Литературная викторина "В некотором царстве, в некотором государстве..."
методическая разработка (5 класс) на тему
Литературную викторину "В некотором царстве, в некотором государстве..." можно использовать на уроке литературы и в группе продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_v_nekotorom_tsarstve_v_nekotorom_gosudarstve.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Цель: поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире; ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды.
Ход игры
Вступительное слово учителя.
Сказка учит смелости, доброте, справедливости, преданности и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Наша викторина посвящена волшебной сказке. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств и волшебных помощников.
В экспозиции сказки присутствуют стабильно два поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами.
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
- Из каких сказок эти чудеса.
- Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)
- Спрыснул отец дочку живой водой-ожила Аленушка. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)
- У двора дуб стоит, на дубе ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)
- Вдруг серый волк ударился о сыру землю и стал конем златогривым. («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)
- Вдруг прилетают двенадцать голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Морской царь и Василиса Премудрая»)
- Махнула левым рукавом-появилось озеро, махнула правым рукавом-поплыли по озеру белые лебеди. («Василиса Премудрая»).
- Волшебные предметы. В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы-помощники. Эти предметы лежат в ящике. Кто ими пользовался и в какой сказке?
- Куколка («Василиса Прекрасная»)
- Стрела («Царевна-лягушка»)
- Перо жар-птицы («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)
- Игла и яйцо («Царевна-лягушка»)
- Кольцо («Волшебное кольцо»)
- Гребень («Финист-ясный сокол»)
- Блиц-турнир
- Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу).
- Какие птицы помогали Бабе-яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди).
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
- Какой вид транспорта изобрел Емеля? (Печку).
- Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее).
- Назовите магическое число в русских сказках? (Три).
- Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
- Какие реки текут в сказках? (Молочные).
Подведение итогов. В чем особенность волшебной сказки?
- В волшебной сказке человек обращается с существами, каких не встретишь в жизни.
Источники: 1. О.Г..Черных. Игровые уроки по литературе. М.:ВАКО, 2008.
2. ru.wikipedia.org/wiki/Народные…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ « В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В ЦВЕТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕ…»
Развитие чувства прекрасного. Цветы украшают нашу жизнь, и сегодня наш праздник мы посвящаем цветам....
Внеклассное мероприятие по химии « В некотором царстве, в некотором государстве….»
Внеклассное мероприятие по химии "В некотором царстве, в некотором государстве" поможет привлечь интерес к науке химия....
В некотором царстве, в некотором государстве
Внеклассное мероприятие по матемтике для 5-6 классов...
Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."
Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...
Мероприятие по математике "В некотором царстве, в некотором государстве" (5 класс)
Цели: Обучающая: • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год; • ак...
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...
Конспект занятия "В некотором царстве, в некотором государстве..."
Цели: активизация процесса самопознания, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Задачи: раскрепощение участников, повышение их спонтанности и креативности, диагност...