Методическая разработка конспекта занятия по теме: «Книга или интернет?»
методическая разработка на тему
дискуссия на тему: Книга или интернет?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_kniga_internet.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная общеобразовательная школа - интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А. Спиридонова
Методическая разработка.
«Книга или интернет?»
Работа выполнена Киневой Н.А.
Сыктывкар, 2011 год
Пояснительная записка
Чтение детей - одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в Мир книжной культуры.
Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
"Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, интернет и др. в том, что это всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем новые качества".
Со стороны кажется, что современные молодые люди в большинстве своем отдают предпочтение всему новому и, конечно же, компьютерным технологиям. Профессор Калифорнийского университета К. Боргман говорил о том, что "электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме. Поэтому очень важно с детства помочь осознать ребенку, что компьютер и интернет – это вспомогательные, дополнительные источники информации и важно прививать культуру чтения, любовь к книгам, умение работать с ними».
К концу третьего класса воспитанники гимназии уже достаточно хорошо владеют современными гаджетами. В любое свободное время готовы поиграть в компьютерные игры. При написании творческих проектов, при подготовке мини- рефератов дети, имеющие доступ к интернету, часто для облегчения своей работы используют ресурсы интернета, тем самым минимизируя работу со справочной литературой, энциклопедиями, учебниками. Воспитанники гимназии, как и их сверстники, меньше времени проводят за книжками.
В результате коллективного творческого дела «Мои помощники в получении информации», проводимого накануне данного воспитательного мероприятия, дети задались вопросом: может ли в будущем интернет полностью заменить книгу?
Уже имея опыт диалогического взаимодействия в ходе воспитательных мероприятий, дети приобрели представление, чем отличается спор от дискуссии?
Формирование культуры диалогического взаимодействия понимается как ориентация на познание, осознание и преобразование субъекта в процессе его активного взаимодействия с окружающими, является одной из важнейших целей в начальных классах в организации учебной дискуссии.
Дискуссия как средство формирования культуры педагогического взаимодействия является формой организации воспитательной деятельности, содержанием которой является равноправное обсуждение задачи с целью разрешения логического противоречия в процессе сопоставления и взаимного изменения позиций ее участников.
На начальном этапе считала необходимым объяснить воспитанникам, в чем разница между спором и дискуссией. Это принципиально разные понятия. Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих правил:
- Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремимся не к победе, а к истине.
- С уважением отношусь к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения. Даже отличаясь от моей, она имеет право на существование. Не обижаю ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
Часто предлагаю детям на отдельном листке написать тему, которая могла бы быть интересной для них, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Обсуждению самых интересных из них мы посвящаем следующее занятие.
При обсуждении данного вопроса «Книга или интернет» использовала методику «Пустое кресло».
Цель методики: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести воспитанников к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
Описание методики. На 3-4 стульях раскладываю карточки с мнениями на поставленную проблему разных людей и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (воспитатель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только ведущий услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
Занятие проводится с младшими школьниками 9-10 лет, все воспитанники обучаются на музыкальном отделении гимназии искусств. Для данного возраста характерно свободное выражение свои эмоций. Дети эмоционально быстро включаются в споры. Но в то же время возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Все это подтверждает правильность выбора формы работы.
Цель: формирование у воспитанников 3 класса навыков ведения дискуссионной беседы в форме интерактивного метода «Пустое кресло».
Задачи:
- развивать навыки культурного общения путём ведения дискуссии;
- развивать умение «слушать и слышать»;
- развивать умение точно и логично выражать свои мысли;
- развивать умение аргументировать, задавать вопросы;
- формировать навыки публичного выступления;
- формировать культуру межличностного общения посредством организации групповой деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент Дети рассаживаются в круг, проводится игра «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться соседа локтем, улыбнуться. | Коммуникативные УУД: - формируем исходную мотивацию на установление тёплых и дружеских отношений между воспитанниками, создаем условия для комфортного состояния воспитанников |
Актуализация знаний и постановка проблемы Ребята, на одном из прошлых занятий мы с вами говорили о том, как много мы имеем источников информации, которые помогают вам в учебе, откуда можно черпать свои знания, узнавать что- то новое, интересное. Давайте перечислим их. Кое –кто из вас высказался, что скоро на Земле не будет ни книг, ни энциклопедий, ни телевизора, останется только компьютер и интернет. Действительно, компьютеры используются людьми повсюду. Даже вы, хоть еще и учитесь в 3 классе, но часто при выполнении домашних заданий да и просто для свободного времяпрепровождения часто обращаетесь к компьютеру. Когда вы отвечали на вопросы моей анкеты, большая часть класса ответила: «Я радуюсь, веселюсь, когда сажусь за компьютер, а не за книгу». Но все же среди нас есть и такие, которые очень любят читать и являются постоянными читателями наших библиотек, у них есть любимые литературные герои, на которых они хотели бы быть похожими (озвучивание результатов мини- анкеты). Так что же лучше: книга или интернет? | Познавательные УУД: -Формируем умение составлять причинно – следственные связи; - формируем умение ставить и формулировать проблему; - умение составлять аналогии; Регулятивные УУД: - определять цель с помощью педагога на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не усвоено; |
Выбор позиций На 3 столах разложены карточки с мнениями на поставленную проблему и лист со знаком вопроса «?». 1 лист: Интернет- самый главный источник информации. Без него невозможно все знать, учиться на пятёрки. 2 лист: Книга всегда была и будет кладом знаний. В книгах можно найти все. 3 лист: «?» Воспитанники знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Прежде чем начнем работу в группах, вспомним правила ведения дискуссии: 1.Всегда помните, что обсуждать вопрос — найти истину, решение, выход. 2.Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. 3.Стремитесь не к победе, а к истине. 4.С уважением относитесь к мнению другого человека. 5. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. 6.Придерживайтесь дружелюбного тона. | Познавательные УУД: - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы поискового характера; - построение логической цепочки рассуждений, доказательство; - формируем умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -учиться уважительно относиться к позиции другого; Регулятивные УУД: - запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; - планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; - начинать и заканчивать действие в нужный момент. |
Работа в группах Каждая группа обсуждает выбранное мнение в течение 10 минут и выдвигает представителя для дискуссии. | Познавательные УУД: Умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата; Коммуникативныве УУД: - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; - участие в коллективном обсуждении проблемы; -учиться уважительно относиться к позиции другого; Регулятивные УУД: - начинать и заканчивать действие в нужный момент; -выполнять действие по заданному образцу; |
Выступления участников Все участники дискуссии садятся в круг. Ставится ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только воспитатель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию. Совместно со всеми делается вывод по проделанной работе. | Коммуникативные УУД: - формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество; - владение монологической и диалогической формами речи; - пытаться обосновать свою точку зрения, приводя аргументы; Регулятивные УУД: - умение определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; |
Рефлексия Пусть каждый из нас скажет о своих чувствах, о том, что нового узнал на занятии, о том, что понравилось и не понравилось. Если вы затрудняетесь в ответах, я предлагаю вам несколько начал фраз, которые вы можете продолжить своими словами. (Дети высказываются, используя началом фраз следующие слова и словосочетания: «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», «Я узнал…» «Я научился…», «Я испытал чувство…»,«Меня удивило, что…» | Коммуникативные УУД: -формируется умение осознанно строить речевое высказывание; -формируется умение строить логическую цепь рассуждений; Регулятивные УУД: - происходит оценивание усвоенного материала; - происходит принятие того, что было сделано на занятии; |
Использованная литература
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Издатель РассказовЪ, 2002.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М.: 2002.
- Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения / В кн. "Практикум по дидактике и современным методикам обучения". СПб: Питер, 2004.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
- Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: ПЦ "Эксперимент", 2000.
- http://gulyaewa-l.narod.ru/diskusiy.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Методическая разработка конспекта занятия ко «Дню матери». Тема занятия: «Изготовление «мышки».
Аннотация Данное занятие проводится перед праздником «День матери». К этому занятию у...
Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."
Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....