Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса
методическая разработка по теме
О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_rabota_s_roditelyami.doc | 37.5 КБ |
pedsovet_rabota_s_roditelyami.ppt | 652.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мошкина Галина Михайловна
Заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 264 Санкт-Петербурга
Расширение связей семьи и школы
как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса
О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, страдают моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок, перекладывая эту заботу на школу. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Но, тем не менее, когда становится невмоготу и родители приходят к учителю за помощью, бывает уже поздно.
В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя,
Ученики и их родители. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. И педагоги, не смотря ни на какие социологические прогнозы, порой делают для этой эффективности невозможное. Усилия школы, педагогов направлены на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где растут наши дети.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к теории.
Слайд №2
Все начинается с детства. И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания – все берет начало с детства. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, которые встретятся ребенку на его пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Роль школы состоит в том, чтобы помочь родителям в воспитании такого человека.
Говоря об этих задачах, мы должны отдавать отчет в том, с какими семьями учащихся мы имеем дело.
Слайд №3 «Состав семей учащихся Бежаницкой школы»
В этих разных семьях существуют разнообразные стили воспитания.
Слайд №4 «Стили воспитания»
С точки зрения социального благополучия семьи также можно разделить на группы.
Слайд №5 «Типы семей».
Словом, состав семей учащихся школы очень разнообразен и сложен. От того, в какой семье растет ребенок, как он будет воспитываться родителями, в первую очередь зависит его будущее.
Слайд №6
Задача педагога умело и грамотно строить свои взаимоотношения со всеми семьями учащихся. Трудность состоит в том, что основным инструментом нашей работы остается только слово.
Слайд №7 «Высказывание Л.Н.Толстого».
Форм, методов, приемов работы с родителями существует много. Основным, по-прежнему, остается родительское собрание.
Слайд №8 «Виды родительских собраний».
Формы проведения также разнообразны.
Слайд №9 «Формы родительских собраний».
Слайд №10 «Подготовка собрания»
Чтобы от собрания была отдача, чтобы слово педагога дошло до родителей, необходимо качественно подготовиться к родительскому собранию.
Кроме родительских собраний есть много других нетрадиционных форм сотрудничества с родителями учащихся. Уже несколько лет в нашей школе работает творческая лаборатория «Новые формы работы с родителями», классный руководитель Баринов Л.В. за этот период накоплен серьезный материал по этой теме, который пополняет методический банк и может быть использован другими педагогами школы. Многие классные руководители в последние годы находятся в самостоятельном творческом поиске разнообразных форм работы с семьями своих учеников.
Слайд №11 «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Слайд №12 «Текущая работа с родителями»
Работая с родителями, классный руководитель, несомненно, должен хорошо знать семьи учеников. А для этого необходимо использовать различные виды диагностики. Особая ответственность в этом вопросе лежит на тех , кто начинает работать с новыми классными коллективами.
Слайд №13 «Исследования семей»
Слайд №14 «Виды исследований»
Слайд №15 «Типы диагностики»
Помощником классного руководителя при планировании и организации жизнедеятельности классного коллектива должен стать родительский комитет класса. Нужно строить свою работу так, чтобы сделать родителей своими союзниками. Часть нагрузки классного руководителя прекрасно могут взять на себя члены родительского комитета.
Слайд №16 «Родительский комитет класса»
Необходимо повышать роль и общешкольного родительского комитета, который призван выполнять очень важные для жизни школы функции.
Слайд №17 «Общешкольный родительский комитет»
Кроме классного руководителя связь с родителями осуществляется и другими педагогами школы. Это администрация, социальный педагог, психолог, учителя-предметники.
Слайд №18 «Сотрудничество педагогов и родителей»
Слайд №19 «Консультации для родителей»
Слайд №20 «Совет школы»
Высшим органом школы, в котором участвуют все стороны образовательного процесса: учителя, ученики и родители, является Совет школы. Этот орган утверждает самые важные решения, касающиеся жизнедеятельности школы, подводит под эти решения правовую базу. И участие в его работе родителей имеет важное значение.
Слайд №21 «Договор с родителями»
Школа и родители должны строить свои взаимоотношения на основе полного взаимопонимания. Чтобы четко определить эти отношения, уточнить права и обязанности сторон образовательного процесса, последнее время в школах используют практику заключения договоров между родителями и образовательным учреждением. Это снимает множество проблем и подводит юридическую основу под сотрудничество семьи и школы.
Задумываясь над современной жизнью, подводя итог вышесказанному, анализируя работу педагогического коллектива, хочется сказать следующее.
В условиях преобразования общества и системы образования в частности, воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей должна повышаться. Однако, далеко не все родители это понимают.
Возможно, одной из причин этому является отсутствие целостной системы работы образовательных учреждений с семьями.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. Древняя мудрость
Социальный состав семей учащихся школы Всего в школе 592 Многодетных семей 23 В них учащихся БСШ 40 Малообеспеченных семей 30 В них учащихся БСШ 41 Семей с безработными родителями 35 Неполных семей 115 В них учащихся 124 Неблагополучных семей 15 В них учащихся БСШ 22 Семей «Группы риска» 11 Родителей – инвалидов 13
Стили семейного воспитания Попустительский Состязательный Рассудительный Предупредительный Контролирующий Сочувствующий Гармоничный
Типы семей Социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья Социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении семья Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей; Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными; Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. Дороти Нолт
Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. Л. Н. Толстой
Родительские собрания Текущие ( результаты успеваемости, проводимых мероприятий и т.д.) Тематические ( актуальные темы) Итоговые ( подведение результатов развития детского коллектива)
Формы родительских собраний Собрание – лекция Конференция отцов Совместное собрание детей и родителей Совместное собрание учителей и родителей Родительский клуб Собрание – практикум для родителей
Подготовка родительского собрания Приглашение родителей целесообразно делать дважды ( за 2-3 недели, за 2-3 дня) Приглашение других участников собрания Правильный выбор темы и формы проведения собрания Подготовка исследовательского и другого материала о классе ( опросы, анкеты и т.д.) Оформление детских рисунков, поделок, сочинений, фотографий, подготовка видеоматериалов. Подготовка решения, направленного на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы
Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями Родительские чтения Родительские вечера отдыха Тематические консультации Совместные экскурсионные поездки, походы детей и родителей Совместные трудовые операции Участие в благотворительных акциях Семейные конкурсы Игровые тренинги для родителей Родительский ринг
Текущая работа с родителями Индивидуальные консультации по вопросам воспитания ребенка Регулярные сообщения родителям о состоянии учебы и посещаемости ученика Благодарности родителям за хорошее воспитание детей Оперативные сообщения о нарушениях со стороны ученика и многое другое.
Психолого-педагогическая диагностика семей Физическое и психическое развитие ребенка Умение ребенка общаться с другими детьми Взаимоотношения со взрослыми Отношение родителей к успехам детей Семейная атмосфера и др.
Виды исследований Анкетирование родителей Психологические игры Ситуативные игры Тестирование Обсуждение – дискуссия Педагогическое наблюдение
Типы диагностики семей Предварительная диагностика Тематическая диагностика Итоговая диагностика
Родительский комитет класса Планирование жизнедеятельности классного коллектива Организация экскурсионных поездок Помощь в организации классных мероприятий Ремонт и благоустройство классного помещения Помощь в обеспечении учащихся учебниками и т. д.
Общешкольный родительский комитет Родительский комитет призван: Укреплять связь семьи и школы Принимать участие в воспитании у школьников сознательной дисциплины Оказывать содействие повышению авторитета учителя Оказывать помощь в создании необходимых условий для получения детьми образования Привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы и др.
Сотрудничество учителей, социальных педагогов, психолога с родителями учащихся Индивидуальные консультации для родителей Участие педагогов в работе родительских собраний Приглашение родителей на педагогические советы, Совет профилактики Посещения семей на дому и др.
«Консультации для родителей» Ежегодно социальными педагогами и психологом школы проводятся тематические выступления на родительских собраниях
Управляющий совет школы Высшим органов школы, в котором участвуют все три стороны учебно-воспитательного процесса, педагоги, ученики и их родители, является Управляющий совет школы. Этот орган утверждает самые важные решения, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью школы, и участие в принятии этих решений родителей имеет серьезное значение. Педагоги школы Родители Учащиеся
Договор с родителями Школа должна строить свои взаимоотношения с родителями учащихся на основе взаимопонимания. Чтобы более четко определить права и обязанности сторон образовательного процесса в практике работы школ используется заключение договоров между родителями учащихся и образовательным учреждением.
Перспективная задача педагогического коллектива - создание более совершенной системы работы образовательного учреждения с семьями учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...
Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик ...
Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Что такое современный урок?Каким должен быть современный урок? (критерии)Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?Заседание педсовета проходило в форме урока по ФГОС...
Статья на тему: "Технология личностно-ориентированного обучения как важное условие эффективности учебного процесса "
Работа с обучающимися по реализации личностно-ориентированного подхода в образовании....
Доклад "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характ...
Презентация к педсовету "Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса".
Данная презентация может использоваться при проведении педсовета на тему: "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"....