Внеклассное занятие "Образ казака в произведениях фольклора"
план-конспект на тему
Внеклассное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_obraz_kazaka_v_proizvedeniyah_folklora.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие на тему
«Образ казака в произведениях фольклора»
Цель: создать образ казака на основе произведений устного народного творчества.
Задачи:
- воспитание эстетического вкуса учащихся через их приобщение к казачьей сказке; воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию казаков;
- развитие интереса детей к казачьей сказке; развитие через сказку образного мышления воспитанников; развитие творческих способностей, обучающихся;
- приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки; понятие о неповторимости и прелести сказок донских казаков; углубление знаний воспитанников о народной сказке.
1. Слово учителя.
В течение нескольких последних занятий мы говорили с вами о быте казаков и их традициях. Но этот рассказ был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества.
- Что такое устное народное творчество? (фольклор)
-Что обозначает слово фольклор? Каков его перевод?
Фольклор – это мудрость народа, живая память, передаваемая от поколения к поколению. Казаки тоже не прошли мимо этого богатства и создали свои образцы устного творчества. Оно охватывает многие жанры: рассказы, сказки, бытовые и военные песни, пословицы, загадки, легенды. В них отражается быт казаков, взгляды на мир и человека, представления о добре и зле, те жизненные принципы, которые они старались передать своим детям.
Сегодня мы с вами попробуем создать портрет казака на основе анализа фольклорных произведений.
На прошлом занятии мы говорили о пословицах и поговорках.
-Какие основные черты образа казака нам удалось выявить, читая пословицы и поговорки казачьего народа?
Вывести на экран:
Умение держать свое слово.
Уважение к старшим.
Трудолюбие.
Готовность в любой момент встать на защиту Родины.
Бережное отношение казака к своему коню.
Эти же самые черты образа казака нашли отражение в других жанрах фольклора: сказках и байках.
Сегодня мы поговорим о сказках и байках.
- Что такое сказка?
(Сказка - это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом).
- Что такое байка?
(Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда, основанный на реальных событиях. Байки также как и сказки пересказывались много раз, когда рассказчика уличали в том, что он сосем недавно про это говорил не так, то рассказчик отшучивался - время, дескать, идет, что-то забывается, а что-то, глядишь, и вспомнится).
- Чем, на ваш взгляд, отличается сказка от байки?
(Байка - не сказка, утверждал он, а сказкина тетка, и быль ей родная сестра).
Дома вы прочитали несколько казачьих сказок. Сейчас мы будем работать с текстами этих произведений, выявлять основные черты образа, а результаты нашей работы записывать в таблицы, которые лежит у вас на столах.
-Скажите, кто главный герой почти всех казачьих сказок? (казак)
Заполняем таблицу:
Главный герой | Казак | |
-Кто главный герой сказки «Казак и птицы»? (казак Сашко).
- Почему удалось Сашко собрать богатый урожай?
- Почему птицы помогали ему?
- Назовите главную черту характера казака? (трудолюбие, доброта)
Главный герой | Казак | |
Основные черты | Трудолюбие. Доброта. Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. | |
- Кто главный герой сказки «Лихо одноглазое»? (казак Тишке).
- Дайте его характеристику. Каким он предстает в этой сказке? Что мы нового узнаем о нем? (казак, который не был 3 года на войне, и который возвращается домой в надежде обнять мать и любимую).
А на самом деле, какую картину он видит в родной станице?
- Можно ли назвать Тишку патриотом?
- Какие качества помогают ему победить Лихо? Пересказ текста (находчивость, смекалка, хитрость, оптимизм, желание помочь жителям станицы).
Главный герой | Казак | |
Основные черты «Казак и птицы». | Трудолюбие Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. | |
«Лихо одноглазое» | Смекалка Находчивость Хитрость Желание помочь родной станице и её жителям. | |
В казачьих сказках герои учат различать добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости, быть честными и справедливыми, всегда держать данное слово Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».
- Давайте поговорим о сказке «Батька – булат».
- Коротко перескажите её.
- О каком качестве характера казака говориться в этой сказке?
«Батька – булат» | Верность своему слову |
В казачьих сказках можно встретить и элементы религиозного воспитания.
- О каких сказках идет речь? («Аленушка и братец Иванушка»)
- Почему Аленушка попадает в беду?
- Как казаку удается вызволить её из беды?
- Представители каких сословий испугались черта?
- Какие качества казака мы можем выделить в этой сказке? (Смелость Вера в бога)
Главный герой | Казак | |
Основные черты «Казак и птицы». | Трудолюбие Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. | |
«Лихо одноглазое» | Смекалка Находчивость Желание помочь родной станице и её жителям. | |
«Аленушка и братец Иванушка». | Смелость Вера в бога | |
«Батька – булат» | Верность своему слову |
Казачьи сказки отличаются своей идейной направленностью. В них утверждаются те же человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях.
Мы горим с вами о следующем произведении «Лебяжий остров»
- Кто главный герой сказки «Лебяжий остров» (казак Петро)
- О чем он думает, когда отправляется в разведку? (ищет славы)
- Почему он попал в плен? (не слушал предупреждения природы)
- Что требуют от него татары?
- Почему Петро не выдал своих? (работа с текстом)
- Какому наказанию подвергается казак?
- Был ли вознагражден Петро за свое молчание?
- Кто или что помогло ему? (природа, родная земля)
- Назовите главные черты характера казака этой сказке.
Главный герой | Казак | |
Основные черты «Казак и птицы». | Трудолюбие Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. | |
«Лихо одноглазое» | Смекалка Находчивость Желание помочь родной станице и её жителям. | |
«Аленушка и братец Иванушка». | Смелость Вера в бога Уважение семейных традиции | |
«Батька – булат» | Верность своему слову | |
«Лебяжий остров» | Служение Отечеству Патриотизм Казачья честь |
Тема патриотизма раскрывается и в сказке «Казак жил – не тужил», которую поставили и исполнили для нашего занятия учащиеся 6 казачьего класса. Внимание на экран.
- С кем встречается казак во время своего путешествия? (турецкий паша, вельможный пан).
- О чем они спорят?
- Как он отвечает на вопрос о том, что всего милее на свете?
- Что самое главное для казака в походе? (быть готовым в любой момент защищать сою землю)
Главный герой | Казак | |
Основные черты «Казак и птицы». | Трудолюбие Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. | |
«Лихо одноглазое» | Смекалка Находчивость Желание помочь родной станице и её жителям. | |
«Аленушка и братец Иванушка». | Смелость Вера в бога Уважение семейных традиции | |
«Батька – булат» | Верность своему слову | |
«Лебяжий остров» | Служение Отечеству Патриотизм | |
«Казак жил – не тужил» | Заботливое отношение к коню Бережное отношение к оружию Неприхотливость быта в походных условиях |
- Мы с вами на основе казачьих сказок и баек составили таблицу, в которой отразили основные качества казака.
- Перечислите их?
- Что напоминают вам эти качества? (казачьи заповеди). Прочитать, если будет время.
- Сделайте вывод о том, каким должен быть казак? (то есть жить согласно казачьим законам)
Казак, основные черты. | Казачьи заповеди. |
|
|
Но потомственные казаки говорят, что есть еще одна 11 негласная заповедь: «Люби России, ибо она мать твоя и ничто не заменит тебе её»
Вывод.
- Эти заповеди складывались веками. Актуальны ли они сейчас? Для чего их нужно соблюдать?
Домашнее задание: попытайтесь дома составить заповеди нашего казачьего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)
Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...
Внеклассное мероприятие (по мотивам произведений О.Уайльда)
Отрывок из произведения О.Уайльда " Кентервильское привидение" презентация к сценке....
Сценарий внеклассного мероприятия по мотивам произведения Ш. Перро «Красная Шапочка».
Данный сценарий разработан для учеников 2-3 классов. Некоторые из песен взяты с DVD диска из серии "Theatrino"....
Внеклассное мероприятие по литературе "Жанры фольклора" ( 5 класс)
Данные материалы содержат сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Жанры фольклора" и презентацию....
Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.
Конспект открытого внеклассного мероприятия по логопедии, проведенный в школьном музее народного творчества "Берегиня". Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по...
Внеклассное мероприятие "Казаки-рыцари православия"
Вашему вниманию представляю внекласнное мероприятие "Казаки -рыцари православия"...
Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .
Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...