Внеклассное мероприятие "Казаки-рыцари православия"
классный час по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Вашему вниманию представляю внекласнное мероприятие "Казаки -рыцари православия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molitva_prednachinatelnaya.doc | 338 КБ |
kazaki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Казаки –рыцари православия
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
молитв ради Пречистыя Твоея Матерее и
всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесах! Да
святится имя Твоё, да придёт
Царствие Твоё, да будет воля Твоя,
яко на небеси, и на земле. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь; и остави
нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим; и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукавого.
Пётр Великий сказал однажды:
«Всякий потентат, который едино
войско имеет, - одну руку имеет, а
который и флот имеет, - обе руки
имеет».
Генерал Драгомиров прибавил:
«У российского потентата была ещё
Третья сила – казачество!»
Из книги В. Пятницкого
«Казаки в Великой Отечественной
войне 1941 – 1945 гг.»
Крещение Руси
По летописному преданию, зафиксированному в «Повести временных лет», первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнёс сам апостол Андрей Первозванный, первый из учеников Иисуса Христа.
Первые упоминания о Крещении Руси, которые зафиксировали исторические источники, относятся к девятому веку. Если следовать византийским источникам, то Крещение произошло в 867 г. при константинопольском патриархе Фотин или при его преемнике Игнатии. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении помещён между 986 и 989 гг.
Ангел
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
М. Лермонтов, 1828 – 1829
Казачество
Казак - (от тюркского) вольный человек, удалец. Казачество – население некоторых приграничных русских территорий, объединившееся в войсковые товарищества.
Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки появились уже в 14 веке. Первое летописное упоминание о них относится к 1444 г.
Находясь на городовой и станичной службе, они обороняли русскую границу, вели дозорную и разведывательную службу в степи. Получали от правительства денежное и земельное жалованье. Сохранились в южнорусских гарнизонах вплоть до 18 века. Вольные казаки появились в степях за пределами Московского государства во 2-ой половине 15 века – на Дону, Украине, Яике, в Запорожье и в других местах. Основными занятиями живших на берегах больших и малых степных рек казаков были рыболовство, охота, торговля, походы за «зипунами» (военной добычей) и «ясырем» (пленниками). В условиях постоянной войны с ногайскими и татарскими ордами сколько-нибудь осёдлая жизнь была невозможна и опасна.
Все важнейшие дела – вопросы о походах, разбор преступлений перед войском и товарищами, наказание изменников и трусов, раздел (дуван) добычи и царского хлебного, порохового и денежного жалованья, выбор атаманов, есаулов и войсковых дьяков – решались казаками на общем сходе («круге»).
Поворотным в судьбе казачества стал 1671 год, когда после подавления восстания Степана Разина казаки (в частности донские) были приведены к присяге на верность московскому царю. В войсках Петра Первого казаки сражались со шведами в Прибалтике и на Украине. После подавления Булавинского восстания 1707 – 1709 годов царь сам стал утверждать атамана Войска Донского. Место общевойскового круга заняли станичные атаманы и выборные от станиц. Запорожская Сечь, поддержавшая изменника Мазепу, в 1709 году была уничтожена. Но запорожцы основали Новую Сечь в устье реки Каменки. Основательно Запорожскую Сечь упразднила Екатерина Вторая в 1775 году.
Для охраны расширявшихся границ организовывались новые казачьи войска. Рядом с Яицким казачьим войском в 1748 году появилось Оренбургское войско, в 1760 году – Сибирское.
О запорожских казаках вспомнили, когда в 1787 году началась война с Турцией. Никто не знал противника лучше, чем они. Казаки храбро сражались с турками и за свои подвиги получили земли по правому берегу Кубани и Тамани.
Православная вера
Казаки испокон веков считали и считают себя защитниками Веры Христовой. Свою жизнь они понимали как служение Богу оружием, воинским мастерством. С первых упоминаний в литературных источниках казачество четко ассоциируется с Православием и, можно утверждать, что именно оно стало духовной основой рождения казачества.
Для казаков Православие это не просто религиозное учение, не только совокупность догматов и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры – Веры своих предков.
С давних времён и всё время запорожцы нерушимо пребывали в Православной вере.
Канцона вторая
(отрывок)
Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.
Точно благовест Твой, весна
По весёлым идёт полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.
Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою.
Н. Гумилёв, 1918
Принадлежность к Православной вере было единственным правом, по которому человек мог вступить в Запорожскую Сечь. Национальность в этом вопросе являлась второстепенным. Если человек имел Православную веру, это было равносильно тому, что он имел свободу, а значит, мог быть правнопраным казаком. Сам приём в Запорожскую Сечь, в этот древний казачий рыцарский орден, был обставлен упрощённой религиозной обрядностью: каждого желавшего поступить туда и явившегося к кошевому, последний спрашивал: «В Бога веруешь?» - , получив ответ: «Верую», - продолжал: «И в Троицу Святую веруешь?» и «В церковь ходишь?», а после утвердительных ответов предлагал ему, наконец, перекреститься, - и этим заканчивалась вся церемония приёма. Прошедший считался принятым в Сечь.
Мы говорим: «Казаки – «рыцари Православия». Почему? Что это значит? Запорожцы были защитниками Веры, Отечества и своего Народа, но ради всего этого они отрекались от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта, и во время пребывания в Сечи строго соблюдали обет безбрачия. Высшими добродетелями казачьего ордена были храбрость и целомудрие. Ради этого они были готовы пожертвовать и своей жизнью.
В Запорожской Сечи всегда стояла церковь. Для её строительства выбирали самое красивое и самое открытое место. И на нём возводили церковь ( чаще во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом строили жилище. Церкви строили без единого железного гвоздя, - считалось, что « не годиться в Храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди».
Православие для казаков было и есть та основа, на которой зиждется его крепко удерживаемая свобода. Православная вера и казачество неразрывно связаны в одно целое, что неоспоримо подтверждается всей историей нашего отечества. Ярким примером тому является дошедший до наших дней кодекс чести казака, известный под названием «Казачьи заповеди». В этих «Заповедях» собрана вся вековая казачья мудрость, за которыми явно стоят евангельские изречения. И следуя древней заповеди: «Держись Веры предков, поступай по обычаям народа своего», Православное мировоззрение, отраженное в «Казачьих заповедях», стало идеологическим фундаментом начавшегося в конце 80-х гг. ХХ века процесса возрождения российского казачества.
Славное казачество России!
Предварительный просмотр:
ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
КАК ОСНОВА КАЗАЧЬЕЙ ИДЕОЛОГИИ
Казаки испокон веков считали и считают себя защитниками Веры Христовой. Свою жизнь они понимали как служение Богу оружием, воинским мастерством. С первых упоминаний в литературных источниках казачество четко ассоциируется с Православием и, можно утверждать, что именно оно стало духовной основой рождения казачества.
Для казаков Православие это не просто религиозное учение, не только совокупность догматов и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры – Веры своих предков.
Невозможно представить казачье войсковое братство вне духовного православного мировоззрения. Религиозное чувство никогда не покидало казаков: ни в походах, ни в мирной жизни. Основу казачьего духовно-нравственного мировоззрения составлял тезис «о сопротивлении злу силой». Осознать, что есть «зло» и что есть «добро», и взять на себя огромную ответственность пресечения зла насилием может только человек-воин, религиозно-нравственное чувство которого, вызрело и закалилось осознанием необходимости кровопролития, совершаемого во имя каких-либо сверхличностных интересов – защиты Веры, Отечества, Народа. И не случайно одним из основополагающих принципов казачьей идеологии стал принцип жертвенности – «За други своя!».
С давних пор и по настоящее время казаки ненарушимо пребывают в православной вере, никогда не колеблясь иноверием. Сама принадлежность к Православию являлась единственным правом, по которому человек мог вступить в казачество. Сам прием в казачество был крайне упрощен. Вновь прибывший должен был соответствовать нескольким определенным условиям. По одному из предъявляемых требований он непременно должен был быть православным, уметь креститься и знать «Отче наш…» и «Символ Веры». Если определяющийся в казачество человек был другой веры, то он должен был креститься в православие.
В самих казачьих общинах жизнь строилась строго по заповедям Господним и всякое их малое нарушение каралось. Особенно строгие требования были в Запорожской Сечи, где казаки давали обет безбрачия и целомудрия.
«Однако, служа и душой, и рукой православной вере, запорожские казаки вовсе не углублялись ни в какие тонкости богословского и катехизического учения, - они больше придавали значение непосредственной вере, основанной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в постоянной военной тревоге, нередко, в силу, однако ж, необходимости, удовлетворяли своим религиозным потребностям не так, как было должно, а как было возможно» - отмечает Д.И. Эварницкий, автор «Истории запорожских казаков». Донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религиозным «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты».
Еще одним из главных принципов казачьего образа жизни является Соборность, уходящая корнями в вечевое прошлое и которая проявляется в виде сбора всей казачьей общины – Круга или Рады. Несмотря на то, что на Кругах (Радах) решались вполне земные вопросы: выборы атамана и казачьей старшины, перераспределение земли, вопросы войны и мира, Православие здесь играет ведущую роль. По казачьим законам Круг (Рада) начинается с торжественного богослужения, а само собрание проводится в присутствии казачьего священника. С древних времен казаки верили, что сам Господь благословляет их собрание и направляет умы к принятию правильного решения. Сами же казачьи Круги (Рады) всегда проходили ежегодно в строго определенные дни и месяцы: в январе, на 2-й или 3-й день Пасхи, на Покрова. Особо обращает на себя внимание месяц январь (до 1700 г. он не был новогодним месяцем). С 1643 г. в этот месяц (19 дек. ст. ст./1 янв. нов. ст.) поминается Пр. Илия Муромский (Муромец), мощи которого почивают в Киево-Печерской лавре. «Стар козак» - богатырь святорусский Пр. Илия Муромец почитается казаками как прародитель и родоначальник казачества, охранявшего и защищавшего Киевскую Русь и Православную Церковь, и на исходе дней своих ушедший в монахи. Вполне уместно предположить, что казаки собирались на Круги и Рады в этот день в память своего предка и именно 1-го января выбирали себе атамана. При этом необходимо отметить, что в Запорожье и на Дону существовала традиция – казаки достигшие преклонного возраста, уходили из Сечи в монастыри и постригались в монахи.
В казачьих общинах всегда строго соблюдался принцип равенства в соответствии с заповедью: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи!». Кроме того, при выборах войсковых атаманов свято соблюдалась заповедь: «Последний из вас да будет первым, а первый да будет последним». В жизни этот принцип даже выражался в определенном обряде. Вновь избранному атаману мазали голову грязью в знак того, чтобы он не забывал о своем низменном происхождении и не стремился бы к возвышению над всем товариществом. Однако, было бы лукавством представлять казаков идеальными безгрешными людьми, а казачье братство обращать в монастырское. Сама казачья жизнь, грубая и разгульная, связанная с постоянными военными походами, кровавые битвы, грабежи и бурные празднования побед, и пр. не сколько не соответствовали тогдашнему, а тем более нынешнему представлению о православии. Эти обстоятельства нередко навлекали на казаков несправедливые упреки в безверии и равнодушии к религии.
«Так, известный киевский митрополит ХУ11 в. Петр Могила называл печатно запорожских казаков «ребеллизантами», то есть людьми неистовыми в вере, отступниками; православный пан Адам Кисель, того же века, отзывался о них, как о людях «никакой веры»; униатский митрополит Рутский именовал их людьми «без религии», а думные дьяки московские 1594 г. трактовали их «людьми, не имеющими страха Божия. …некоторые из исследователей южно-русской истории, в особенности П.А. Кулиш, тенденциозно умаляя заслуги запорожских Козаков перед родною верою и православною церковью, низводят их в этом отношении чуть ли не на ступень диких варваров…» - пишет Д.И. Эварницкий. Но из этих слов видно непонимание истинной сущности казачества. Казакам действительно не были свойственны многие из таких добродетелей, как благоразумия, терпения, смирения… О казаке нельзя судить как о человеке, «который должен жить по колокольному звону, согласно идеальной монашеской жизни, и все свои отношения к Богу выражать постом и внешними знаками без участия сердца». Сами условия жизни не могли им позволить стать такими, иначе это означало бы их гибель. Прежде всего, казаки были воинами-защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия, отрекавшимися от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта, готовые пожертвовать своей жизнью.
«Во внутренних качествах запорожского казака, - писал Д.И. Эварницкий, - замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда свойственная людям, считающим войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни; жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих врагов, запорожские казаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим соратникам по ремеслу, украинским и донским казакам; хищные, кровожадные, невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле ненавистного им ляха или презренного басурмана, запорожские казаки у себя считали простое воровство какой-нибудь плети или кнута страшным уголовным преступлением, за которое виновного казнили смертной казнью». Светлыми сторонами их характера были благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе. Несмотря на всю свою патриархальную простоту и внешне разгульную жизнь, запорожцы отличались глубокой религиозностью и надежностью, вера их была искренней, чуждой всякого ханжества.
Ради своей «истинной православной христианской веры» казаки готовы были пожертвовать жизнью. «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня,- смертью за веру покупают небо», - так говорили донские казаки во время Азовского сидения. Накануне каждого похода или сражения искренне верующие казаки очищали себя постом и молитвой, исповедовались и своих духовных отцов. «С нами Бог! Разумейте, языцы неверные, и покоритеся, яко с нами Бог!» - таков был казачий клич выходивших на смертный бой.
Принадлежность к православной вере для казаков была равносильна национальной принадлежности. Обычно на вопрос, кто же они по национальности, можно было услышать ответ: «Я-де, не москаль, но русский, и то по закону и вере Православной, а не по природе».
Исходя из изложенного материала, прослеживаются следующие особенности религиозного сознания казаков:
- особость своего назначения, осознание себя рыцарями Православия, защитниками Веры, Народа и Отечества от кого бы то ни было;
- особое восприятие религии, вытекающее из условий жизни: пребывания в постоянной боевой готовности, непрерывного ведения войн. Это восприятие значительно отличалось от религиозного сознания человека, который занимался мирным трудом. Подверженность постоянной опасности, близость смерти делали веру в Бога единственным спасением. Отсюда горячая религиозность казаков и искренность их веры;
- стремление к независимости во всем, в том числе желание сохранить независимость свой церкви и духовенства, а также традиция формирования духовного сословия из собственной среды;
- наличие у казачества своих особых святынь и почитание их, особое соблюдение определенных религиозных праздников;
- особое отношение к черному духовенству и монашеству.
Само понятие «казак» славянского, более того, православного происхождения. До Крещения Руси это слово нигде в летописях не встречается. «Казак» - слово смысловое и имеет корень «Аз» - «Аз есмь Бог». Казак – это вольный человек, но не живущий своевольно, а исполняющий Волю Бога православный воин. Отсюда и смысл казачьей вольницы – общины казаков, живущей по Божьим заповедям, всегда готовые к исполнению Его Воли. Именно Воля Божья решает кого карать, а кому милосердствовать. Поэтому казачьи вольницы всегда свято соблюдали заповедь: «Служить верно своему народу, а не вождям», что и порождало конфликты с царской властью. И сегодня, как и в прошлые века казаки с благоговением произносят слова древней казачьей молитвы: «Слава, Тебе Господи, что мы Казаки!».
Православие для казаков было и есть та основа, на которой зиждется его крепко удерживаемая свобода. Православная вера и казачество неразрывно связаны в одно целое, что неоспоримо подтверждается всей историей нашего отечества. Ярким примером тому является дошедший до наших дней кодекс чести казака, известный под названием «Казачьи заповеди». В этих «Заповедях» собрана вся вековая казачья мудрость, за которыми явно стоят евангельские изречения. И следуя древней заповеди: «Держись Веры предков, поступай по обычаям народа своего», Православное мировоззрение, отраженное в «Казачьих заповедях», стало идеологическим фундаментом начавшегося в конце 80-х гг. ХХ века процесса возрождения российского казачества.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. САВЕЛЬЕВ А.П. «Древняя история казачества», «Вече», М., 2004 г.
2. ШЕПТУН С.В. «Из истории православной церкви на Кубани», изд. «Советская Кубань», г. Краснодар, 1995 г.
3. ЭВАРНИЦКИЙ Д.И. «История запорожских казаков», изд. «Наукова думка», г. Киев, 1990 г.
Есаул Рябинский С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Православие и народное зодчество России.
Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...
Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"
Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...
Православие-понятие духовности.
Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....
Православие как культурообразующий фактор воспитания личности
В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....
Православие и масонство в России XVIII века
Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....
Заветы Византии (православие)
Возникновение православного христианства....