Психологические особенности личности тренера
методическая разработка по физкультуре на тему

Мельникова Анастасия Сергеевна

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными  умениями. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными. Спортсмен любого уровня-от новичка до мастера высокого класса-совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовки можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №8 с.НЕБУГ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Доклад

  «Психологические особенности личности тренера».       

выполнил тренер-преподаватель по тхэквондо

Мельникова А.С.

с.Небуг 2016

Содержание

1.Введение………………………………………………………………....3

2.Основная часть………………………………………………………….4

2.1.Структура личности тренера………………………………………..4  

2.2.Ролевые позиции тренера……………………………………………6

2.3.Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера………..7

2.4.Педагогические способности тренера………………………………9                  

3.Заключение……………………………………………………………..13

4.Список использованной литературы…………………………………14

Введение

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными  умениями. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными. Спортсмен любого уровня-от новичка до мастера высокого класса-совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовки можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

2. Основная  часть.

2.1. Структура личности тренера.

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.

         В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление передать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

         Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной  деятельности  качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

         В третью подструктуру  входят индивидуально-психологические черты:  эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. К эмоционально-волевым качествам, например, относятся: уравновешенность   ( выдержка, самообладание ), терпеливость, решительность, жизнерадостность ( веселость, чувство юмора ).

         Последняя,  четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.

Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства личности, удовлетворяющие этим требования. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов.

         Естественно, этот перечень качеств не окончателен. Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров.

Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д. Вуден и другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая учебную внешкольную работу. Они установили, что: 1) овладение фактическим материалом,  зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень понимания материала учениками обусловлена энергичностью учителя и его манерой изложения материала; 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.

Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1) дозволенность-контроль; 2) пассивность-энергичность; 3) агрессивность-поддержка; 4) расплывчатость- ясность; 5) поощрение к обмену мнениями - чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота – холодность, сдержанность. Все это позволяет предположить, что  идеальный тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.

2.2 Ролевые позиции тренера

Тренер – теоретик и практик. А. С. Макаренко считал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Структуру знаний тренера составляют общественно – политические, психолого – педагогические, медика –биологические и специальные знания.

Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого - педагогические знания определяют суть профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности. Знание предметов медика – биологического цикла – анатомии, биомеханики, физиологии, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры- составляет специфическую особенность структуры знаний тренера.

Тренер – психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог- психолог». Тренеры- мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания ( учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются определенные нравственные качества.

Тренер-организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условиям более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи тренера связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства.

Нередко неопытные или опытные, но незнающие педагогической теории, тренеры подменяют задачи первого типа задачами второго типа. Однако, не всегда хорошо организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат. Внешне ничем не привлекательные мероприятия также могут привести к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.

2.3 Зависимость эффекта воздействие от авторитета тренера

Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело не расходятся. Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой. Кроме того, личностный авторитет зависит от умения тренера устанавливать правильные принципиальные отношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями, общественностью.

Авторитет тренера в значительной степени зависит от уровня сформированной его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействий тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры. Шкала наблюдения за взаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведении спортивно-массовой работы включает следующие показатели:

  • Стратегия и тактика организации спортивной игры по месту жительства;
  • Количество элементов спортивной игры, показанных юными спортсменами тренеру в начале, середине, конце игры;
  • Количество и характер (положительный и отрицательный) самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частях занятия;
  • Замечания всему коллективу;
  • Замечания отдельным спортсменам;
  • Элементы ролевых игр в занятиях;
  • Обобщение отдельных элементов стратегий и тактики игры лучших юных спортсменов тренером;
  • Обобщение стратегии и тактики спортивной игры самими спортсменами;
  • Количество контактов тренера с сильными спортсменами;
  • Количество контактов тренера со слабыми спортсменами;
  • Количество проявлений согласия (несогласия) юных спортсменов во взаимоотношениях;
  • Количество проявлений согласия (несогласия) спортсменов с тренером.

Характер взаимоотношений между тренерами и юными спортсменами во многом зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности первого, от сплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интереса у детей к спорту.

        Авторитет тренера основывается на следующих основных принципах поведения:

  • Любить и понимать воспитанника;
  • Защищать его интересы;
  • Быть заботливым;
  • Держать связь с родителями;
  • Быть выдержанным;
  • Развивать самообладание;
  • Способность внимательно и терпеливо выслушать юного спортсмена в любой ситуации;
  • Чувство юмора;
  • Умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием;
  • Прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;

Никогда не повышать голоса;

Это принесет двойную пользу: юному спортсмену выработать привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; тренеру-«сохранить» нервы, воздержаться от резкой критики подростка в присутствии товарищей. Тренеру следует признаться в ошибке, если она допущена, и извиниться, если он виноват. Признание ошибки лишь укрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике, честности.

Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние он оказывает на своих воспитанников и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важная, а потому гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому они стремятся следовать в жизни.

Таким образом, во взаимоотношениях тренеров и юных спортсменов ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных качеств тренера- важнейшее условие нормализации отношений с юными спортсменами, а следовательно и повышение эффективности учебно- тренировочного и воспитательного процесса.

Юные спортсмены очень ценят энергичность тренера. Энергичны те тренеры, которые активно учувствуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личное спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.

Наряду с этим юные спортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношение между ними и тренерами, относят твердость характера и принципиальность. Необходимыми они считают качества, определяющие отношения к ним тренера: понимание их психологии, тактичность, доброжелательность, внимание, терпеливость.

2.4. Педагогические способности тренера

 Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности, т.е. на совокупность психологических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны педагогическим знаниям, навыкам и умениям и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее у него вырабатываются навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Последние развиваются на базе общих способностей, которые отражают структуру педагогической деятельности, направленной на личность юного спортсмена.

Виды педагогических способностей

В структуру педагогических способностей входят следующие их виды: перцептивные, конструктивные, дидактические, экспрессивные, коммуникативные, организаторские, академические, специальные, авторитарные и личностные способности (по Н.В .Кузьминой и Ф.Н. Гоноболину и д.р.).

Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникнуть во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, видеть за каждым поступки и действие подростка педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовать внимание, преодолевать расслабленность, вялость и апатию к занятиям. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам.

Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точке зрения выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, способность к экспромтам. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в педагогическом такте, умении избегать конфликтов. В коммуникативных способностях большое место занимает апатия, т.е. способность эмоционально отзываться на переживание других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении ни только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера выражаются в организации жизни и быта юных спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутри коллективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т.п.).

Академические способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрение в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Выделяются также специальные способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способность к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т.е. их общее и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое.

Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевывать авторитет, осуществлять волевое влияние на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьезное отношение к работе и заинтересованность в ее  результате.

Существуют также личностные способности, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта-выдержка и уравновешенность педагога.

Формирование и компенсация способностей.

Многообразие педагогических способностей и их связь с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт показывает, что у тренеров педагогические способности развиты не одинаково. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Практически неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.

Личность выражается прежде всего в мотивах ее деятельности.

Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность в большой общественной значимости занятий спортом подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

 

                                         

Заключение

Психология как учебный предмет является одной из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которой формируется мастерство учителя. Она помогает более правильно определить содержание и методы педагогического процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных учащихся и коллектива в целом рационально организовать их учебную деятельность, правильно организовать свою деятельность, учитывая сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимопонимания с учащимися. Недаром К.Д.Ушинский считал педагогику  прикладной психологией, т.е. реализующей на практике психологические знания, а П.Ф Лесгафт подчеркивал, что научно образованный педагог непременно должен быть психологом.

Список использованной литературы

  • Психология физической культуры испорта: учебник для студентов высших учебных заведений /(А.В.Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н.Непопалов и др.); под редакцией А.В.Родионова.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  •      Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов (Е.П.Ильин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности личности.

Дана сравнительная характеристика характера и темперамента. Раскрываются причины психического состояния человека. Даются советы по оформлению интерьра  для людей с разными темпераментами....

Психологические особенности личности

Презентация "Психологические особенности личности" предназначена для сопровождения урока биологии в 8 классе. В презентации дается представление о темпераменте, характере человека. Раскрываются содерж...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....

"Психологические особенности личности"

Помочь детям критически отнестись к своей личности, внимательно разобраться в особенностях своего поведения, отчётливо увидеть свои недостатки, решить какие черты характера следует развивать, а какие ...

"Психологические особенности личности. Воля"

Развивать в детях умение выбирать правильную линию повденеия в различных условиях и обстоятельствах, формировать потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со ...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...