Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.
методическая разработка на тему

Васильева Наталья Олеговна

Конспект открытого внеклассного мероприятия по логопедии, проведенный в школьном музее народного творчества "Берегиня". Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по школьному музею)

Логопедическая тема: «Автоматизация  поставленных звуков «Р», «Л», «Ш», «Ж»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.

Автор: учитель-логопед Васильева Наталья Олеговна

МОУ «СОШ№3 г.Свирск»

Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по школьному музею)

Логопедическая тема: «Автоматизация  поставленных звуков «Р», «Л», «Ш», «Ж»

Цели:        

Совершенствование произносительных навыков, автоматизация изученных звуков в связной речи у учащихся с  разными речевыми диагнозами на материале русских поговорок, потешек, пословиц.

Обогащение  словаря словами из обихода  русского народа( ухват, горшок, жбан, сундук, прялка)

Развитие творческого мышления, мелкой моторики, памяти

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с русским бытом, фольклором наших предков.

Целевая аудитория:

Обучающиеся 2-3 классов с ФФНР

Оборудование: обстановка школьного музея-мастерской «Берегиня»: русская бревенчатая изба, крестьянская утварь, картинки с лекарственными травами, кукла Домовенка, фигурки из соленого теста

Ход занятия:

Оргмомент

Логопед: Что вы можете сказать о том, где находитесь?

Сегодня мы попытаемся с вами представить, как жили русские люди в старину, много-много лет назад…

Главная наша задача- следить за своим произношением. У каждого из вас прикреплен значок с буквой, обозначающей тот звук, который каждый из вас научился произносить верно.. И все  наши гости будут слышать, кто же чему научился.

Под звуки музыки в дом выходит  хозяйка дома в русском сарафане:

Добрый день, гости званые!

Гости званые, долгожданные!

Мы вас всех зовем в деревенский дом!

  Логопед:

В православном царстве,славном государстве, на земле русской живет семья. Славится она красотою, славится добротою, трудолюбием , умом, рук своих мастерством.

Хозяин

Вот и сейчас, пока все спали, я  принес с рыбалки хороший улов.

(Мальчик-хозяин вывешивает на доске картинки с рыбой, называя её)

Хариус, сорога, лещ, карась, ёрш.

Логопед:

Какой хозяин молодец!. Эта рыба водится у нас в Сибири. Только вот какая же из них лишняя в этом ряду? (Лещ- в этом слове звук «Р» отсутсвует)

А вот работа по дому лежала на плечах женщины, матери, матушки, как ее называли ласково дети. Она должна была растопить печь, сварить обед, да еще и в поле поработать. Как говорили о матушке в те времена мы узнаем из поговорок. Прочитайте.

-Мама, матушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь!»

-Была б моя мамуся- никого не боюся!»

«При солнышке тепло, при матери добро»

Логопед

А какие поговорки вы бы могли сами придумать о своей маме?

(дети занимаются тврчеством)

Утро в русской избе начинается с разжигания огня  в печи. У народа огонь считался священным, и когда хозяйка его высекала, то приговаривала такие слова.

Хозяйка: (стоит у печи, складывает лучину)

Царь-огонь, достанься: не табак курить- кашу варить.

Логопед

Давайте поможем хозяйке развести огонь в печи. Возьмите огненные лепестки и прочитайте загадки об огне, придуманные народом и объясните их смыл.

1. В камне спал, по железу встал, по дереву пробежал, как сокол полетел.

2. Дрожит свинка, острая щетинка.

3. Красный кочеток по жердочке бежит

4.  Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего и все любят меня и все губят меня.

Логопед

После того, как печь растопилась, Хозяйка принималась готовить обед. (Хозяйка суетится у печи, «варит» в чугунке-горшке кашу)

Хозяйка:

Гу-гу-ту, гу-гу-ту

Варю кашу круту.

Подливаю молочка,

Накормлю казачка!

Логопед

Вся посуда в доме сделана руками батюшки и старших сыновей. Делали они ее из дерева, глины, чугуна.(показать утварь в музее)

Что это у тебя, Хозяюшка?

Хозяйка( показывает и называет, а дети пытаются объяснит назначение предметов):

Ухват, горшок, ложка деревянная, корзинка, солонка

Логопед

Когда каша в печи поспевала, начинали просыпаться дети, их в крестьянской семье всегда было много. Это росли помощники матери и отцу. У печи висел кувшин с водой –ЖБАН, где дети умывались.

Даша (подходит к жбану с водой и умываясь, говорит):

Водичка, водичка, умой моё личико,

чтобы глазки блестели,чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

Логопед

Вода, как и огонь, считалась священной , к ней относились бережно, просто так, без надобности, не проливали. Люди считали, что вода спасает от порчи, сглаза, болезней. И поэтому, когда мама мыла малыша, она приговаривала:

Хозяйка моет кулу:

С гуся вода, с лебедя вода,

С моего дитя вся худоба-

На пустой лес, на большую воду,

Под гнилую колоду.

Логопед

Так мама оберегала своего ребенка от болезней.        

А когда родители уходили в поле работать, дети оставались одни. Никаких детских садов и школ тогда не было. За всеми ухаживала, присматривала старшая дочь, которую называли н, нянюшкой.

Лиза

Баю, баю,Люльку качаю,

Ушел отец за рыбою,

Мать пошла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Ну а твоя бабушка напекла оладушек.

Логопед

Нянюшка знала очень много детских стешков для того, чтобы играть смалышами, забавлять их. Некоторые из них дошли и до нашего времени. И сейчас бабушки и некоторые мамы, играя со своими детишками, приговаривают…. А вот что они приговаривают? Это было вашим домашним заданием.

(Дети читают те стишки, которые записали дома: «Ладушки», «Сорока –ворона» и др.)

Таких игрушек, какие есть у вас сейчас, у детей того времени не было. Все мастерили сами:  (логопед показывает) куклы из соломы, остатков тряпочек. Мальчики 3-4 лет играли деревянными игрушками, которые мастерил отец. Вот одна из них, которую нам подарили в музей- лошадка-качалка.

Саша, сев на лошадку:

Еду, еду, к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По родной дорожке,

На одной ножке,

В старом лопаточке

По рытвинам, по кочкам.

Логопед

Дети постарше делали из глины свистки и игрушки. Давайте и мы попробуем с вами слепить из заготовок соленого теста игрушку, о которой говорится в стишке.

Андрей

Как у нашего кота Шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

(дети лепят фигурку кота из заранее сделанных заготовок: голова, туловище, лапы, хвост)

Логопед

Девочки в семье занимались рукоделием, одни вышивали, другие пряли.

(На скамейку садятся девочки-рукодельницы)

Даша,  (держит пяльце):

Вышиваю я платочек, вот остался уголочек

Лиза  (сидит около прялки):

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка, не гуди,

Мою Свету не буди.

Логопед

Девушки готовили себе приданое, которое хранили вот в таком сундуке. Давайте заглянем в него.

Кроме родителей и детей в крестьянской семье есть еще кто-то. Давайте познакомимся.

Люба

Бабушка старенька, бабушка добренька,

Внучат любит, всех приголубит.

Погладит по головке, сошьет обновки.

Логопед

Бабушка тоже занята делом: она собирает лечебные травы. Их раньше собирали от разных недугов. Сухую траву бросали в печь, чтобы предохранить дом от беды, злых духов. Растениям люди тоже преклонялись и прежде чем сорвать какую травку, они произносили заговор:

Люба

Во имя Отца и Сына и Святого духа, аминь!

Благослови, Господи и Мать Божия!

Я пришла попросить у вас дозволить мне трав сорвать на всякую пользу.

Логопед

Какие же травы у тебя в корзинке, бабушка?

(логопед вывешивает на доске картинки с лечебными травами: ромашка, крапива, подорожник, тысячелистник) У вас на столах лежат листочки с текстом о каждой из трав. Прочитайте только те предложения, в которых говорится о пользе этой травы для человека.

Ну вот и мы и побывали с вами в прошлом.

(появление кулы-Домовенка)

Саша- Домовенок из-за печки:

А как же я? Про меня-то забыли!

Логопед

Ох. И правда, забыли!  Это же ДО_МО_ВЕ_НОК. По старым поверьям, в крестьянской избежил Домовой. Он, как считали русские люди, охранял избу,если в ней жили мирно да дружно и строил пакости, если семья ссорилась да ругалась. А с чем ты к нам пожаловал?

Саша- Домовенок

Хочу вам загадки загадать те, которые народ сам придумал. А отгадки найдите вокруг себя, да мне подарите.

1 Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

2. Сидит дед на грядках,

Весь в заплатках.

Кто ни взглянет,тот заплачет (Лук)

3.Стоит Матрешка на одной ножке

Закутана, запутана (капуста)

Рефлексия

Чтобы закрепить те слова, с которыми познакомились сегодня, составьте из разрезанных слов предложения. Прочитайте их. (У каждого ребенка на парте- разрезанное предложение:«Девушки хранили свое приданое в сундуке», «Жбан с водой висел рядом с печкой»,«Отец делал детям свистульки из глины»,«В большом горшке матушка варила кашу»,«У печи стоял ухват для горшка», «На прялке пряли шерстяную пряжу»

Что нового вы узнали о своих предках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Готовый сценарий внеклассного открытого мероприятия, посвященного эпохе поэтов серебряного века...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему: «Русская матрёшка»

Сценарий разработан для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционной школы-интерната г. Новочеркасска....