"Психологические особенности личности"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Груздева Светлана Геннадьевна

Помочь детям критически отнестись к своей личности, внимательно разобраться в особенностях своего поведения, отчётливо увидеть свои недостатки, решить какие черты характера следует развивать, а какие искоренять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_harakter.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

            Воспитательное занятие: « Характер»

                                    ( для старшей возрастной группы,  7-9 классы )

ЦЕЛЬ:  формирование у  учащихся определенных свойств личности, черты характера.

Задачи:

  1. Воспитывать умение к совершенствованию своих способностей через содержание занятия, через развернутые ответы на вопросы ,рассуждения, проблемные задачи.
  2. Дать учащимся  понятие « характер», содействовать формированию у учащихся нравственных норм и ценностей.
  3. Развивать речь, мышление, умение анализировать. Способствовать развитию коррекции через упражнения в анализе-синтезе и анализе художественного произведения, объяснения пословиц, комментирование тезисов.

Обоснование:

Эта тема является очень нужной для наших детей. Так как ребята не всегда умеют разбираться в себе самом, в своих желаниях, поступках, не могут понять окружающих, учитывать их интересы, вкусы, желания.  Практически всем мало уделяется родительского внимания. В семьях нет традиции душевно разговаривать с детьми. И, как следствие, они не научены адекватно реагировать на житейские ситуации, взаимодействовать с учителями и одноклассниками. Затронутая тема “Характер”, поможет обратить их мысли на собственную личность. Как известно, подросток еще не обладает сформированным, как у взрослого, мировоззрением. Он носит в себе лишь зародыш будущей личности, которая вызревает в нем, опираясь на влияние мировоззрений окружающих взрослых.

Оборудование:

Плакаты, иллюстрации.

Здравствуйте, ребята!

 Занимаем свои места и слушаем меня внимательно.

Тема нашей  сегодняшней беседы :  «Характер».

Мы с вами поговорим о разновидностях характера.

Умение анализировать свои действия присуще любому человеку. Мы начнём с анализа собственных качеств.

В течение пяти минут дайте мне пять ответов на каждый из вопросов:

-какие качества и умения позволяю т вам быть хорошими людьми и вести достойную   жизнь?

Ответ детей.

Трудолюбие, инициативность, вежливость, чуткость, скромность, аккуратность, щедрость, милосердие, доброта.

- Хорошо, ребята. Вы назвали положительные качества характера.

- какие качества и привычки мешают вам оставаться хорошими людьми и вести достойную  жизнь?

Ответ детей.

Лень, жестокость, чёрствость, наглость, завышенное самомнение ,жадность, трусость, безразличие к людям, эгоизм.

- Молодцы, вы назвали отрицательные качества характера.

А теперь поднимите руку, кто считает, что у него больше положительных качеств характера. Назовите эти качества.

( дети поднимаю т руки и называют качества характера).

Поднимите руку, кто считает, что у него больше отрицательных качеств характера. Назовите их.

-Как вы считаете, что нужно  делать  чтобы отрицательные черты вам не мешали?

Ответ детей: нужно стремиться изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, вырабатывать полезные привычки.

Для чего человеку необходимо знать о наличии тех или иных своих качеств?

Ответы детей.

Вывод:

зорко следите за  юными всходами

зла и добра, восхищенья и зависти.

Будьте красивыми, сильными, добрыми,

зависть и зло вырывайте без жалости.

                                                                                      ( О. Фокина).                    

-Как вы понимаете пословицу?

«Всяк молодец, на свой образец».

Ответы детей.

Вывод:

 Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение.

Что такое характер?

ХАРАКТЕР - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает - отличительная черта, признак.

Это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся  в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, совокупность психических и духовных свойств человека.

Говорят, что поступками человека управляет ум, воля, и характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про  других ,  что у них слабый характер. Характер одного человека называют вредным, а другого покладистым. Встречаются  люди  с добрым или злым характером. Палитра красок человеческих качеств не имеет границ.

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, веселые и угрюмые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. Получается, что характер человека - это что-то самое главное в нём. Он определяет  все его действия.

Люди как реки:  вода везде одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая , то чистая то холодная, то мутная, то тёплая…

Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похожим на себя, оставаясь всё  между тем самим собой.

                                                                                                                                                          (Л. Н. Толстой)

-Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке?

Ответ детей.

Это патриотизм, общительность, преданность, доброта, честность, аккуратность, застенчивость-скромность, трудолюбие, ответственность.

- какие черты характера не привлекательны в человеке?

Ответ детей.

Это эгоизм, лживость, лицемерие, безответственность, лень, боязнь трудностей, наглость, жестокость.

- Как бы вы определили характеры различных людей, у которых наиболее очевидной является одна из   следующих черт:

-обманывает по поводу и без повода?(Лжец, обманщик).

-легко прощает обиды? ( Милосердный, необидчивый).

-с охотой трудится? (Трудолюбивый).

- прям как дуга? (Что думает то и говорит; прямолинейный).

-с ним и молоко скиснет? ( Скучный, лентяй, Медлительный).

- это ёж его руками не возьмешь? (хитрый, изворотливый).

-Слово ка топор : не обрежет ,так зашибет? ( Грубый, жестокий).

-силен, да воли нет? (Слабовольный).

-себя мнит выше крыши, а у самого с крылечка голова кружится?  (Хвастливый, самомнение завышенное).

- язык без костей, что хочет, то и лопочет? ( Болтун).

- подал ручку, да поставил ножку? ( Подлый, предатель).

- сахар медович? ( Льстец, плдлиза).

ВЫВОД:

Если характер человека в целом хорош, то не беда, если в нем оказываются некоторые недостатки.

                                                                                                                                                  (Ш.Монтескье).

Ребята, как вы думаете, влияет ли характер человека на окружающих людей? Подумайте.

Ответ детей.

Послушайте рассказ:

                                                               ВСЕ В ЛЕСУ ПОЕТ.

Взошло солнце, дохнул  ветерок и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню.

БЕРЁЗА пела нежную песню. Слушая её, хотелось подойти к белокурой красавице и обнять её.

 ДУБ пел мужественную  песню, и всем вокруг хотелось быть мужественными и храбрыми.

ВЕРБА, что склонилась над прудом пела задумчивую песню. Прислушиваясь к песне вербы мы думали, что придет осень и листья с деревьев осыплются.

Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль о тёмной ночи и бурной грозе. От которой гнется тонкая рябина, надеясь на защиту земли.

Вот какие мы услышали песни в лесу.

ВОПРОСЫ:

-Одинаково ли деревья выражают  свою сущность, характер? Определите характер каждого дерева.

Ответ детей.

Нет , не одинаково. У каждого дерева свой характер.

 У березы мягкий, нежный характер. Она добрая, нежная, заботливая, терпеливая.

Дуб мужественный, смелый, сильный.

Верба задумчивая, трепетная, взволнованная.

Рябина беззащитная, хрупкая, С тревогой в душе. О рябине можно сказать, что это осенняя красавица, т. к. осенью у неё созревают ягоды, а листья окрашиваются в багряно-красный цвет.

-Характер  какого дерева вам ближе, почему?

Ответ детей.

-Влияет ли характер деревьев на окружающих? как?

Ответ детей.

Да влияет характер деревьев на окружающих.

-Какое влияние на окружающих оказываете вы? Тепло ли от вас людям?

Ответ детей.

 ВЫВОД:

 Люди, их отношение друг к другу, их внимание и забота, слова и поступки, даже взгляд и улыбка формирует наше настроение. Стоит приглядеться к своему поведению, не портим ли мы настроения другому, и в ответ получаем тоже самое, но уже своё.

  ХАРАКРЕР КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА СЧАСТЬЕ ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ, СМОТРЯ ПО ТОМУ, ИМЕЕТ ЛИ ОН СВОЙСТВО  ПРИНОСИТЬ  ИМ ВРЕД  ИЛИ ПОЛЬЗУ.

                                                                                                                                                              ( Г.Спиноза).

Как вы понимаете пословицу:

Посей поступок – пожнёшь привычку,

Посей привычку – пожнёшь характер,

Посей характер – пожнёшь СУДЬБУ.

-Прокоментируйте каждый тезис.

Ответы детей.

 Привычка – поступки совершаемые автоматически.

Характер – важные и устойчивые черты человека.

 ( ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ.)

 ВЫВОД:

Каждый из нас личность, каждому присущи   свои положительные качества. И если бы каждый смог принять их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

 Ребята, все мы прекрасно знаем басни Ивана Андреевича Крылова :

«Мартышка и очки»; «Свинья под дубом»; « Стрекоза и муравей»;  « Ворона и лисица» и т.д.

Басня, как  яркое зеркало отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. За обличием басенных героев острее звучит насмешка: вот она трусость, вот лесть и угодничество, вот глупость и самодовольство, вот они все отрицательные человеческие качества, над которыми и мы с вами не прочь посмеяться, когда встречаем их в нашей жизни.

Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку басни Крылова « Ворона и лисица»

(Дети смотрят  инсценирование басни в исполнении одноклассников.)

-Как вы думаете в чем  заключается мораль этой басни?

Ответ детей.

Здесь высмеивается  лакейство, угодничество, лесть, низкопоклонство.

-Что вы могли бы сказать о характерах  Лисицы и Вороны?

Ответ детей.

Лисица- хитрая, угодливая, подлиза, подлая, корыстная.

Ворона- глупая, слабовольная.

Хорошо ребята, молодцы! Вы назвали отрицательные черты характера, а может у этих героев есть и положительные черты характера? Подумайте.

Ответ детей.

Ворона-добродушная, она поверила словам лисы, в сердце вороны нашлось место для льстивых слов лисы.

Лисица- красивая, умеет убеждать даже в том, чего нет.

ВЫВОД:

Порой в состоянии радости человек как бы теряет самоконтроль над собой, весь отдается

эмоциям переполняющим его. Вот и Ворона потеряла контроль над собой, слушая хвалебные  речи в свой адрес. И осталась  без завтрака. В таких ситуациях необходимо воспитывать в себе выдержку и самообладание.

Подведём итоги нашей сегодняшней беседы:

У каждого человека свой внутренний мир, свои интересы и потребности, он по своему ощущает и воспринимает окружающий мир, по своему проявляет эмоции, свой ХАРАКТЕР.

ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ  НЕТ

 ИХ СУДЬБЫ - КАК ИСТОРИЯ  ПЛАНЕТ

 У КАЖДОЙ ВСЁ ОСОБОЕ, СВОЁ,

 И НЕТ ПЛАНЕТ ПОХОЖИХ НА НЕЁ.

                                       ( Е. Евтушенко).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности личности.

Дана сравнительная характеристика характера и темперамента. Раскрываются причины психического состояния человека. Даются советы по оформлению интерьра  для людей с разными темпераментами....

Психологические особенности личности

Презентация "Психологические особенности личности" предназначена для сопровождения урока биологии в 8 классе. В презентации дается представление о темпераменте, характере человека. Раскрываются содерж...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....

"Психологические особенности личности. Воля"

Развивать в детях умение выбирать правильную линию повденеия в различных условиях и обстоятельствах, формировать потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со ...

Психологические особенности личности тренера

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющим...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...