Командная игра "Черноморский каботаж"
занимательные факты на тему
Это внеклассное мероприятие посвящено природным особенностям Черного моря и проводится в командах смешанного состава. Команду составляют ученики 5, 6, 7 и 8 классов. В ходе игры ребята смогут показать и свою смекалку, и интеллект и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание хода игры | 33.78 КБ |
презентация для конкурса "Вахтенный журнал" | 1.91 МБ |
chernoe_more.part2_.rar | 1.91 МБ |
chernoe_more.part3_.rar | 1.47 МБ |
презентация для набора команды | 1.43 МБ |
zherebevka_nabor_komandy.part2_.rar | 1.43 МБ |
zherebevka_nabor_komandy.part3_.rar | 411.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дню Черного моря посвящается
Командная игра «Черноморский каботаж»
Цели:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- создание атмосферы сотрудничества между детьми разных возрастных групп;
- воспитание экологической грамотности.
Для оформления доски
Моряки иногда дрейфуют, но никогда не дрейфят (русс. поговорка)
1 морская миля = 1.85200 километра
Команда состоит из капитана и его помощника (8 класс), кока и боцмана (7 класс), 2 матроса (6 класс) + юнга (5 класс) – всего 7 человек.
Задание командам: - выбрать для команды парусное судно, придумать название; узнать как можно больше фактов о Черном море.
Вступление
Парусные суда - это подлинные «аристократы морей», они и в XXI веке продолжают участвовать в регатах, совершать кругосветные путешествия, экспедиции и учебные плавания. И в нашем сегодняшнем учебном плавании по Черному морю принимают участие:
- Одним из самых больших и известных парусных кораблей в мире считается четырехмачтовый барк «Крузенштерн», история которого начиналась еще в 1926 году. Цель постройки парусника была обучать морскому делу кадетов навигационных школ Германии. В январе 1946 года на паруснике был поднят советский флаг, и он получил новое имя барк «Крузенштерн». Барк «Крузенштерн» неоднократно становился победителем многочисленных международных парусных регат, трансатлантических гонок и других спортивных соревнований
- Самым быстроходным парусником планеты, бесспорно, является «Мир» — парусный учебный корабль петербургской Государственной морской академии им. адмирала Макарова. Трехмачтовый парусник «Мир» был построен относительно недавно, в 1987 году на Гданьской верфи, что в Польше. Корабль Мир участвовал в таких известных регатах, как «Катти Сарк» (в честь знаменитого клипера Катти Сарк), регате в честь 500-летия открытия Америки (на которой уверенно победил), и на других не менее известных соревнованиях.
- Знаменитый российский барк «Седов» является одним из самых больших парусных кораблей в мире. Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. В январе 1946 года на барке был поднят военно-морской флаг СССР и он был переведен в класс учебных судов.
- Легенда российского парусного флота - трехмачтовый барк «Товарищ», построенный в 1933 году на верфи в Гамбурге. В 1948 году судно было передано СССР. Портом его прописки стал Кронштадт, а затем Херсонское мореходное училище, где на нем прошли школу мужества и выучки воспитанники многих морских учебных заведений.
- представление команд (краткое представление своего корабля)
Нам предстоит каботажное плавание. «Cabo» в переводе с испанского – мыс и изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Но не могу вам гарантировать, что в нашем каботажном плавании вы не попадете в серьезную штормовую переделку. Хотя надеюсь, что ваши таланты и способности помогут вам выйти победителями.
Каботаж у нас черноморский. Общая протяженность побережья Черного моря 3510 км – около 1800 морских миль. Помощники капитанов сейчас получат маршрутную ленту и после каждого конкурса будут отрезать «пройденные мили». Контрольные записи для каждой команды будет вести член жюри _____________В ходе нашего плавания, победу одержит та команда, которая первой вернется домой, ведь ваши ответы будут оцениваться именно в морских милях. Итак, команды – отдаем швартовые и в путь.
1) И первые 100 миль будут пройдены вами, если вы сможете составить карту очертаний Черного моря, для этого вспомните, какие государства находятся на берегу Черного моря и как они граничат друг с другом. Учтите, что среди очертаний государств, которые получила ваша команда, есть «лишние». Вы можете попросить помощи у меня (главного морского волка), но при этом ваша команда потеряет 25 миль.
2) 100 миль + 50 миль У Черного моря было много названий. Тавры, древнейшие из обитателей Крыма, по свидетельству Плиния Старшего, называли море "Темаринда", генуэзцы и венецианцы называли его Mare Negrum, арабы — Karadeniz. Звучат эти слова по-разному, а смысл – приблизительно одинаков. Так что же они все обозначают?
Переводится это одинаково — "Тёмная пучина", Чёрное море.
Какие еще имена есть у Черного моря? (Аксэйнос, Понт Евксинский, Русское море).
3) «Бывает, что и бывалый моряк промокает» говорят голландские моряки. Пожелаем нашим командам не промокнуть. Итак, юнги вперед. Для вас – задание на рисование, это целых 200 миль пути. Матросы – вместо парусов для вас вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Каждый правильный ответ – 50 миль пути, по 2 вопроса для каждого матроса. Право подсказки у боцмана, при этом команда не теряет мили.
1.Черное море в 2 раза солонее океана(-).
2. Черное море - почти озеро(+).
3. Черное Море "переудобрено" - в воде много питательных веществ(+)
4. Постоянного, устойчивого сообщества видов в Черном море еще сложилось, все время появляются новые виды животных и растений(+)
5. В Черное море впадает очень много рек (+)
6. В Черном море - интересная и разнообразная глубоководная фауна (-).
7. Черное море - неглубокое, его берега и подводные склоны – пологи(-).
8. Черное море хорошо перемешивается (-).
9.Разнообразие жизни в Черном море в несколько раз ниже, чем в соседнем Средиземном море(+)
10. Поверхностная вода Черного моря опреснена(+)
11. В глубинах Черного моря нет кислорода (+)
12.Экосистема Черного моря - более продуктивная (урожайная), чем Средиземное море (+)
13. Черное море - глубокое, в центральной его части - глубины больше двух километров (+)
14. В черноморской воде не хватает питательных веществ, нужных для роста и
размножения планктона (-)
15. Соленость черноморской воды одинакова на поверхности и в глубине (-).
16. Черное море больше вытянуто с запада на восток, чем с севера на юг (+)
4) «Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля» утверждает известная английская поговорка. Ваш черёд блиц-вопросов т. е. ожидается ответ сразу после вопроса, кто первый (делайте шаг вперед). Каждый правильный ответ – 100 миль.
Блиц – вопросы для капитанов:
1. С какими другими морями связано Черное море?
(Керченским проливом с Азовским морем; проливом Босфор с Мраморным морем)
2. Какие крупные реки впадают в Черное море?
(Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр)
3. Как можно охарактеризовать климат Черноморского бассейна?
(Зима теплая и влажная, а лето сухое и жаркое, так как значительная часть Черного моря расположена в субтропическом поясе)
4. Назовите самые большие порты, расположенные на Черном море?
(Одесса, , Севастополь, Ялта, Феодосия, Новороссийск, Сухуми, Батуми, Варна и проч.)
5. Назовите самый крупный полуостров Черного моря?
(Крымский полуостров)
6. Какие полезные ископаемые добывают в Черном море?
(Среди основных полезных ископаемых, залежи которых находятся на дне моря – нефть и природный газ, прибрежные россыпи титаномагнетитовых песков)
7. Как в настоящее время оценивается экологическое состояние Черного моря?
(Черное море является сегодня самым грязным. Основные факторы загрязнения: загрязнение моря нефтью и нефтепродуктами; загрязнение за счет впадающих в море рек; загрязнение за счет сброса неочищенных вод и массового вылова рыбы)
8. Какие виды дельфинов обитают в водах Черного моря?
(Три вида: белобочка, афалина, азовка ).
9. Есть ли в Черном море акулы?
( Акула – катран, достигает в длину до двух метров, имеет острые зубы).
10. Можно ли найти в Чёрном море жемчуг?
(Моллюск жемчужница предпочитает теплые тропические моря, но случается, что песчинка застревает внутри мидии, и та начинает обволакивать чужеродное тело перламутром. Образуется жемчужина).
5) Слайд 1
«Ничто не вечно под луной, кроме вахтенных журналов» сетовали английские моряки. Действительно – вахтенный журнал основной официальный документ, предназначенный для записи событий, связанных с жизнью корабля сдается в архив и хранится вечно. Пора и нам заглянуть в записи вахты.
Слайд 2, 3
1) Вот первая загадка вахты матроса Беды «…Море горело. Казалось, его дно состояло из хрусталя, освещенного снизу лунным огнем. Широкий свет медленно мерк. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо, брошенное к моим ногам. Мириады звезд, сотни Млечных Путей плавали над водой. Они то погружались, потухая, на самое дно, то разгорались, всплывая на поверхность воды». Поясните, что же происходило ночью на вахте? Может нужно наказать матроса Беду за сон во время вахты? (50 миль) Какой организм «виноват» в свечении воды?(100 миль)
Это свечение в Чёрном море вызывают ноктилюки — одноклеточные организмы, обладающие свойствами растений и животных одновременно. Днем они вбирают солнечную энергию, а ночью преобразуют её снова в световую. Этим холодным свечением сопровождается химическая реакция соединения кислорода с веществом — люциферином, которое вырабатывают ноктилюки. Зачем они его вырабатывают, наукой не установлено.
Слайд 4
2) Внимание! вторая запись: Рассказ матроса Беды: « В тот день я как обычно с утра вышел на рыбалку. Выловил из воды рыбу, был уверен, что это обычный черноморский бычок. Однако когда поднес ее поближе, "улов" начал трепыхаться, выпустил шипы и дважды меня ужалил. Рука начала стремительно распухать, а тело скрутила боль. Тогда я решил высосать яд из раны. Что было после этого не помню».
Беда поймал самую опасную рыбу Черного моря. Как называется и выглядит эта рыбка?(100 миль) Самая опасная рыба – морской дракончик.
Как помочь Беде в этой беде?(100 миль) Нужно наложить жгут выше ранки (не дольше 15 минут), ранку промыть, удалить остатки шипа или колючки, вызвать медицинскую помощь. Место укола можно продезинфицировать горячей водой с сульфатом магния, который разрушит яд, медики снимают боль новокаиновой блокадой. Если вовремя не оказать медицинскую помощь пострадавшему последствия могут оказаться очень тяжелыми, в литературе имеются описания даже летальных исходов после уколов морских драконов.
Какие еще опасности могут поджидать купающихся в Черном море? (по 50 миль) (скорпена, скат хвостокол, медуза корнерот).
Слайд 5
3) Сегодня кок озадачил команду вопросом: Что общего между питательной средой для выращивания бактерий, шоколадными конфетами, мороженным, мармеладом, пастилой, зефиром и сегодняшней забортной водой, которая стала почему-то красного-коричневого цвета? Все растерялись, а кок сказал, что ответ на его вопрос проплывает сейчас мимо корабля». Что же там плавало? (50 миль) Опознайте водоросль(50 миль).
Из красной водоросли филлофоры готовят агар-агар, который добавляют в хлеб, мармелад, пастилу, зефир, шоколадные конфеты и мороженое, а главное, используют в микробиологии как питательную среду для выращивания бактерий.
Слайд 6, 7
4) Опять кок морочит всем голову: «Сегодняшняя уха пахла соляркой. Кок сказал, что он не виноват, виновата кефаль, которую поймал матрос Беда». Возможна ли такая ситуация? (50 миль)
Кефаль выдерживает температуру воды от 0,5 до 38°, соленость до 80 %0, но живет и в опресненной воде. Вынослива к недостатку кислорода, заходит даже в глубинные слои с "гнилой водой", где обитают сероводородные бактерии. Эта рыба не боится загрязненной воды и часто зимует в портах под пристанью, впитывая запах солярки. К сожалению, после таких зимовок рыба впитывает в себя запах солярки.
Слайд 8
5) ЧП у южного берега Крыма. Кок заявил Беде, что купаться во время сгонного ветра могут только моржи. Матрос Беда, назвав себя тюленем, прыгнул за борт и чуть не утонул от переохлаждения. Спасенный Беда так и не понял, почему в знойный летний день Черное море имело температуру Белого моря. Кто сможет пояснить это явление? Что стало причиной стремительного охлаждения воды? (100 миль)
Ветры, дующие со стороны суши, уносят верхний слой теплой воды в открытое море, а на смену ей к берегу придонным течением подступает холодная вода из глубинных слоев моря. За 2 часа температура воды может понизиться с 200 до 100.
Слайд 9
6) Сегодня боцман воспитывал Беду и кока, чуть не подравшихся между собой. По мнению Беды виноват кок, который обидел его, Беду, заявив, что имея такого матроса на борту, кораблю нельзя проплывать мимо Новороссийска, и вообще приближаться к этому городу. Боцман сказал, что конечно кок неправ, но на всякий случай им действительно не стоит приближаться к Новороссийску. Чего опасался суеверный кок и осторожный боцман?
Самый злой и опасный ветер на Чёрном море — новороссийская бора. Особенно зимой, в мороз и гололедицу. Новороссийск закрыт с северо-востока горным хребтом Варада, то есть как бы защищен. Эта "защита" поначалу сдерживает северо-восточный ветер, накапливая холодный воздух в долине, похожей на блюдце. Но постепенно воздушная масса переполняет долину и поднимается выше хребта, чтобы во всю свою мощь обрушиться на город, на побережье, на катера и теплоходы в порту и в открытом море. Буря срывает с домов крыши, несет по воздуху доски и черепицу, опрокидывает вагоны, жестоко треплет корабли, не успевшие уйти далеко в море или спрятаться в надежной гавани. Сколько их там разбилось и затонуло! В окрестностях города нет высоких деревьев: ветер вырывает их или ломает на корню.
6) «Боишься бурь и риска – не подходи к морю близко» говорили русские моряки. Вот и для вашего путешествия настало время серьезной проверки. Ответы на предложенные вопросы можно давать любые. Та команда, чье объяснение будет наиболее точно – побеждает. Каждый точный ответ – 200 миль.
1. Что это? в Азове – всего от 1 до 4 м, в Черном – 20-40 м, в океане -200-400 м
(это длина волны) Почему на побережьях Кавказа волны длиннее, чем в Крыму или Турции?
Длина волны зависит от дистанции её разбега. В озерах и небольших морях, например, в Азовском, волны плещут одна за другой почти беспрерывно. В океанах, пройдя тысячи километров, каждая обрушивается на берег обособленно, как событие. Расстояние между гребнями черноморских волн — 20-40 м. Океанские волны раз в десять длиннее. На побережье Кавказа, особенно в Батуми, волны приходят, разогнавшись через всё море, от самой Болгарии. До Крыма от Турции этот путь почти в пять раз короче).
2. В Чёрном море, особенно в северо-восточной его части, ежегодно бывает по нескольку случаев смерчей. Как они образуются и чем эти вихри опасны?
Смерч — это вихрь, возникающий в низкой грозовой туче. К морю от нее вытягивается отросток в виде хобота; вода под ним начинает волноваться, как бы закипать, затем поднимается конусом вверх, навстречу туче. Образуется единый крутящийся водяной столб диаметром в десятки и даже сотни метров. Он может стоять на месте или передвигаться вместе с тучей, иногда очень быстро, и держаться от нескольких минут до 3 — 4 часов. Из-за резкого понижения давления в центре смерч, как гигантский всасывающий насос, способен поднимать с водой на большую высоту и нести за собой обломки кораблей, рыбу, даже лодки с людьми и тяжелые баркасы.
Обычно они возникают возле мысов, на границах теплых течений. Например, в июне 1991 года серьезно пострадали жители города Туапсе. Были повреждены дома, линии электропередач, автомагистрали и железная дорога, разрушены несколько поселков вокруг. Десятки людей погибли и пропали без вести.
3. Подходит ли к берегам Черного моря сероводород, находящийся в его глубинах?
(Тот сероводород, который находится в черноморской воде на глубинах 110-200 метров и больше, на поверхность моря не поднимается. Но может появиться на некоторое время местный источник сероводорода в виде массы отмирающих рыб, мидий, креветок и других животных, что наблюдается во время заморов.)
4. Возможно ли цунами в Черном море?
Цунами зарождались и в Чёрном море, на дне которого были и находятся эпицентры землетрясений. Черноморские ударные волны редко достигают даже метровой высоты, а средняя скорость их — 120-160 км/час. Но были исключения! Самое ужасное — в I в. до н.э., когда от удара цунами погиб, поглотился морем располагавшийся на месте современного Сухуми город Диоскурия).
5. Какого количества нефти хватит, чтобы нарушить развитие большинства организмов в 1 тонне морской воды?
Чтобы нарушить развитие большинства организмов, достаточно 1 грамма нефти в 1 тонне морской воды.
6. В Средиземном море их 9 тыс., в Азовском всего 600, а в Черном – 2,5 тыс. Чего? Чем объясняется такая большая разница?
видов животных
В Черном море обитает 2,5 тыс. видов животных:
- 500 видов одноклеточные;
- 160 видов позвоночные ( рыбы и млекопитающие);
- 500 видов ракообразные;
- 200 видов моллюски;
- остальное беспозвоночные разных групп.
7. Какой цвет морской воды больше любят рыбаки – зеленый или синий?
Цвет воды от рассеивания лучей солнечного спектра частицами воды и примесей. У берега, где много примесей отражаются зеленые, желтые лучи. Также цвет воды зависит от количества взвешенных частиц. В Азовском море их больше, чем в Черном поэтому вода в Азовском зеленовато-бурая, а в Черном - зеленовато-синяя. Синий цвет воды для рыбаков - цвет водной пустыни, там нет органических веществ и, значит, нет рыбы.
8. Болгария, Румыния, Украина, Россия и Грузия – все перечисленные страны имеют множество курортов на черноморском побережье. А Турция, которой досталось южное побережье моря, не имеет на нем курортов. Почему?
южные берега Черного моря очень скалистые, и у Турции есть северный берег Средиземного более теплого моря.
9. Последний девятый вал.
В 1889 году известный русский флотоводец и океанограф адмирал Макаров исследовал некий водный объект. С лодки, относимой поверхностным течением на юг, матросы по его приказу опускали на тросе бочонок с водой. Дойдя до тридцатиметровой глубины, бочонок начинал двигаться и даже тянуть за собою шлюпку обратно, на север. Где же наблюдаются такие мощные и контрастные противотечения?
Ещё древние босфорские рыбаки замечали, что их лодки относит течением в Мраморное море, а глубоко заброшенные сети — обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Командная "Своя игра".
Командная "Своя игра". Тема "Великобритания"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия (командной игры)
командная игра "Путешествие в страну "ИНФОРМАТИКА"...
Брейн –ринг по теме «Повелительное наклонение глагола» (Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)
Нетрадиционный урок изучения нового материала, проводится в виде игры брейн-ринг....
Взаимосвязь командных защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенностями игроков.
Полный анализ командных защитных действий в баскетболе подростков 13-14 лет, обзор литературы по данному вопросу, взаимосвязь защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенн...
Сценарий II городской командной олимпиады на Кубок гимназии №11 «Био- 2012»
В чем необычность проводимой уже во второй раз олимпиады? Заявки на участие в олимпиаде от школ города собираются по электронной почте. Тема кажд...
Организация командного стиля работы учителей МО
Оглавление Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3Глава 1. Теоретические основы командообразования§1.1. Понятие команды и виды команд … … … … … … … … … … … 5§1.2. Э...