Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 классах.
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 - х классах "Юный историк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе.
Нормативные документы:
1. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;
4. Учебный план школы;
5. Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
6. Рабочая программа: Десятникова М.А., Мотина Л.В. «Юный историк» (по следам Древнего мира). Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
Количество часов по учебному плану: всего 33 ч.
Количество часов в неделю - 1 ч.
Планируемые результаты освоения курса.
Учащийся научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.,н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
- составлять на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков;
- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми;
- контролировать процесс и результат учебной исторической деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;
-выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и схем;
- давать характеристику общественного строя древних государств, научиться видеть историческую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
№ | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | Введение | Формировать мотивацию к изучению нового. | Владеть целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников. | Выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Наши древние предки | Осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Формировать навыки анализа, сопоставления, сравнения, составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. | Познакомиться с понятиями «австралопитек», «человек умелый», Человек прямоходящий», «питекантроп»; описывать первые орудия труда; видеть сходства и различия первобытного и современного человека, владеть понятиями «человек разумный», «ледниковый период», «родовая община», решать исторические задачи на счет времени. | Совершать свои действия, работая по плану, с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, прогнозировать предвосхищение результата и уровня усвоения, и в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осознавать потребность и готовность к самообразованию. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Излагать свои мысли и слушать мнение окружающих, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способов взаимодействия; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничать в поиске и сборе информации, определении целей, функций участников, способов взаимодействия. |
3 | Путешествие по странам Древнего Востока | Уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» | Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять задания по предложенному образцу. Приобретать навыки работы с исторической картой, уметь строить устный ответ, объяснять понятия «фараон», «раб», «жрец», «писец» и др. иметь представление о социальной структуре общества, фиксировать информацию в виде схемы, овладевать навыком прочтения письменного источника. | Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий. | Выделять познавательные цели; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Определять цели, функции, способы взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками. Вести сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
3 | В Древней Греции | Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учётом устойчивых познавательных интересов; | Осваивать приемы установления причинно-следственных связей; уметь объяснять разнообразие современного мира; определять и объяснять временные границы древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций; различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира; | Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий. Выделять и сознавать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Искать и выделять информацию; анализировать объекты с целью выделения признаков; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; формулировать проблемы; создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Проводить инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
4 | Древний Рим: от города до могучей империи | Выстраивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей, анализировать и делать выводы, иметь представление о работе с учебной исторической картиной, фиксировать информацию в виде таблицы, развивать навыки получения информации из специфического источника. | Составлять план решения проблем, сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | Классифицировать и обобщать факты и явления, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Получить навыки с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, определять цели, функции участников, способов взаимодействия. |
5 | Древний мир– удивительный мир | Иметь творческий подход к изучению различных аспектов древней истории, видеть целостную картину мира. | Уметь решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах. | Совершать свои действия, работая по плану, с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, прогнозировать предвосхищение результата и уровня усвоения, и в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осознавать потребность и готовность к самообразованию. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Быть готовым к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. |
Содержание курса
№ | Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 1 | Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории. |
2 | Наши древнейшие предки | 2 | В гостях у первобытного человека. Далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей. Загадки древнейших рисунков. Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах. |
3 | Путешествие по странам Древнего Востока | 9 | В гостях у египтянина. Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина. Храм — жилище богов. Священные животные и боги. Мифы древнего Египта. Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья. Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья. Путешествие по городам древней Финикии. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. Путешествие по древней Палестине. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейскихплемен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа Путешествие по Древней Индии. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги, Дорогами Великого шёлкового пути. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские нероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь, Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас. Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы). Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру. |
4 | В Древней Греции | 9 | Греция Гомера. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея» На народном собрании в Афинах. Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия. Священный огонь в Олимпии. Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты. Современные олимпийские виды спорта. В греческом храме. Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе. Наследие Александра Великого. Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии. Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме «В Древней Греции. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры.. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру. |
5 | Древний Рим: от города до могучей империи | 9 | В гостях у римлянина. Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи. Религия древнего Рима. Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов. Раб (говорящее орудие труда)». Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах. В школе гладиаторов. Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Правление Траяна — лучшего из императоров. Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. Древний Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие). |
6 | Древний мир– удивительный мир | 3 | Семь чудес света. Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский. Общее и особенное древних цивилизаций. Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. |
Итого | 33 |
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Наши древнейшие предки | 2 | |
2 | В гостях у первобытного человека | 1 |
3 | Загадки древнейших рисунков | 1 |
Путешествие по странам Древнего Востока | 9 | |
4 | В гостях у египтянина | 1 |
5 | Храм-жилище богов | 1 |
6 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 1 |
7 | Загадки Древнего Двуречья | 1 |
8 | Путешествие по Финикии | 1 |
9 | Путешествие по Древней Палестине | 1 |
10 | Путешествие по Древней Индии | 1 |
11 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 |
12 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 |
В Древней Греции | 9 | |
13- 14 | Греция Гомера | 2 |
15 | На народном собрании в Афинах | 1 |
16-17 | Священный огонь в Олимпии | 2 |
18-19 | В греческом храме | 2 |
20 | Наследие Александра Великого | 1 |
21 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 |
Древний Рим: от города до могучей империи | 9 | |
22 | В гостях у римлянина | 1 |
23- 24 | Религия Древнего Рима | 2 |
25 | Раб-«говорящее орудие труда» | 1 |
26 | В школе гладиаторов | 1 |
27-28 | В дороги ведут в Риме | 2 |
29 | Правление Траяна-«лучшего из императоров» | 1 |
30 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 |
Древний мир-удивительный мир | ||
31 | Семь чудес света | 1 |
32- 33 | Общее и особенное древних цивилизаций | 2 |
Итого | 33 |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | Факт. | Коррекция |
1 | Введение | 1 | |||
Наши древнейшие предки | 2 | ||||
2 | В гостях у первобытного человека | 1 | |||
3 | Загадки древнейших рисунков | 1 | |||
Путешествие по странам Древнего Востока | 9 | ||||
4 | В гостях у египтянина | 1 | |||
5 | Храм-жилище богов | 1 | |||
6 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 1 | |||
7 | Загадки Древнего Двуречья | 1 | |||
8 | Путешествие по Финикии | 1 | |||
9 | Путешествие по Древней Палестине | 1 | |||
10 | Путешествие по Древней Индии | 1 | |||
11 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 | |||
12 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 | |||
В Древней Греции | 9 | ||||
13- 14 | Греция Гомера | 2 | |||
15 | На народном собрании в Афинах | 1 | |||
16-17 | Священный огонь в Олимпии | 2 | |||
18-19 | В греческом храме | 2 | |||
20 | Наследие Александра Великого | 1 | |||
21 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 | |||
Древний Рим: от города до могучей империи | 9 | ||||
22 | В гостях у римлянина | 1 | |||
23- 24 | Религия Древнего Рима | 2 | |||
25 | Раб-«говорящее орудие труда» | 1 | |||
26 | В школе гладиаторов | 1 | |||
27-28 | В дороги ведут в Риме | 2 | |||
29 | Правление Траяна-«лучшего из императоров» | 1 | |||
30 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 | |||
Древний мир-удивительный мир | |||||
31 | Семь чудес света | 1 | |||
32- 33 | Общее и особенное древних цивилизаций | 2 | |||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс
Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458575-1403176524.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 класса "По страницам истории"
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам истории» предназначена обучающимся средней школы (10-11 класс). В соответствии с планом...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-1003607-1517232951.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс
Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»Направление – общеинтеллектуальное.Содержательная номинация. Организация внеурочной деятел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-779468-1644723880.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Из истории Российской полиции" для учащихся 6-7 классов.
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся кадетских классов. Она состоит из теоретической и практической части. Программа позволяет расширить знания обучающихся об истории воз...