"Психологические особенности личности. Воля"
методическая разработка (8 класс) на тему

Груздева Светлана Геннадьевна

Развивать в детях умение выбирать правильную линию повденеия в различных условиях и обстоятельствах, формировать потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_rebyata.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема воспитательного занятия:  «Воля».

Цель:   Формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокое нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

  1. Воспитывать умение работать над собой, развивать самооценку и умение принимать решения, достигать результатов в соответствии с поставленной целью.
  2. Развивать творческие способности учащихся , как условие формирования социально-адаптированной личности. Способствовать формированию настойчивости, упорства в достижении цели.
  3. Дать детям понятие «Воля». Содействовать развитию само регуляции, самоопределения.

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия сегодня «ВОЛЯ». Развитые ум, воля и характер помогают человеку двигаться

по жизни. И каждый может развить в себе все эти качества. Для этого нужно желание и стремление постоянно узнавать самого себя. И работать над собой.

1. - Как вы понимаете высказывания великих моралистов?

а)        ВСЕГДА БУДЬ СВОЕЙ ВОЛИ ХОЗЯИНОМ,

СОВЕСТИ ЖЕ СВОЕЙ РАБОМ.

(М. ЭШЕНБАХ)

Ответы детей:

Вывод: нужно быть стойким, выдержанным, проявлять силу характера. Если ты хозяин своей воли, т. е. можешь себе приказать сделать не то что хочешь, а то, что нужно, значит, ты, человек с твёрдым характером. И ты поступаешь, как подсказывает тебе твоя СОВЕСТЬ.

СОВЕСТЬ- это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести правда жизни смысл жизни. Поступай по совести, будь её рабом.

б)        На доске появляются иллюстрации: два дерева, одно- яблоня, вся в яблоках, другое- засохшая яблонька, корни её оголены.

        НАША ЛИЧНОСТЬ- ЭТО САД, А НАША ВОЛЯ - ЕГО    САДОВНИК.

                  (В. ШЕКСПИР).

ВОПРОСЫ:

-Что вы можете сказать о каждом дереве?

  • Представьте себе, что деревья это две разные личности.

-Что вы можете сказать о каждой личности?

ОТВЕТЫ:

  • Одна яблонька вся в листве, она ухоженная, плодородная (у неё большие спелые яблоки). Видно, что за этой яблонькой ухаживал заботливый, трудолюбивый, терпеливый садовник.
  • Другая яблонька вся засохла, наклонилась, листьев нет, плодов тоже. У такого дерева беззаботливый, ленивый, слабовольный садовник.

О ЛИЧНОСТЯХ:

-О первой личности можно сказать, что это целеустремлённый настойчивый, выдержанный, умеющий работать над собой человек.

Вторая личность противоречит первой. Такого человека можно назвать нерешительным, ленивым, невыдержанным, не умеющим бороться с трудностями.

ВЫВОД: Только тот может проявить сильную волю и добиться успеха в большом деле, кто долгим упражнением закалил её в процессе выполнения повседневных обязанностей. ВОЛЯ- это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Вообще потребность в достижениях - очень важная черта личности. Напряжение духовных сил - вот источник, из которого человек черпает способность творить добро и бороться против зла.

ВОЛЯ- способность осуществить поставленную цель, выдержка, стойкость, сила характера. Волю называют основой характера. Человек без воли напоминает автомобиль, без мотора: все вроде есть, и выглядит внушительно, а пользы от этого человека никакой.

  • Ребята, что такое воля, по вашему?
  • Какое значение имеет её наличие или отсутствие?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ...

  • Воля- это способность человека совершать поступки, которые требуют преодоления трудностей.

Человек, который только ставит перед собой важные цели, только принимает решения, но не претворяет их в жизнь, не доводит дело до конца - человек безвольный. Необходимо воспитывать в себе привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность, пассивность и т. д.)

3) УМЕЙ СЕБЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, МУШТРУЙ СЕБЯ,

А НЕ ВЫПЯЧИВАЙ.

(В. ШЕФНЕР.)

  • Как вы понимаете это высказывание?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ...

  • Уметь себе приказать, т. е. заставить поступить в соответствии с совестью, правильно.
  • Ребята, а вы можете себе приказать сделать то, что нужно,

а не то, что вы хотите?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: да, можем приказать.

- Приведите примеры из вашей жизни.

ДЕТИ ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

ВЫВОД: Волей мы можем назвать нашу внутреннюю устремлённость. Волевой человек это человек с твёрдым характером. Самая большая победа- это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.

  • - Как вы поступаете в следующих ситуациях:
  1. Вам не хочется подниматься в шесть часов утра, чтобы приехать на автобусе в школу (после выходного дня).
  2. Вам надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, а в это время показывают интересный фильм.
  3. Педагог делает вам замечание по поводу плохого поведения, как вы на это отреагируете?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ...

ВЫВОД: Я рада, что вы понимаете и осознаёте необходимость волевых поступков. Из этого можно сделать вывод. Про человека имеющего волю говорят: умеет владеть собой.

Такой человек умеет совершать волевое усилие. Он может заставить себя сделать то, чего очень не хочется делать именно сейчас, но что очень важно сделать на будущее. Воля помогает преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

  • Хотите проверить свою волю (и терпение)?

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫЛОЖИТЬ ТРИДЦАТЬ ФАСОЛЕЙ И РОВНЕНЬКО РАЗЛОЖИТЬ ИХ В ОДНУ ЛИНИЮ.

ВЫВОД: Получилось не у всех. Не всем удалось достигнуть цели, тоесть довести начатое до конца, преодолевая трудности на пути к ней.

-Как можно назвать человека, который достиг цели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

-Верно, это настойчивый человек. А что такое настойчивость? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

ВЫВОД: Настойчивость- это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая

всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Настойчивость особо проявляется при трудной, скучной, тяжёлой работе.

- Ребята, а настойчивость это положительное или отрицательное качество воли.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ.

  • А отрицательное качество воли, схожее с настойчивостью вы можете назвать?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: УПРЯМСТВО.

  • Охарактеризуйте это качество.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

ВЫВОД: Упрямый человек часто сознаёт, что он не прав, понимает, что его действия неправильны, но продолжает спорить и отстаивать свою точку зрения, руководствуясь желанием, во что бы то ни стало сделать по - своему. Упрямый человек не в состоянии побороть себя, значит у такого человека

  • слабая воля.
  1. - Ребята, вам было задано домашнее задание. Помните? Нужно было подготовить « сценки- миниатюры» на тему «Человек без воли- человек слабый».

Не бойтесь посмеяться над собой. Только не обижайте себя- не нужно ронять чувство собственного достоинства.

  • А теперь мы все внимательно слушаем и смотрим.

ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ СЦЕНКИ МИНИАТЮРЫ. ОБСУЖДЕНИЕ УВИДЕННОГО.

ВЫВОД: чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели, на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

  1. Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

ОРЁЛ И ПУСТЫНЯ.

В угрюмой, бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:

  • Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.

И решил орёл преобразить свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие сады.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:

  • Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лугов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи, и шуметь леса. И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

ВОПРОСЫ:

  1. - Что такое цель?

Цель- принятие определённого решения.

- Какую цель поставил себе орёл?

Орёл решил преобразить свой край.

  1. - Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

Можно. Потому, что он стремился обеспечить своё благополучие и удовлетворить общественные интересы. Определить сою цель и подчинить свою жизнь ей, найти в ней радость- это значит найти своё счастье. Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля.

  1. Какие качества развивает стремление к высокой цели? Целеустремлённость, решительность, выдержка, смелость, настойчивость, мужество, инициативность, самообладание, самостоятельность, дисциплинированность.

Орёл способен стойко переносить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать удовлетворение своих потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.) При неудачах он не падает духом, а, наоборот, проникается ещё более твёрдой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства.

4). - Есть ли у вас высокая цель?

- Как вы стремитесь её реализовать?

-Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, жертвуя низшие цели высшим.

  • Чтобы достичь цели, нужно представлять себе, как вы будете это делать, иными словами, иметь план действия. Представьте себе строителей, которые решили построить дом без проекта

( проект - план постройки дома). Согласились бы вы жить в таком доме?

ОТВЕТ: Нет.

Стихотворение читает ученик:

Ни строительство дома, ни путь капитана.

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и капитан:

Готовишься к делу - обдумывай план.

(В. Синицын).

6. - Попробуйте обозначить основную свою цель и составить план реализации. Ответьте на вопросы:

  1. - Каким вы видите своё будущее?

Дети отвечают на вопросы по очереди.

  1. - Основная цель вашей жизни?
  2. - Какие качества характера помогут вам в этом?
  3. - Что может вам помешать в достижении цели?
  4. - Что следует предпринять в этом случае?

ВЫВОД:

Пусть твоя цель будет больше твоей возможности, тогда твоё сегодняшнее дело будет лучше вчерашнего, а завтрашнее-

лучше сегодняшнего.

Основное правило, которое вы должны усвоить, воспитывая в себе волю- это постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой.

« ЧТО НАЗНАЧЕНО НЕПРЕМЕННО ИСПОЛНИТЬ, ТО ТО ИСПОЛНЯЙ НЕСМОТРЯ НИ НА что... что ИСПОЛНЯЕШЬ, ИСПОЛНЯЙ ХОРОШО».

(Л. Н. ТОЛСТОЙ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности личности.

Дана сравнительная характеристика характера и темперамента. Раскрываются причины психического состояния человека. Даются советы по оформлению интерьра  для людей с разными темпераментами....

Психологические особенности личности

Презентация "Психологические особенности личности" предназначена для сопровождения урока биологии в 8 классе. В презентации дается представление о темпераменте, характере человека. Раскрываются содерж...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....

"Психологические особенности личности"

Помочь детям критически отнестись к своей личности, внимательно разобраться в особенностях своего поведения, отчётливо увидеть свои недостатки, решить какие черты характера следует развивать, а какие ...

Психологические особенности личности тренера

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющим...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...