Организация ученического самоуправления в школе
статья по теме
В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlencheskoe_konsultirovanie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Особенности работы ученического самоуправления.
Сегодня не осталось, пожалуй, ни одной школы в городе, в которой бы не функционировало ученическое самоуправление. Органы самоуправления называются по-разному, но цели и задачи, которые они реализуют, схожи. Основные из них это:
- Развитие творческих и организаторских способностей учащихся,
- Организация содержательного досуга детей и подростков;
- Подготовка к участию в общественном самоуправлении и др.
В нашей школе ученическое самоуправление представлено тремя объединениями учащихся
- детская общественная организация «Солнечная страна» для 1-4 классов,
- «Совет активистов» для 5-6 классов;
- Совет старшеклассников, в состав которого входят учащиеся 7-11 классов.
Взаимосвязи между органами ученического самоуправления и основные направления их деятельности отражены на схеме (См. Приложение №1)
Более подробно остановимся на работе Совета активистов и Совета старшеклассников. Направления их деятельности указаны на схеме (См. Приложение №2).
Понятно, что в каждой школе работа ученического самоуправления имеет какие-то особенности, что-то свое. «Изюминкой» нашего ученического самоуправления стали:
- работа школьного творческого объединения Редакция газеты «Перемена-plus» и
- система работы с учащимися 1-4 классов, посещающими группу продлённого дня.
Об этом более подробно.
Школьное творческое объединение Редакция газеты «Перемена-plus» - это добровольная организация, в состав которой входят учащиеся 7-11 классов, а также педагоги, чьи жизненные принципы не расходятся с целями и задачами объединения. Цель объединения – развитие творческих способностей учащихся, формирование у них твёрдой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.
Работа объединения включает в себя освещение всех сторон жизни школы и прилегающего микрорайона и базируется на издании еженедельной газеты «Перемена - plus», ежемесячного к ней приложения «Переменка - plus» и стенной газеты для младших школьников «Почемучка - plus», выходящей 2 раза в месяц.
Работа объединения направлена на решение следующих задач:
- предоставить каждому возможность для самореализации;
- повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и микрорайона и дать им возможность искать пути их решения;
- развить навыки работы с текстом на компьютере;
- удовлетворить познавательные потребности учащихся начальной школы (для газеты «Почемучка- plus»);
- восполнить недостаток общения.
Школьное творческое объединение Редакция газеты «Перемена - plus» представляет собой открытую структуру. Структура объединения представлена в пакете документов.
Руководит работой объединения редакционная коллегия (См. Приложение №3), в состав которой входят:
- главный редактор, обязанности которого исполняет заместитель директора по воспитательной работе, осуществляет общее руководство всеми этапами создания газет, контроль за работой всей структуры в целом;
- три заместителя главного редактора (педагоги – организаторы и председатель Совета старшеклассников), в обязанности которых входит координация работы по подготовке газет к изданию, а так же вопрос распространения газет,
- редакторы отделов, выбираемые из числа членов Совета старшеклассников, отвечают за сбор информации конкретно по своему разделу, в течение года могут меняться друг с другом;
- ответственные секретари отвечают за вёрстку и макетирование газеты, назначаются на каждый номер разные из числа редакторов отделов, что даёт возможность каждому ощутить на себе всю ответственность за выпуск номера, по-новому оформить газету, внести новые разделы.
Система распространения газет следующая:
- материалы еженедельной газеты «Перемена - plus» располагаются на специальном стенде
- номера газеты «Переменка - plus» распространяются между учащимися 5-11 классов по 1-2 номера через старост (часть каждого тиража – подарочные цветные экземпляры для преподавателей и родителей);
- стенная газета «Почемучка - plus» помещается в начальной школе каждые первый и третий понедельник месяца.
Работа корреспондентов.
Среди авторов представленных в газете, могут быть как члены творческого объединения, так и лица, в объединение не входящие, то есть штатные и внештатные корреспонденты, работу с которыми ведут непосредственно редакторы отделов.
Материалы для газеты «Перемена - plus» и её приложения «Переменка - plus» готовят учащиеся 7-11 классов, в исключительных случаях – 5-6.
Выпуск газеты «Почемучка - plus» ведётся Советом активистов, при поддержке старшеклассников. Для организации «обратной связи» между авторами и читателями «Почемучки - plus» из числа членов Совета активистов избирается ответственный за работу «Почты Почемучки», в обязанности которого входить системная работа с младшими школьниками по выявлению наиболее значимых тем и волнующих их вопросов для последующего освещения их на страницах газеты. Работа по сбору информации ведётся в игровой форме, «Почту Почемучки» собирает сказочный персонаж.
Немного о самих газетах, выпускаемых объединением.
- «Перемена - plus» состоит из 8 рубрик различной тематики
Название рубрики | Особенности печатаемого материала |
«Из первых уст» | Информация администрации школы, педагогического коллектива, Совета старшеклассников об организации учебно-воспитательного процесса |
«Тяжело в учении» | Новости российского образования, а также информация о знаменитых отличниках и известных двоечниках, анонсы предстоящих предметных недель |
«Наши рекорды» | Успешность участия в городских мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях |
«Внимание, конкурс!» | Информация о проводимых в школе конкурсах, положения конкурсов, а так же литературно-творческие работы – победители конкурсов |
«Проба пера» | Возможность для всех желающих учащихся напечатать в газете свои стихи или прозу |
«5 минут смеха» | Школьный юмор, выдержки из сочинений |
«Хроника происшествий» | Информация о нарушителях правил школьной жизни |
«Поздравляем!» | Поздравление учащихся и педагогов с днём рождения и другими праздниками |
- Ежемесячное приложение к газете «Перемена-plus» - газета «Переменка-plus» имеет 6 основных рубрик
Название рубрики | Особенности печатаемого материала |
«Из первых уст» | Анализ работы Совета старшеклассников и Совета активистов за прошедший месяц, познавательная информация, которую представители Совета считают нужным донести до сведения всех учащихся 5-11 классов |
«Разговор по душам» | Блиц-интервью с администрацией школы, педагогами и учащимися, достигшими высоких результатов в обучении или творчестве |
«Познай себя» | Психологические тренинги и тесты |
«Игры разума» | Интеллектуальные игры, викторины, кроссворды для учащихся |
«Это важно знать!» | Информация о проводимых в школе тематических месячниках и декадах, познавательная информация |
План внеклассных мероприятий на месяц | Основные мероприятия по параллелям |
- Приложение к газете «Перемена-plus» -газета «Почемучка- plus» включает в себя 3 рубрики
Название рубрики | Особенности печатаемого материала |
«Вопросы почемучки» | Познавательные статьи, являющиеся ответом на вопросы младших школьников, передаваемые ими через «Почту Почемучки» |
«Солнечная страна» | Статьи, рассказывающие об истории школы №9, города, страны |
«Знайка» | Кроссворды, головоломки, ребусы |
Объединение Редакция газеты «Перемена - plus» успешно решает задачу творческого развития всех учащихся, даёт им возможность самореализоваться. С каждым номером той или иной газеты увеличивается число учащихся, принимающих участие в её создании, подростки приносят авторские стихи, статьи о волнующих их темах. Сближению учащихся с педагогами и администрации способствует работа над рубрикой «Разговор по душам». С каждым номером «Переменки-plus» учащиеся совершенствуют свои навыки работы на компьютере, оформление газет не стоит на месте.
Следующий вопрос, на котором я хочу остановиться – это система работы членов ученического самоуправления с учащимися, посещающими ГПД.
Шефская работа с младшими занимает одно из центральных мест в деятельности Совета активистов и Совета старшеклассников. Ранее она ограничивалась разовыми мероприятиями, приуроченными к большим праздникам и проводимыми под руководством взрослых. Но развитие предполагает движение вперёд. В этом учебном году по инициативе Совета старшеклассников стартовала своеобразная программа, направленная на организацию содержательного досуга воспитанников ГПД. В работу включились все отделы Совета, и была создана система мероприятий различной направленности для младших школьников, вынужденных находиться в школе практически целый день.
В план были включены:
- спортивные мероприятия (за подготовку и проведение которых отвечает отдел пропаганды здорового образа жизни),
- часы познания (в их подготовке и проведении участвуют все отделы),
- игры и т.д.
Старшеклассники осуществляют выход в ГПД минимум 1 раз в неделю во второй половине дня.
Так как в школе обучение ведётся в две смены, и существует две группы продлённого дня, то с целью охвата шефской работой всех воспитанников ГПД, к работе по организации содержательного досуга были привлечены члены Совета активистов, которые выходят в «продлёнку» с мероприятиями с утра.
В неделю в каждой из групп продлённого дня проходит минимум одно мероприятие, подготовленное Советом активистов или Советом старшеклассников. При подготовке мероприятий учащиеся консультируются с заместителем директора по ВР и учителями начальной школы о возрастных особенностях младших школьников. Подготовленные сценарии согласовываются с заместителем директора по ВР.
Повышению качества работы способствует существование так называемой «Книги жалоб и предложений», в которой воспитатели ГПД делают своеобразный анализ проводимых мероприятий, указывая положительные стороны, недостатки, фиксируя свои предложения по организации совместной работы в будущем.
Работа с ГПД способствует развитию у учащихся 5-11 классов организаторских способностей и навыков общения, учит планировать свою деятельность и анализировать её результаты.
Заканчивая выступление, я позволю себе напомнить Вам фразу Николая Рериха «Учащие и учащиеся прежде всего сотрудники».
Конечно, рассуждения об абсолютном равенстве детей и взрослых в детском коллективе безосновательны. Участвуя в работе органов ученического самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
Но положительные нравственные качества личности не воспитываются у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в коллективе самоуправление. Педагоги не должны отстраняться от серьёзной работы с ученическим самоуправлением. В нашей школе существуют педагоги, оказывающие помощь ученическому самоуправлению в работе по различным направлениям.
О. Казанский писал: «Сотрудничество – это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика. Не сумма миров, а разность в своём единстве – они не могут совпадать, они заведомо «рассогласованы». Известно, что мир ученика – это мир социальной ситуации – семья, улица и т.д. Мир педагога – это мир культуры… И если я педагог, я не учу, я помогаю учиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Организация ученического самоуправления в классе
Текст к слайдам...
"Организация ученического самоуправления в школе"
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоупр...
Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности. Исследуя опыт российских школ, можно выделит...
Презентация "Организация ученического самоуправления в школе"
Проект «Путешествие по школьной Вселенной» - организация ученического самоуправления....