"Через тернии к звёздам" сюжетно-ролевая игра
классный час на тему

Письменная Ирина Викторовна

Эта сюжетно-ролевая игра является эффективным средством для решения воспитательных задач связанных с решением нравственного, интеллектуального и гражданско-патриотического потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_ternii_k_zvezdam.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

        

 «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЗВЁЗДАМ»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

 (к году семейных ценностей)

Разработчик:  Письменная И.В.

методист музыкального отдела                                                                                                      

г. Нижневартовск, 2015 г.

Пояснительная записка

«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

Белинский В.Г.

         Сегодня усилия дополнительного образования направлены на создание среды, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребёнком. В Центре детского творчества занимаются дети школьного возраста, т.е. они обучаются в школе и в кружках, и для многих детей школа является важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессогенным. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей, прежде всего личностного развития, и очень важно, чтобы она стала как для ребёнка, так и для педагога явлением, прежде всего ценным и позитивным.

        Многие педагоги считают, что и детям, и педагогам сейчас приходится гораздо сложнее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к образованию. Они говорят, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений: прежде всего, теперь меньше проводят времени друг с другом, а смотрят телевизор, или работают за компьютером; возросло число неполных семей, а грубое поведение детей часто повторяет увиденное на телеэкране. Для многих детей становится всё сложнее нормально взаимодействовать друг с другом, так как они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей. Мы живём в эпоху, полную противоречий. Родители и дети живут более интенсивной жизнью, в которой всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных традиций, но ведь детям скоро предстоит вступить во взрослую жизнь. А современный человек  должен быть не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом новых социальных навыков: он должен уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

       Предлагая детям совместно с родителями коллективную сюжетно-ролевую игру, тем самым даётся им особое время.  В ходе игры они будут иметь возможность проявить те нравственные качества, которыми они уже обладают, приобрести социальный опыт и взять на себя ответственность за происходящее во время игры, получить новые впечатления, подумать над принятием важного решения в ситуации выбора. Родители смогут посмотреть на  своих детей со стороны и оценить положительные и возможно отрицательные моменты в их поступках и сделать соответствующие выводы.

Цель:   помочь детям осознать различия в отношениях с близкими и тех, кого они считают чужими.

Задачи:

Предметная: дать модель конструктивного общения.

Метапредметная: способствовать развитию чувства эмпатии.

Личностная: дать опыт личного проживания общения «своих» и «чужих».

Педагогические возможности: эта сюжетно-ролевая игра является эффективным средством для решения  воспитательных задач связанных с решением нравственного, интеллектуального и гражданско-патриотического потенциала обучающихся.

Критерии оценки эффективности результатов мероприятия: активность, интерес к теме, конечный результат игры – осознание детьми необходимости в жизни сотрудничества и компромисса.  

Методы воспитания: исследовательский, групповая дискуссия, работа творческих групп, элементы проблемной ситуации.  

Приёмы: беседа, работа с карточками, рисунки, слово ведущего (педагога), рефлексия.

Оборудование: экран, ноутбук, музыкальные записи и видеозаписи по теме, удлинители, электрические гирлянды.

Реквизит: стулья, столы, декорации, драпировка, карточки, планеты из папье-маше.

Оформление зала: зал украшен в соответствии с тематикой: потолок задрапирован синей тканью, под ней электрическая гирлянда (имитация звёздного неба), звёзды из бумаги на нитках, из папье-маше изготовлены планеты.

Оснащение мероприятия:  для команд (команды астронавтов) эмблемы, перечень должностей (капитан, первый пилот, второй пилот, штурман, бортинженер, врач, программист), листы бумаги формата А-4, фломастеры, цветные карандаши, ручки, жетоны.

 Предварительная подготовка: 

Создана творческая группа из числа детей и родителей во главе с педагогом, задача которой, подготовка к мероприятию, что предусматривает собой:

- информирование детей и родителей о предстоящем мероприятии;

- сбор необходимого материала для сценария;

- разработка сценария;

- запись мультимедийного материала;

- изготовление атрибутов;

- оформление помещения.

Подготовка помещения: парты и стулья расставлены так, чтобы все обучающиеся оказались сидящими за тремя столами (по 7человек). Столы расположены так, чтобы все участники могли видеть друг друга. Остается свободное место для ведущего (педагога). На стене плакат  «Через тернии - к звездам», на экране слайд со словами:

Настороженность

Открытость

Опасность

Спокойствие

Злой

Хороший

Понятный

Непонятный

Близкий

Далекий

Похожий

Иной

Нравится

Не нравится

       К потолку прикреплены на нитках звезды из бумаги, планеты из папье-маше. Часть потолка задрапирована синей тканью, под которой светятся огоньки гирлянды (имитация звездного неба).

План проведения мероприятия

  1. Проверка совместимости, распределение ролей.
  2. Работа с понятиями «чужой» и «свой».
  3. Погружение в игровую ситуацию

         а) планета «Чужих»

         б) планета «Своих»

         в) планета похожая на Землю

         г) возвращение на Землю.

4.  Обсуждение результатов игры.

5. Завершение игры.

Ход мероприятия 

1. Ведущий встречает участников мероприятия, родителей и гостей. Родителям и гостям предлагает пройти в зал и занять определенные места, а дети с помощью жетонов делятся на команды.

     Ведущий: Для деления на три группы я предлагаю эффективный способ – разделиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем вам приятно общаться. Затем каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают одну из эмблем: желтую, голубую, красную. (На этом этапе ведущий не объясняет, что означает тот, или иной цвет, а предлагает сесть за стол всем, вытянувшим один цвет. Для удобства на каждом столе уже должна лежать лист соответственного цвета. Таким образом  образуются группы,  примерно равные по своему составу.)

На экран проецируется звездное небо, космос, планеты. Звучит музыка (трек №1). 

Ведущий: Итак, экипажи звездолетов сформированы. Я думаю, что вам, астронавтам, отправляющимся в далекие миры, комфортно среди своих ребят. Теперь необходимо распределить между собой обязанности.

(Процедура распределения нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейшем).

Обязанности распределены и мы готовы к космическому путешествию. Только я хочу вас предупредить, вы летите не одни. На борту ваших космических аппаратов находиться мировое научное сообщество (родители и гости). В пути вас ожидают различные ситуации.  Вам придется принимать мудрые, важные решения, поэтому помните, что на вас лежит серьезная ответственность не только за себя, но и за тех, кто находится рядом с вами.

2. Работа с понятиями «чужой» и «свой»

Ведущий: Прежде чем отправиться в трудный путь, нам необходимо поговорить о людях, которые нас окружают и нашем отношении к ним. Среди них  есть близкие, понятные нам и чужие, с которыми мы не общаемся.  Мы не замечаем их, а если и замечаем, то не понимаем. К сожалению, люди делятся на «своих» и «чужих». Попробуем разобраться в этих понятиях. Перед вами листы, разделенные на две зоны. Прочитайте слова на плакате и перепишите их на свои листы, относящиеся к понятиям «свой» и «чужой».

  Дети переписывают их и представитель(капитан) от каждой группы зачитывает то, что у них получилось. После обсуждения в каждой группе даются общие понятия о «своих» и «чужих».

3. Погружение в игровую ситуацию

а). Планета «Чужих»

 Ведущий: Двигатели звездолетов заработали и через несколько минут только яркие вспышки в небе напоминали землянам о кораблях, отправившихся на поиски новых миров. Маршруты у них разные, но разве можно знать, на каких звездных перекрестках им предстоит встретиться. После многих дней на звездных картах они увидели голубоватый шар неизвестной планеты под названием «Планета Чужих».

        Постарайтесь ярко представить местных жителей планеты. Как они живут? Что их волнует? Каков их внутренний мир? Предлагаю вам дописать окончания фраз, написанных на листах. После выполнения задания обсуждаются вопросы:

1). В чем сходство и различия «чужих»?

2). Часто ли вам приходится встречать таких людей, как на «Планете Чужих?»

Б). Планета «Своих»

Ведущий: После того, как вы покинули Планету «Чужих», некоторое время ничего не происходило. Только молчащий космос, усеянный ярко горящими звездами, окружают вас. Но скоро в иллюминаторах, появилась планета «Своих». Как может выглядеть она? Как живут ее жители. Нарисуйте и расскажите.

        Через 10 минут каждая экспедиция рассказывает об этой планете своим коллегам.

В). Планета похожая на Землю

Ведущий: И вот вы приблизились к планете, о которой только известно, что она – такая же, как наша Земля. Приземляться туда опасно, ведь не знаешь ее обывателей. Но произошла вынужденная посадка. Ваш корабль приземлился, и вдруг выяснилось, что неподалеку стоят еще два корабля, прибывших независимо друг от друга. И одновременно пришло сообщение с Земли: «Всем земным звездолетам! Поступило сообщение, что один из кораблей, стартовавших с Земли и его экипаж – инопланетяне. Их намерения, планы неизвестны. Будьте предельно осторожны!»

      В каком же экипаже инопланетяне? Земляне не могут взлететь, не выяснив, что в голове у чужаков. Может, придется идти на вооруженное столкновение? Но надо помнить, что на том, кто идет на развитие конфликта, лежит огромная ответственность.

      Между кораблями нет связи и чтобы выяснить свои предположения, надо покинуть корабль и выйти наружу. Но это риск: ведь нет уверенности в том, что в другом корабле – друзья.

          Вы должны сделать выбор: либо выйти, либо открыть огонь, чтобы уберечь себя.

(В это время ведущий вручает экипажам карточки, на которых написано «Вы – настоящие земляне». Содержание текста остается неизвестным для других групп. В процессе обсуждения решения может произойти накал обсуждения. Следует уточнить: все ли согласны с выбором капитана звездолета, есть ли те, кто категорически против. Очень хорошо, когда решение команды будет – выйти наружу, довериться инопланетянам. К сожалению, результат может быть плачевным: одна из команд (или, может, быть две или все команды) откроют огонь. Ведущему после объявления решения каждой команды есть смысл вмешаться и предложить капитанам звездолетов молча встать и посмотреть на представителей другого экипажа, после чего вернуться на свое место. Смысл этой процедуры ясен: ведущий намекает капитанам, что в другом звездолете не рассвирепевшие монстры, а хорошо знакомые ребята).

Ведущий: Все -  астронавты настоящие земляне. Фантазия рисует мрачный пейзаж неизвестной планеты: кратер, усеянный останками астронавтов, два космических корабля закопченные, разбитые, дымящиеся, оставшиеся в живых не способны даже покинуть планету и мрачно наблюдают друг за другом.

    Стремление к сотрудничеству и доверие является более выигрышными, чем недоверие и соперничество.

4. Обсуждение результатов игры

Ведущий: Уважаемые ребята и наши гости, в  игре вам пришлось побывать в различных ситуациях и принимать ответственные решения – поделитесь своими впечатлениями. Трудно было принимать решение? В каких случаясь сложнее сделать выбор и почему? Расскажите о том, что вы испытывали во время игры.

Обсуждение этой игры имеет чрезвычайно большое значение. Ведущему надо дать возможность сказать ребятам о своих чувствах, чтобы потом перейти к анализу игры. Ведущему следует удержаться от соблазна «ткнуть носом» участников в причины происшедшего. Дети должны сами прийти к инсайту.

 Очень хорошо, если в результате обсуждения ребята придут к глубокому пониманию истины: когда у меня выигрыш, у другого – проигрыш.

а) Возвращение на Землю

Ведущий: Звездолеты устремились к Земле. Прежде чем вам будет разрешено покинуть корабли, подумаем, чему научило вас это путешествие. Вы уже столкнулись со «своими»  и «чужими», перенесли драму выбора. Изменились ли ваши представления о «чужих» и почему? Возможно,  ли к ним относиться так, чтобы это отношение никого не обидело? Согласны ли вы с делением на «чужих» и «своих»?

Замечательно будет, если идея деления людей станет им неприятной.

5.Завершение

Ведущий: Люди должны понимать, что каждый народ одинаково чувствует боль и радость. Кровь у всех одного цвета, хотя язык, цвет кожи, разрез глаз, обычай и одежда могут быть разными. Каждый уникален. Он не свой и не чужой. Он просто другой, и он имеет право быть собой. Взаимоотношения людей большая ценность, и важно уметь их поддерживать. Наша игра завершилась. До свидания, до новых встреч. Мир вам.

Используемая литература

  1. Л. Макмиллан /Родители и подростки: как строить отношения/ Пер. с англ..- М.: ООО «Лотэст», 2004.- 192 с.
  2. К. Фопель /Как научить детей сотрудничать?/ Т.2 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2003.- 160 с.: ил.
  3. К. Фопель /Как научить детей сотрудничать?/ Т.3 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2003.- 160 с.: ил.

Приложение

(число карточек по количеству команд)

ЧУЖОЙ

Он часто думает о ………………………………………..

Он чувствует себя ………………………………………..

Ему нравится………………………………………………

Иногда он мечтает о……………………………………..

Он хотел бы…………………………………………………..

Он боится…………………………………………………….

Он иногда вспоминает……………………………………..

СВОЙ

ЧУЖОЙ

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через тернии к звёздам.

Цели:1.                  Познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первыми к...

Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."

Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...

Игра ко Дню космонавтики "Через тернии к звездам"

Игра для учащихся 8 класса. К сценарию презентация (разделенная на 21 часть, так как большого объема). При использовании желательно все части соединить в одну презентацию....

игра КВН между учащимися 7 и 11 классов "Через тернии к звездам"

сценарий внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики проводимый в рамках года экологии...

Презентация игры-викторины "Через тернии к звездам"

Игра - викторина по аналогии телевизионной передачи "Своя игра". Тема "Космонавтика"...

Игра «Через тернии – к звёздам!»

Сколько лет существует на Земле человек, столько лет его взор устремлен в небо, к звездам. Наша игра пройдет под девизом «Через тернии к звездам!» Ребята, представьте себе, что мы находимс...

Внеклассное мероприятие - игра по станциям "Через тернии к звездам"

Мероприятие для учащихся 7 класса, посвященное Дню космонавтики. Разработка внеклассного мероприятия включает в себя: правила участия в игре, задания, выдаваемые на каждой из станций и ответы к ним....