"Организация ученического самоуправления в школе"
статья на тему
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Организация ученического самоуправления в школе" | 72.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация ученического самоуправления
в общеобразовательной школе
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано .
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становленияучащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целямсовместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.
Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса .
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.
«Цель деятельности Ученического Совета:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качествшкольников, социальной ответственности
Задачи:
· вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
· развитие творческой индивидуальности учащихся;
· воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
· защита прав учащихся»
СТРУКТУРА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Базисный уровень
Школьный уровень
Структура Ученического Совета
Коллективный уровень
Общешкольное самоуправление
Сначала на собраниях классных коллективов выбирают представителей всех указанных направлений. Эти представители входят в состав секторов (с 5-го по 9 класс).
Каждый сектор выделяет по одному представителю из учащихся 5-9 классов в состав Ученического Совета. Таким образом, Ученический Совет состоит из шести человек (по одному человеку от каждого направления, председателя и его заместителя). Кандидатуры председателя Ученического Совета и его заместителя рекомендует Педагогический Совет, а утверждает – Конференция.
Каждый сектор выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.
Сектор «Знание» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогает учащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в День Самоуправления ( в День Учителя).
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по военно-патриотической тематике (к 23 февраля, Дню Победы), ведёт работу по дальнейшему развитию Школьного музея.
Сектор « Порядок» - проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, снабжает учебниками, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.
Сектор « Олимпиец» - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований. Организует школьные ежегодные турслёты на Окунцовом плёсе.
Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе, занимается с классными руководителями организацией экскурсий , посещением театров и музеев .
Сектор « Пресс-центр» - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, готовит и проводит радио-уроки к Дню Конституции, Дню примирения и согласия и другим датам, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.
Вопросы, находящиеся в совместном ведении администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления.
Вся деятельность учащихся находится в совместном ведении администрации школы и Ученического Совета.
Документ, регламентирующий сферу полномочий администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления.
Положение об Ученическом Совете.
Устав МОУ
Имеются ли символы и атрибуты органов ученического самоуправления (гимн, герб, эмблема, флаг, девиз, форма и знаки отличия и др.)
У школы есть свой герб, флаг, гимн и девиз, предполагается введение эмблемы и знаков отличия для членов Ученического Совета, парадная форма.
При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.
Ученическое самоуправление дает:
Учащимся:
· развитие навыков работы в группе, в команде;
· ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
· ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
· выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
· защищает права ребенка;
· учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
· помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
· организует свободное время детей;
· ведет к улучшению учебной результативности детей;
· снижает конфликтность в семье;
· дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
· помогает организовать детей;
· сплотить детский коллектив;
· повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
· раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
· апробация инновационных технологий;
· обобщение опыта работы через средства печати
· углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Великий педагог А.С. Макаренко советовал:
- педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;
- педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления;
- педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;
- если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору;
- педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено.
Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Организация ученического самоуправления в школе
В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...
Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Организация ученического самоуправления в классе
Текст к слайдам...
Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности. Исследуя опыт российских школ, можно выделит...
Презентация "Организация ученического самоуправления в школе"
Проект «Путешествие по школьной Вселенной» - организация ученического самоуправления....