Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.
статья по психологии по теме

Юркевич Ирина Владимировна

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pocherk_i_kharakter.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

                                                                                              Письмо – геометрия души.

                                                                                                                              Платон.

                                                       

Еще Гете писал об этом: « Почерк связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться».

Раскрытие связей между почерком и личностью – это раскрытие самых интимных и в то же время самых общих внутренних связей. Увлекательный путь, где простое уводит в глубину, где то, что казалось тупой аналогией, оборачивается неожиданной стороной. Вот рука движется по бумаге. Для этой работы, как и для всякой другой, нужны затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше.

Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и можно при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. Зависеть это будет от работы энергетического блока мозга. «Энергетический блок» для нейрофизиологов – участки мозга, с которыми связаны аффекты и влечения, а также общая активность коры.

Есть клинические доказательства связи «энергетических характеристик» почерка с работой этих зон. У больных с поражением одного из участков этого блока – медиальных отделов коры – снижен тонус, изменен характер эмоций, а пишут они очень мелкими буквами.

Почерк – застывшая мелодия, исполняемая мышцами. Но это не игра по нотам. В мозгу не записана формула движений, нужных для написания буквы. В мозгу запечатлен ее образ.

В нашем письме поэтому лишнего – добавочной информации, - как правило, переизбыток, а рисунке букв мы заботимся редко, наша задача – написать слово, букву, и тут вступает в силу закон избыточности степеней свободы, так как есть бесконечное количество способов выполнить эту задачу.

 Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стремясь к одним формам и избегая другие, мы выдаем тем самым вкусы и предпочтения, наш жизненный стиль.

Тут работает и закон обратной связи. С одной стороны, наши физиологические и психологические особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв. С другой – некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвергая его.

Научное обоснование графологии не делает ее научным методом. Она слишком синтетична, слишком сродни искусству – воспринимать почерк почти то же, что воспринимать изобразительное искусство (однако методы психодиагностики, построенные на определении мышечного тонуса и анализе графических движений, удовлетворяют науку полностью, так как исключают субъективное толкование). Но в ней есть одно преимущество: человек ни намеренно, ни ненамеренно, не может сказать о себе в почерке неправды!

И как бы ни развивались методы диагностики, всегда лучшим останется тот врач, который может поставить диагноз не только по данным анализа, но и по лицу больного.

Конечно, в школе речь не идет о больных детях, но речь о том, что родители, глядя в тетради своих детей, могут увидеть: как ребенок себя сегодня чувствует, насколько он внимателен на уроке, как он себя вел на уроке, а может быть выявить какие-либо отклонения речевого развития и вовремя оказать помощь. Разобраться в этом поможет учитель и психолог, которые  укажут, на что надо обращать внимание и как снять проблему ребенка.

 К этой теме в школе крайне редко обращаются, а ведь умение оформить тетрадь, написать красиво букву может раскрыть многие внутренние проблемы и конфликты ребенка, при исследовании, казалось бы, не интересных и корявых записей учеников.

По моей просьбе дети писали под диктовку текст своей ручкой на не разлинованном листе, затем, чтобы четко было видно направление строк и размер букв. Затем я попросила детей поменяться с соседом ручкой и написать еще раз этот текст, затем, чтобы посмотреть как ребенок приспосабливается к новым условиям и где чувствует себя лучше, комфортнее.

 О том, какой и зачем, проводится тест, дети не знали, так как стали бы изменять почерк, стараясь писать аккуратно, чего совсем не требуется.

Я записала свои выводы, анализируя работы не подписанные, для того, чтобы не возникало предвзятое отношение к данному ребенку, чтобы сделать выводы только на основе почерка.

Количество ошибок при анализе не учитывается. Изучение почерка способствует выявлению дисграфии, чем страдают многие дети.

Для исследования я использовала методы специалиста по интерпретации и анализу почерка в Институте судебной экспертизы Ольги Гертман, а также тест  М.Комадеева  и статью Л.Гуревич «Почерк и характер» из журнала «Знания и сила» 1975 г. №2.

Вопросы психологии часто поднимаются, но чаще всего это вопросы поведения и успеваемости, и  искать причину неприятностей мало кто хочет. Я не говорю о педагогах, сами родители относятся к проблемам очень поверхностно.

Исследования почерка достигли желаемого результата. Большая часть родителей заинтересовались проблемой. Многие из них сравнили выводы и поведение своих детей для них оказалось открытием, что результаты совпали. С учетом, что с этими детьми я мало знакома и не знала всех подробностей их поведения, условий жизни.

 Надеюсь, что на каждого ребенка родитель посмотрит с другой точки зрения. А может быть, задумается о переменах в воспитании. Или хотя бы будет чаще заглядывать в тетрадь своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Психологические особенности личности.

Дана сравнительная характеристика характера и темперамента. Раскрываются причины психического состояния человека. Даются советы по оформлению интерьра  для людей с разными темпераментами....

Психологические особенности личности

Презентация "Психологические особенности личности" предназначена для сопровождения урока биологии в 8 классе. В презентации дается представление о темпераменте, характере человека. Раскрываются содерж...

Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"

Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...

"Психологические особенности личности"

Помочь детям критически отнестись к своей личности, внимательно разобраться в особенностях своего поведения, отчётливо увидеть свои недостатки, решить какие черты характера следует развивать, а какие ...

"Психологические особенности личности. Воля"

Развивать в детях умение выбирать правильную линию повденеия в различных условиях и обстоятельствах, формировать потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со ...

Психологические особенности личности тренера

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющим...