Внеклассное занятие "Образ казака в произведениях фольклора"
план-конспект на тему


Внеклассное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему 

«Образ казака в произведениях фольклора»

Цель: создать образ казака на основе произведений устного народного творчества.

Задачи:

  • воспитание эстетического вкуса учащихся через их приобщение к казачьей сказке; воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию казаков;
  • развитие интереса детей к казачьей сказке; развитие через сказку образного мышления воспитанников; развитие творческих способностей, обучающихся;
  • приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки; понятие о неповторимости и прелести сказок донских казаков; углубление знаний воспитанников о народной сказке.

1. Слово учителя.

В течение нескольких последних занятий мы говорили с вами о быте казаков и их традициях. Но этот рассказ был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества.

- Что такое устное народное творчество? (фольклор)

-Что обозначает слово фольклор? Каков его перевод?

Фольклор – это мудрость народа, живая память, передаваемая от поколения к поколению. Казаки тоже не прошли мимо этого богатства и создали свои образцы устного творчества. Оно охватывает многие жанры: рассказы, сказки, бытовые и военные песни, пословицы, загадки, легенды. В них отражается быт казаков, взгляды на мир и человека, представления о добре и зле, те жизненные принципы, которые они старались передать своим детям.

Сегодня мы с вами попробуем создать портрет казака на основе анализа фольклорных произведений.

        На прошлом занятии мы говорили о пословицах и поговорках.

 

-Какие основные черты образа казака нам удалось выявить, читая пословицы и поговорки казачьего народа?

Вывести на экран:

Умение держать свое слово.

Уважение к старшим.

Трудолюбие.

Готовность в любой момент встать на защиту Родины.

Бережное отношение казака к своему коню.

Эти же самые черты образа казака нашли отражение в других жанрах фольклора: сказках и байках.

Сегодня мы поговорим о сказках и байках.

- Что такое сказка?

(Сказка - это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом).

- Что такое байка?

(Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда, основанный на реальных событиях. Байки также как и сказки пересказывались много раз, когда рассказчика уличали в том, что он сосем недавно про это говорил не так, то рассказчик отшучивался - время, дескать, идет, что-то забывается, а что-то, глядишь, и вспомнится).

- Чем, на ваш взгляд, отличается сказка от байки?

(Байка - не сказка, утверждал он, а сказкина тетка, и быль ей родная сестра).

Дома вы прочитали несколько казачьих сказок. Сейчас мы будем работать с текстами этих произведений, выявлять основные черты образа, а результаты нашей работы записывать в таблицы, которые лежит у вас на столах.

-Скажите, кто главный герой почти всех казачьих сказок? (казак)

Заполняем таблицу:

Главный герой

Казак

-Кто главный герой сказки «Казак и птицы»? (казак Сашко).

- Почему удалось Сашко собрать богатый урожай?

- Почему птицы помогали ему?

- Назовите главную черту характера казака? (трудолюбие, доброта)

Главный герой

Казак

Основные черты

Трудолюбие.

Доброта.

Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

- Кто главный герой сказки «Лихо одноглазое»? (казак Тишке).

- Дайте его характеристику. Каким он предстает в этой сказке? Что мы нового узнаем о нем? (казак, который не был 3 года на войне, и который возвращается домой в надежде обнять мать и любимую).

А на самом деле, какую картину он видит в родной станице?

- Можно ли назвать Тишку патриотом?

- Какие качества помогают ему победить Лихо? Пересказ текста (находчивость, смекалка, хитрость, оптимизм, желание помочь жителям станицы).

Главный герой

Казак

Основные черты

«Казак и птицы».

Трудолюбие

Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Лихо одноглазое»

Смекалка

Находчивость

Хитрость

Желание помочь родной станице и её жителям.

В казачьих сказках герои учат различать добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости, быть честными и справедливыми, всегда держать данное слово Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

- Давайте поговорим о сказке «Батька – булат».

- Коротко перескажите её.

- О каком качестве характера казака говориться в этой сказке?

«Батька – булат»

Верность своему слову

В казачьих сказках можно встретить и элементы религиозного воспитания.

- О каких сказках идет речь? («Аленушка и братец Иванушка»)

- Почему Аленушка попадает в беду?

- Как казаку удается вызволить её из беды?

- Представители каких сословий испугались черта?

- Какие качества казака мы можем выделить в этой сказке? (Смелость Вера в бога)

Главный герой

Казак

Основные черты

«Казак  и птицы».

Трудолюбие

Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Лихо одноглазое»

Смекалка

Находчивость

Желание помочь родной станице и её жителям.

«Аленушка и братец Иванушка».

Смелость

Вера в бога

«Батька – булат»

Верность своему слову

Казачьи сказки отличаются своей идейной направленностью. В них утверждаются те же человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях.

Мы горим с вами о следующем произведении «Лебяжий остров»

 

- Кто главный герой сказки «Лебяжий остров» (казак Петро)

- О чем он думает, когда отправляется в разведку? (ищет славы)

- Почему он попал в плен? (не слушал предупреждения природы)

- Что требуют от него татары?

- Почему Петро не выдал своих? (работа с текстом)

- Какому наказанию подвергается казак?

- Был ли вознагражден Петро за свое молчание?

- Кто или что помогло ему? (природа, родная земля)

- Назовите главные черты характера казака этой сказке.

Главный герой

Казак

Основные черты

«Казак  и птицы».

Трудолюбие

Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Лихо одноглазое»

Смекалка

Находчивость

Желание помочь родной станице и её жителям.

«Аленушка и братец Иванушка».

Смелость

Вера в бога

Уважение семейных традиции

«Батька – булат»

Верность своему слову

«Лебяжий остров»

Служение Отечеству

Патриотизм

Казачья честь

Тема патриотизма раскрывается и  в сказке «Казак жил – не тужил», которую поставили и  исполнили для нашего занятия учащиеся 6 казачьего класса. Внимание на экран.

 

- С кем встречается казак во время своего путешествия? (турецкий паша, вельможный пан).

 - О чем они спорят?

- Как он отвечает на вопрос о том, что всего милее на свете?

- Что самое главное для казака в походе? (быть готовым в любой момент защищать сою землю)

Главный герой

Казак

Основные черты

«Казак  и птицы».

Трудолюбие

Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Лихо одноглазое»

Смекалка

Находчивость

Желание помочь родной станице и её жителям.

«Аленушка и братец Иванушка».

Смелость

Вера в бога

Уважение семейных традиции

«Батька – булат»

Верность своему слову

«Лебяжий остров»

Служение Отечеству

Патриотизм

«Казак жил – не тужил»

Заботливое отношение к коню

Бережное отношение к оружию

Неприхотливость быта в походных условиях

- Мы с вами на основе казачьих сказок и баек составили таблицу, в которой отразили основные качества казака.

- Перечислите их?

- Что напоминают вам эти качества? (казачьи заповеди). Прочитать, если будет время.

- Сделайте вывод о том, каким должен быть казак? (то есть жить согласно казачьим законам)

Казак, основные черты.

Казачьи заповеди.

  1. Трудолюбие
  2. Готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
  3. Смекалка
  4. Находчивость
  5. Желание помочь родной станице и её жителям.
  6. Смелость
  7. Вера в бога
  8. Уважение семейных традиции
  9. Служение Отечеству
  10. Патриотизм
  11. Заботливое отношение к коню
  12. Бережное отношение к оружию
  13. Неприхотливость быта в походных условиях
  14. Верность своему слову.
  1. Честь, доброе имя казака дороже жизни.
  2. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»
  3. По тебе судят обо всем казачестве и народе своем.
  4. Служи верно своему народу, а не вождям.
  5. Держи слово. Слово казака дорого.
  6. Чти старших, уважай старость.
  7. Держись еры предков, поступай по обычаям своего народа.
  8. Погибай, а товарища выручай.
  9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
  10. Береги семью свою, служи ей примером. 

Но потомственные казаки говорят, что есть еще одна 11 негласная заповедь: «Люби России, ибо она мать твоя и ничто не заменит тебе её»

Вывод.

- Эти заповеди складывались веками. Актуальны ли они сейчас? Для чего их нужно соблюдать?

Домашнее задание: попытайтесь дома составить заповеди нашего казачьего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...

Внеклассное мероприятие (по мотивам произведений О.Уайльда)

Отрывок из произведения О.Уайльда " Кентервильское привидение" презентация к сценке....

Сценарий внеклассного мероприятия по мотивам произведения Ш. Перро «Красная Шапочка».

Данный сценарий разработан для учеников 2-3 классов. Некоторые из песен взяты с DVD диска из серии "Theatrino"....

Внеклассное мероприятие по литературе "Жанры фольклора" ( 5 класс)

Данные материалы содержат сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Жанры фольклора" и презентацию....

Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.

Конспект открытого внеклассного мероприятия по логопедии, проведенный в школьном музее народного творчества "Берегиня". Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по...

Внеклассное мероприятие "Казаки-рыцари православия"

Вашему вниманию представляю внекласнное мероприятие "Казаки -рыцари православия"...

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...