Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.
статья по теме

Елена Гейнриховна Диденко

 

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 29.11.2011г.

Тема: Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

     С целью развития и создания условий для детского творчества, формирования духовно – богатой, физически здоровой,  социально – активной личности ребёнка разработана Программа развития системы дополнительного образования школьников, согласно которой  ведётся работа по дополнительному образованию школьников в школе.

    В начале учебного года составляется график дополнительного образования и план работы ОУ во второй половине дня, согласно которым работают кружки и спортивные секции в школе. И в это же время классные руководители 2-11 классов, руководители кружков и спортивных секций  начинают вести работу по вовлечению учащихся в имеющиеся кружки и спортивные секции.

      В школе работают 14 кружков:

Название кружка

Количество

детей

Руководитель

Для уч-ся начальных классов:

1.

Курс Юный патриот

32

Капканцева Н.В.

2

Курс «Росток»

32

Капканцева Н.В

3

Курс «Край, в котором я живу»

32

Капканцева Н.В

2.

Искусство сцены

32

Рогозина И.В.

3.

Музыкальный фольклор  (+ср.звено)

35

Калайтанова В.И.

4

Наглядная геометрия

35

Калайтанова В.И.

5.

ЮИД

10

Диденко Е.Г.

6

Юный пожарный

10

Диденко Е.Г.

7

Риторика

18

Рыбакова Н.В.

8

В гостях у сказки

12

Атамович Н.М.

9

Смекалка

15

Чиркова Л.А.

Для уч-ся средних и старших классов:

10

Забавный английский

15

Уточкина Т.А.

11

Компьютерный мир.

25

Бобрусёва Н.Л.

12.

Память

11

Евдокимова Е.В.

13

Меткий стрелок

15

Бобрусёв А.Н.

14

Юный спасатель

15

Бобрусёв А.Н.

ВСЕГО:  213 уч-ся / 68 %.

Спортивные секции:

15

Спортивные игры

21

Бебчик В.И.

16

Бадминтон

37

Волобуева А.В.

ВСЕГО: 58 уч-ся  /  17 %.

Охват дополнительным образованием в МОУ СОШ № 10  составляет:  248 / 85 %.   

    Всего в школе в кружках и спортивных секциях занято  248 уч-ся, что составляет 85 %.

1 ступень -  73 / 77%

2 ступень –  78 / 49 %;

3 ступень – 32 / 91%

Руководители кружков работают согласно своим планам работы, утверждённым директором школы. Педагогами разработаны авторские программы, рассчитанные на детей разного школьного возраста.

    Курс  «Юный патриот» (рук. Капканцева Н.В.) рассчитан  на детей младшего  школьного возраста. Курс  направлен на воспитание гуманного, творческого человека,  развитие патриотического чувства, уважение к культурному достоянию нашей страны. Включает разнообразные виды и формы деятельности: беседы, презентации,викторины, игрыи т.д. Были проведены мероприятия: «Родной край- частица России», «Как жили наши предки», «Великий полководец-А. В.Суворов». Курс «Росток»нацелен на формирование у детей первоначальных навыков культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, развитие творческой личности. На занятиях учащиеся учатся работать с природным материалом. Темы занятий разнообразны: «Аппликации из яичной скорлупы. Фрукты.», «Изговление поделки из шишек. Петух.», «Режим дня».Курс «Край» край нацелен на расширение общественно значимых знаний ребёнка о самом себе, знаний об истории и культуре родного края, о природе. Формы работы и темы разнообразные: беседы, викторины,игры. «Что такое семья» «Профессии моих родителей» «Моя школа» «Я и мои друзья» «Профессии людей в селе»

Цель работы детского объединения «Смекалка»  (рук. Чиркова Л..А.)-выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Объединение  включает в себя 4 секции:

учебно-исследовательская;

любители решения задач;

игры. викторины, ребусы,олимпиады, конкурсы, блицтурниры

секция исторических сведений по математике.

При посещении занятий было отмечено, что учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, выполняют олимпиадные задания, уделяется внимание самостоятельной работе.

С целью освоения духовных.нравственных, эстетических ценностей народной культуры, развития интереса к театральной деятельности для учащихся младших классов  создано клубное объединение « В гостях у сказки» (рук. Атамович Н.М.). .). На занятиях кружка младшие школьники учатся выразительному чтению, импровизации произведений, знакомятся  с устным народным творчеством: прибаутки, потешки,  скороговорки. Формы проведения занятий  разнообразны: беседы, игры, практические занятия с постановкой  сказок, где учащиеся учатся  импровизации,  выразительному чтению. Изготовление масок к произведениям. Учащиеся продемонстрировали свои способности на утреннике, посвященном ко  Дню Матери.  

    С целью развития интереса к театральной деятельности, сценических  способностей у детей  для уч-ся начальных классов работает кружок «Искусство сцены» (рук. Рогозина И.В.). На занятиях кружка младшие школьники учатся выразительному чтению, импровизации произведений, знакомятся  с устным народным творчеством: прибаутки, потешки,  скороговорки. Формы проведения занятий кружка разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры    С целью формирования и развития у детей духовности, нравственности, патриотизма в школе работает клуб «Память» ( рук. Евдокимова Е.В.). Основной деятельностью клуба является изучение исторического и культурного наследия нашего края, района, села, страны. Члены клуба вместе с их руководителем обновляют имеющиеся уже в музее лекции, оказывают помощь в подготовке к классным часам, систематизируют материал поисковых заданий отрядов.  

       С особым интересом  школьники посещают кружок «Компьютерный мир» (рук. Бобрусёва Н.Л.). Работа в кружке способствует развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывает личную ответственность за результаты работы, воспитывает дисциплину проектной деятельности, в том числе умение планировать свою деятельность. Ученики 5-6 классов работают над созданием презентаций с различной тематикой, созданием документов, форматирование, редактирование, создание компьютерных рисунков.     Целевой направленностью клубного объединения «Меткий стрелок»(рук. Бобрусёв А.Н.) является патриотическое воспитание, подготовка по военно – прикладным видам спорта, подготовка к службе в армии. Кружок в основном посещают мальчики. Кружковцы учатся сборке и разборке пневматической винтовки, изучают её устройство и работу её частей и механизмов; учатся метко стрелять по мишеням. Также на занятиях кружка Александр Николаевич ведёт работу по подготовке школьной  команды к районным соревнованиям: «Воинская доблесть», «Зарница».В конкурсе «Стрелковый поединок»учащиеся заняли 3 место, на соревнованиях по стрельбе в конкурсе «Зарница»-2 место

Целью клубного объединения «Юный спасатель» (рук. Бобрусёв А.Н.)  является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков, приобщение к вопросам личной и общественной безопасности. Включает разнообразные виды и формы деятельности: беседы, лекции, викторины, игры, практические занятия и  т.д. Темы проведенных мероприятий: «Первая медицинская помощь», «Выживание в природной среде», «Самоспасение людей при пожарах»и т. д.

    Кружок «Забавный английский»  (рук.Уточкина Т..А.)рассчитан на детей 7,8,11классов, способствует расширению интереса к  английскому языку, формированию творческой  личности, стремящейся и способной к осмыслению и  созиданию себя.

На занятиях учащиеся учатся читать, считать. переводить с русского языка на английский и наоборот, Также используется занимательный материал: разгадай кроссворд, опиши картинку и т. д. Учащиеся готовят сообщения о традициях,  праздниках  Англии (День Благодарения,  Хеллоуин, о празднике Гая Фокса)

   В кружке  «Музыкальный фольклор» (рук. Калайтанова В.И.) осуществляется подготовка концертных номеров к праздникам, родительским собраниям и т.д. Члены  кружка принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях.

    С целью развития творческих способностей у детей, развития логического и абстрактного мышления для уч-ся начальных классов работает кружок «Наглядная геометрия» (рук.калайтанова В.И..). На занятиях кружка младшие школьники решают задачи, учатся конструировать, просматривают презентации,разгадывают ребусы, тесты, сказки, игры, домино. Формы проведения занятий кружка разнообразны: практикумы, конкурсы, викторины, игры, соревнования, олимпиады.

     С целью формирования  у  учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, систематизации знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах в условиях городской и сельской местности действует кружок «ЮИД» (рук. Диденко Е.Г.).. В течение года кружковцы  выпускают листовки по пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах. Ежегодно школьная команда ЮИД принимает участие в районном конкурсе «Законы дорог уважай».

    Руководителем кружка «Юный пожарный». На занятиях в кружке школьники получают необходимые знания о пожарах, мерах пожарной безопасности, обучаются оказывать доврачебную помощь. Кружковцы выпустили листовку на тему «Пожар – враг №1».  

    Большое значение для физического здоровья школьников, их самовыражения имеют занятия в спортивных секциях.

    Бадминтон (рук. Волобуева А.В.) рассчитана для детей младшего школьного возраста. Данная секция способствует развитию у младших школьников физических способностей, скоростно- силовых качеств, координации, гибкости. На секции проводятся спортивные соревнования между учащимися.

    Высокая посещаемость школьниками 2 и 3 ступени спортивной секции « Спортивные игры»(рук. Бебчик В.И.). На секции учащиеся совершенствуют физическую подготовку,формируют здоровый образ жизни и осваивают технику отдельных видов спорта:стритболу,волейболу, настольному теннису.  Школьники принимают активное участие во всех районных спортивных соревнованиях и занимают призовые места:

2011 – 2012уч.г.:

Баскетбол (мальчики) -  3 место

Баскетбол (девочки)  – 2 место

Легкая атлетика-2 место

Предметная олимпиада по физической культуре-1победитель, 4 призера

Все занятия в спортивных секциях начинаются с инструктажа. Затем идёт подготовительная часть, куда входят разминка, общеразвивающие упражнения, а уже затем занятия - согласно плану.

Кружки на базе ДК:

Танцевальный

«Карусель»

4 кл.

Белова А.В.

«Занималочка»

5А, 6А,

Запорожцева А.В.

Кружок эстрадной песни

1-4 кл.

Саламатин В.И.

Струнный ансамбль

4-7 кл.

Саламатин В.И.

«Зелёный дом»

2 Б

Колпакова Л.Л.

«Зелёный глобус»

2А кл.

Колпакова Л.Л.

Драматический

4, 5Б

Колпакова Л.Л.

Кукольный

4 кл.

Колпакова Л.Л.

Всего:     уч-ся   69 / 24    %

1 ступень – 36 / 38 %

2 ступень – 32 / 20 %

3 ступень – 1 / 3 %

В начале учебного года работники сельского ДК и библиотеки, школьного музея и школьной библиотеки предлагают классным руководителям  перечень классных часов, которые они могут провести для учащихся 1-11 классов. Исходя из особенностей своего класса,  классные руководители планируют те или иные предложенные классные часы.

Тематика и формы проведения этих совместных мероприятий разнообразны. Работники ДК, сельской библиотеки оказывают большую помощь в проведении мероприятий для детей в летний период (в лагере при школе, площадке по месту жительства №1). Однако воспитатели площадок, классные руководители отмечают, что материал предложенных выступлений немного устарел и самое главное, чтобы ученики слушали выступающего, нужно чтобы перед ними был интересный рассказчик, но не докладчик, т. е. если мы им будем читать, а не рассказывать материал, они быстро теряют интерес, и перестают слушать, начинают отвлекаться.  А дети наши сейчас в некоторых вопросах очень компетентны, они входят в сеть Интернета, видят очень много, поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы их чем-нибудь удивить.

Ученики школы принимают активное участие в сельских мероприятиях: в концертах, посвящённых Дню села, 9 мая.

Выводы и предложения:

Продолжить работу по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования, Программы развития воспитания, Плана работы по дополнительному воспитанию  в МОУ СОШ № 10. С этой целью:

1.        Вести работу по вовлечению учащихся своего класса в систему дополнительного
образования

(кл.рук. Сукачёва Л.А., Галаева А.В.,

Уточкина ТА.,

1полугодие 2011 г.)

2.        Вести постоянный контроль за посещаемостью кружков и спортивных секций
учащихся, склонных к правонарушениям

(руководители кружков и спортсекций,

кл.руководители 2-11 кл.,

в течение года)

3.        Вовлекать учащихся к участию в районных, краевых, Всероссийских конкурсах

(руководители кружков,

в течение года)

4.        Организовать отчёты кружков о своей работе

(руководители кружков, до 15.05.2012г.)

Вопрос рассматривался на совещании при заместителе директора по воспитательной работе  29.11.2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Разработка дистанционного курса по татарскому языку «Татар теле - 5» для развития системы непрерывного образования в условиях внедрения ФГОС.

Статья посвящена разработке дистанционного курса  по татарскому языку для учащихся 5 классов на базе открытой платформы для дистанционного обучения Moodle.  Такого рода ресурсы позволят разв...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»

Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!» (СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА)

В статье описана  система дополнительго образования в условиях коррекционной школы-интерната....