"Психологические особенности личности"
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Помочь детям критически отнестись к своей личности, внимательно разобраться в особенностях своего поведения, отчётливо увидеть свои недостатки, решить какие черты характера следует развивать, а какие искоренять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_harakter.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие: « Характер»
( для старшей возрастной группы, 7-9 классы )
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся определенных свойств личности, черты характера.
Задачи:
- Воспитывать умение к совершенствованию своих способностей через содержание занятия, через развернутые ответы на вопросы ,рассуждения, проблемные задачи.
- Дать учащимся понятие « характер», содействовать формированию у учащихся нравственных норм и ценностей.
- Развивать речь, мышление, умение анализировать. Способствовать развитию коррекции через упражнения в анализе-синтезе и анализе художественного произведения, объяснения пословиц, комментирование тезисов.
Обоснование:
Эта тема является очень нужной для наших детей. Так как ребята не всегда умеют разбираться в себе самом, в своих желаниях, поступках, не могут понять окружающих, учитывать их интересы, вкусы, желания. Практически всем мало уделяется родительского внимания. В семьях нет традиции душевно разговаривать с детьми. И, как следствие, они не научены адекватно реагировать на житейские ситуации, взаимодействовать с учителями и одноклассниками. Затронутая тема “Характер”, поможет обратить их мысли на собственную личность. Как известно, подросток еще не обладает сформированным, как у взрослого, мировоззрением. Он носит в себе лишь зародыш будущей личности, которая вызревает в нем, опираясь на влияние мировоззрений окружающих взрослых.
Оборудование:
Плакаты, иллюстрации.
Здравствуйте, ребята!
Занимаем свои места и слушаем меня внимательно.
Тема нашей сегодняшней беседы : «Характер».
Мы с вами поговорим о разновидностях характера.
Умение анализировать свои действия присуще любому человеку. Мы начнём с анализа собственных качеств.
В течение пяти минут дайте мне пять ответов на каждый из вопросов:
-какие качества и умения позволяю т вам быть хорошими людьми и вести достойную жизнь?
Ответ детей.
Трудолюбие, инициативность, вежливость, чуткость, скромность, аккуратность, щедрость, милосердие, доброта.
- Хорошо, ребята. Вы назвали положительные качества характера.
- какие качества и привычки мешают вам оставаться хорошими людьми и вести достойную жизнь?
Ответ детей.
Лень, жестокость, чёрствость, наглость, завышенное самомнение ,жадность, трусость, безразличие к людям, эгоизм.
- Молодцы, вы назвали отрицательные качества характера.
А теперь поднимите руку, кто считает, что у него больше положительных качеств характера. Назовите эти качества.
( дети поднимаю т руки и называют качества характера).
Поднимите руку, кто считает, что у него больше отрицательных качеств характера. Назовите их.
-Как вы считаете, что нужно делать чтобы отрицательные черты вам не мешали?
Ответ детей: нужно стремиться изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, вырабатывать полезные привычки.
Для чего человеку необходимо знать о наличии тех или иных своих качеств?
Ответы детей.
Вывод:
зорко следите за юными всходами
зла и добра, восхищенья и зависти.
Будьте красивыми, сильными, добрыми,
зависть и зло вырывайте без жалости.
( О. Фокина).
-Как вы понимаете пословицу?
«Всяк молодец, на свой образец».
Ответы детей.
Вывод:
Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение.
Что такое характер?
ХАРАКТЕР - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает - отличительная черта, признак.
Это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, совокупность психических и духовных свойств человека.
Говорят, что поступками человека управляет ум, воля, и характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других , что у них слабый характер. Характер одного человека называют вредным, а другого покладистым. Встречаются люди с добрым или злым характером. Палитра красок человеческих качеств не имеет границ.
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, веселые и угрюмые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. Получается, что характер человека - это что-то самое главное в нём. Он определяет все его действия.
Люди как реки: вода везде одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая , то чистая то холодная, то мутная, то тёплая…
Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похожим на себя, оставаясь всё между тем самим собой.
(Л. Н. Толстой)
-Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке?
Ответ детей.
Это патриотизм, общительность, преданность, доброта, честность, аккуратность, застенчивость-скромность, трудолюбие, ответственность.
- какие черты характера не привлекательны в человеке?
Ответ детей.
Это эгоизм, лживость, лицемерие, безответственность, лень, боязнь трудностей, наглость, жестокость.
- Как бы вы определили характеры различных людей, у которых наиболее очевидной является одна из следующих черт:
-обманывает по поводу и без повода?(Лжец, обманщик).
-легко прощает обиды? ( Милосердный, необидчивый).
-с охотой трудится? (Трудолюбивый).
- прям как дуга? (Что думает то и говорит; прямолинейный).
-с ним и молоко скиснет? ( Скучный, лентяй, Медлительный).
- это ёж его руками не возьмешь? (хитрый, изворотливый).
-Слово ка топор : не обрежет ,так зашибет? ( Грубый, жестокий).
-силен, да воли нет? (Слабовольный).
-себя мнит выше крыши, а у самого с крылечка голова кружится? (Хвастливый, самомнение завышенное).
- язык без костей, что хочет, то и лопочет? ( Болтун).
- подал ручку, да поставил ножку? ( Подлый, предатель).
- сахар медович? ( Льстец, плдлиза).
ВЫВОД:
Если характер человека в целом хорош, то не беда, если в нем оказываются некоторые недостатки.
(Ш.Монтескье).
Ребята, как вы думаете, влияет ли характер человека на окружающих людей? Подумайте.
Ответ детей.
Послушайте рассказ:
ВСЕ В ЛЕСУ ПОЕТ.
Взошло солнце, дохнул ветерок и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню.
БЕРЁЗА пела нежную песню. Слушая её, хотелось подойти к белокурой красавице и обнять её.
ДУБ пел мужественную песню, и всем вокруг хотелось быть мужественными и храбрыми.
ВЕРБА, что склонилась над прудом пела задумчивую песню. Прислушиваясь к песне вербы мы думали, что придет осень и листья с деревьев осыплются.
Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль о тёмной ночи и бурной грозе. От которой гнется тонкая рябина, надеясь на защиту земли.
Вот какие мы услышали песни в лесу.
ВОПРОСЫ:
-Одинаково ли деревья выражают свою сущность, характер? Определите характер каждого дерева.
Ответ детей.
Нет , не одинаково. У каждого дерева свой характер.
У березы мягкий, нежный характер. Она добрая, нежная, заботливая, терпеливая.
Дуб мужественный, смелый, сильный.
Верба задумчивая, трепетная, взволнованная.
Рябина беззащитная, хрупкая, С тревогой в душе. О рябине можно сказать, что это осенняя красавица, т. к. осенью у неё созревают ягоды, а листья окрашиваются в багряно-красный цвет.
-Характер какого дерева вам ближе, почему?
Ответ детей.
-Влияет ли характер деревьев на окружающих? как?
Ответ детей.
Да влияет характер деревьев на окружающих.
-Какое влияние на окружающих оказываете вы? Тепло ли от вас людям?
Ответ детей.
ВЫВОД:
Люди, их отношение друг к другу, их внимание и забота, слова и поступки, даже взгляд и улыбка формирует наше настроение. Стоит приглядеться к своему поведению, не портим ли мы настроения другому, и в ответ получаем тоже самое, но уже своё.
ХАРАКРЕР КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА СЧАСТЬЕ ПРОЧИХ ЛЮДЕЙ, СМОТРЯ ПО ТОМУ, ИМЕЕТ ЛИ ОН СВОЙСТВО ПРИНОСИТЬ ИМ ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗУ.
( Г.Спиноза).
Как вы понимаете пословицу:
Посей поступок – пожнёшь привычку,
Посей привычку – пожнёшь характер,
Посей характер – пожнёшь СУДЬБУ.
-Прокоментируйте каждый тезис.
Ответы детей.
Привычка – поступки совершаемые автоматически.
Характер – важные и устойчивые черты человека.
( ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ.)
ВЫВОД:
Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества. И если бы каждый смог принять их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
Ребята, все мы прекрасно знаем басни Ивана Андреевича Крылова :
«Мартышка и очки»; «Свинья под дубом»; « Стрекоза и муравей»; « Ворона и лисица» и т.д.
Басня, как яркое зеркало отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. За обличием басенных героев острее звучит насмешка: вот она трусость, вот лесть и угодничество, вот глупость и самодовольство, вот они все отрицательные человеческие качества, над которыми и мы с вами не прочь посмеяться, когда встречаем их в нашей жизни.
Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку басни Крылова « Ворона и лисица»
(Дети смотрят инсценирование басни в исполнении одноклассников.)
-Как вы думаете в чем заключается мораль этой басни?
Ответ детей.
Здесь высмеивается лакейство, угодничество, лесть, низкопоклонство.
-Что вы могли бы сказать о характерах Лисицы и Вороны?
Ответ детей.
Лисица- хитрая, угодливая, подлиза, подлая, корыстная.
Ворона- глупая, слабовольная.
Хорошо ребята, молодцы! Вы назвали отрицательные черты характера, а может у этих героев есть и положительные черты характера? Подумайте.
Ответ детей.
Ворона-добродушная, она поверила словам лисы, в сердце вороны нашлось место для льстивых слов лисы.
Лисица- красивая, умеет убеждать даже в том, чего нет.
ВЫВОД:
Порой в состоянии радости человек как бы теряет самоконтроль над собой, весь отдается
эмоциям переполняющим его. Вот и Ворона потеряла контроль над собой, слушая хвалебные речи в свой адрес. И осталась без завтрака. В таких ситуациях необходимо воспитывать в себе выдержку и самообладание.
Подведём итоги нашей сегодняшней беседы:
У каждого человека свой внутренний мир, свои интересы и потребности, он по своему ощущает и воспринимает окружающий мир, по своему проявляет эмоции, свой ХАРАКТЕР.
ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ НЕТ
ИХ СУДЬБЫ - КАК ИСТОРИЯ ПЛАНЕТ
У КАЖДОЙ ВСЁ ОСОБОЕ, СВОЁ,
И НЕТ ПЛАНЕТ ПОХОЖИХ НА НЕЁ.
( Е. Евтушенко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности личности.
Дана сравнительная характеристика характера и темперамента. Раскрываются причины психического состояния человека. Даются советы по оформлению интерьра для людей с разными темпераментами....
Психологические особенности личности
Презентация "Психологические особенности личности" предназначена для сопровождения урока биологии в 8 классе. В презентации дается представление о темпераменте, характере человека. Раскрываются содерж...
Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"
Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...
Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.
В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....
"Психологические особенности личности. Воля"
Развивать в детях умение выбирать правильную линию повденеия в различных условиях и обстоятельствах, формировать потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со ...
Психологические особенности личности тренера
Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющим...
Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...