  

       Если сомниваешся, что вода годится для питья или приготовления пищи, обязательно вскипяти ее.

       Не забывай помыть посуду после еды и соблюдай «мертвый час».

  1. Движение. Если не давать мускулам работать, то они станут слабыми и вялыми. Необходимо заниматься физической культурой: особенно важна утренняя гимнастика, пешеходные прогулки.
  2. Отдых.  После любой нагрузки необходимо дать телу отдохнуть. Турист должен уметь устроиться на привал, ночлег, выбрав сухое и теплое место. Нельзя сидеть или спать на голой земле. Для подстилки хороши сухая солома, сухое сено, сухая хвоя, бумага, а лучше всего пластиковый коврик.  Если поход многодневный, то очень важно, чтобы койка была достаточной длины, иначе не сможешь вытинуться во весь рост, а значит хорошо отдохнуть. Перед сном обязательно снимите обувь и верхнюю одежду.В холодную погоду необходимо покрыть голову и надеть сухую и теплую одежду, носки.
  3. Правила похода. 

1. С уважением относись к окружающей тебя природе, встречающимся в дороге и находящимся с тобой людям.

2. Соблюдай безопасность:

- не ходи по дорогам с большим движением, на стройке, не останавливай чужие автомобили и не садись в них;

- вдоль дороги нужно идти по одному (цепочкой) навстречу движению, так чтобы видеть проезжающий мимо автомобиль;

- не отставай от группы и не беги вперед;

- старайся идти только по твердой почве, не прыгай по камням, бревнам и кочкам, т.к. можно вывихнуть ногу;

- без отдыха можно идти не более двух часов, отдыхать лучше всего сидя или прикоснувшись к дереву, не снимая рюкзак. Нельзя ложиться на землю;

- следи, чтобы в фляжке всегда была питьевая вода;

- запоминай дорогу, если нужно сделай дорожный знак — это поможет тебе найти дорогу обратно и не даст заблудиться;

- в случае грозы отойди от высоких деревьев или деревьев, стоящих в открытом поле. Старайся найти более низкое место, подальше от столбов, скал, деревьев.

3. Походное снаряжение и одежда.

Обувь — должна быть крепкой и удобной. Кожаную обувь смажте жиром, чтобы она не впитывала влагу и не делалась твердой. Мокрую обувь не сушите у костра, а выстави на ветер.

Носки лучше надеть мягкие шерстяные поверх х/б.

Одежду выбираем в соответствии с погодой. Нужно быть готовым к дождю, потому необходимо взять плащ или «пончо». В холодную погоду наденьте несколько слоев одежды. Если станет жарко ее можно снять.

4. Походное снаряжение состоит из рюкзака (ранца) или сумки и фляжки.

Рюкзак.

Очень важно правильно упаковать рюкзак, т.ч. на дно легли вещи, которые могут понадобиться раз в день (коврик, одеяло, запасная одежда, смена белья, запасные ботинки, носки и тд.), а ближе к верху — посуда, провиант (еда), плащ. В карманы рюкзака кладут мелочи, которые всегда должны быть под рукой: аптечка, фонарик, компас, веревка, иголка с ниткой, спички, туалетная бумага, купальный костюм и пр. Спальный мешок подвязывается под рюкзаком.

Фляжка должна быть с чистой питьевой водой для питья и оказания скорой медицинской помощи.

5. Правила разжега костра

- выбери правильное место, подальше от деревьев и построек. Очисти круглую площадку диаметром 3 метра от листьев, мха, веток. Обложи костровое место камнями;

- собери хворост (мелкие, сухие ветки, кору, хвою) — «начинка» для костра. Обложи хворост крупными ветками, т. ч. к середине костра свободно доходил воздух;

- подожги «начинку».

- следи за тем, чтобы покидая место костра, не забыть потушить огонь. Проверь, чтобы не остались тлеющие угли, а кострище залей водой, засыпь землей или закрой камнями.

Часть 2.

Информация для учащихся-экскурсоводов.

Остановки 1, 2. 

Тема: « Памятники скорби и славы» ( сквер Победы, братская могила);

(«Балабаново в годы В.О.В.”).

Остановка 3.  (Памятный знак ул. Заречная) Тема: «Первое упоминание Балобаново в письменных источниках».

Остановка 4.  (д. Киселево. Могила А.Новоселова) Тема: «Подвиг Алеши Новоселова».

Остановка 5.  ( с. Спас - на - Прогнанье. Склеп звонницы родовой церкви Преображения, построенной предками П.Л. Чебышева) Тема: «Пафнутий Львович Чебышев».

Литература:

1. Замахина Н.А. Балабаново в годы Великой Отечественной войны. Сборник материалов о событиях Великой Отечественной войны, происходивших в рабочем поселке Балабаново и его окрестностях, о балабаноцах — участниках боевых действий — Балабаново.: ООО «Оптима-пресс», 2010

2. Замахина Н.А. В междуречье Истьи и Протвы. История г. Балабановской земли с древнейших времен до 1941 года. /сборник краеведческий очерков/ — Балабаново.: ООО «Оптима-пресс», 2011.

3. Краеведческая работа «Памятники скорби и славы» Королева Дарья, 14 лет, 2006 г.

4. Краеведческая работа «По страницам родословной Пафнутия Львовича Чебычева» Горбачева Дарья, 15 лет, 2007 г.

5. Лебедев С.Л. «О Чебышеве и вокруг него» Исторические миниатюры. --Москва.: 2002.

6. Лебедев Сергей «Человек я насквозь русский» Исторические наброски. --Москва.: 2006.

7. Лопатин Н.В. «История рода Чебышевых» - Москав.: 2006.

8. «Родники, или о чем рассказывают калужские дали» Тетрадь путешествий по родному краю. Составитель: управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» - Боровск, 2006

9. Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Музейный проект. - Обнинск.: «Артифекс»,2006.

10. Узяков Р.А. Балабаново. Историко-краеведческие очерки.  — Балабаново.: 1997.

11. Узяков Р.А. Балабаново — порадный подъезд губернии. Краеведческие очерки 3-е дополненое и исправленное издание. --Балабаново.: 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие

Ставропольский край - музей под открытым небом. В   презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Урок-путешествие по родному краю в 5 класе

Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...

: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)

Данный   курс  «Путешествие по родному краю»  направлен    на    систематизацию    и    расширение    зна...

Путешествие по родному краю

Сценарий праздника  предусматривает чередование спортивно – игровых заданий,  показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....