Программа внеурочной деятельности "Юнармия" по духовно-нравственному направлению .
рабочая программа (5, 7, 8, 9 класс)
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunarmii_peresvet.docx | 324.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Юноармия” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юнармия» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
- Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.
Данная Программа предназначена для учащихся 5-9 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на 34часа в год. Время одного занятия – 45 минут. Программа включает в себя два модуля:
1) часы общения;
2) традиционные общешкольные мероприятия (включающие с себя как подготовку к мероприятиям, так и сами мероприятия).
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность. Занятия могут проводиться в вечернее и каникулярное время.
Форма проведения занятий: групповая.
Возраст занимающихся – 11-15 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Юнармия»
Курс внеурочной деятельности «Юнармия» реализуется в форме военно-патриотического клуба. Виды деятельности: групповые и индивидуальные занятия, теоретические, практические, комбинированные: беседа, инструктаж, тестирование, ОФП и игры.
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Учебные цели:
Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к Вооружённым Силам РФ.
В результате изучения раздела программы «Основы военной службы» члены клуба должны
знать:
- необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней угрозой;
- предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;
- историю создания уставов Вооружённых сил России;
- Устав внутренней службы;
- обязанности военнослужащих;
- воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания;
- военная присяга;
- историю воинских званий;
- структуру Вооружённых Сил России.
уметь:
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- поддерживать уставной воинский порядок;
- различать рода и виды войск;
- применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих;
- точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб;
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Учебные цели:
Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил, патриотические чувства.
В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения практических навыков в выполнении Строевого устава члены клуба должны
Знать:
- положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным подразделением;
Уметь:
- выполнять обязанности командиров перед строем и в строю;
- уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием;
- отдавать воинскую честь;
- выходить и становиться в строй;
- подходить к начальнику и отходить от него;
- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;
- организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке с личным составом отделения.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Учебные цели:
Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки. Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из пв из положения, лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость.
В результате изучения раздела программы «Огневая подготовка» члены клуба должны
Знать:
- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях;
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях;
- боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению ;
- правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия;
- основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием.
Уметь:
- готовить оружие к стрельбе;
- вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и правилами;
- анализировать результаты стрельбы;
- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
- организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с личным составом отделения;
- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебные цели:
Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.
В результате изучения раздела программы «Военно-медицинская подготовка» и получения практических навыков члены клуба должны
знать:
- классификация ран и их причины;
- характеристику различных видов кровотечений и их причины;
- правила и технику остановки кровотечений;
- симптомы солнечного удара, виды ожогов;
- клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца;
- характеристику перевязочного материала;
- правила наложения стерильных повязок;
- как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными отравляющими веществами;
уметь:
- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами;
- накладывать стерильную повязку на любую часть тела;
- обездвиживать повреждённую часть тела;
- делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца;
- переносит пострадавших;
- оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом.
РАДИОЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Учебные цели:
Познакомиться с классификацией средств индивидуальной защиты, их назначением и принципом действия, с простейшими и подручными средствами защиты, правилами эвакуации, устройством фильтрующего противогаза. Отработать навыки защиты органов дыхания и кожи. Помочь уяснить принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения. Учить изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты, стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе.
В результате изучения раздела программы «РХБЗ» члены клуба должны
знать:
- классификацию средств индивидуальной защиты;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты, правила пользования ими;
- устройство фильтрующего противогаза;
- принцип действия и поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него;
- правила эвакуации;
уметь:
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты;
- стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе;
- защищать органы дыхания и кожу.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебные цели:
Способствовать укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Развивать основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию, гибкость. Подготовить к сдаче нормативов по физической подготовке. Воспитывать волю, смелость, дисциплинированность, стремление к более высоким спортивным достижениям.
В результате изучения раздела программы «Физическая подготовка» члены клуба должны
знать:
- значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека;
- влияние факторов внешней среды на организм человека;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности;
уметь:
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой, преодолевать рекомендованную в комплексной программе полосу препятствий;
- выполнять акробатические упражнения;
- подтягиваться на перекладине;
- метать различные по весу и форме снаряды на дальность и на меткость;
- выполнять скоростной бег;
- играть в подвижные и спортивные игры;
- лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног;
- проводить учебную схватку в одном из видов единоборств;
- демонстрировать и применять в спортивной игре или в процессе выполнения специально-комплексного упражнения основные технико-тактические действия
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юнармия»
I.Личностные:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
- Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
- Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
- Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
- Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
- овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
- использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
- применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
- отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
- владеть навыками управления строя;
- готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
- участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня;
- готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
IV. Воспитательные результаты:
Результаты внеурочной духовно-нравственной, военно-патриотической и спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение специальных знаний об устройстве стрелкового вооружения, строительстве вооруженных сил,
- приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
- приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной и строевой подготовки;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания
- формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще
- участие в спортивных и военно-патриотических акциях, как в школьном, так и во внешкольном социуме.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.
Формы контроля результатов первого уровня: анкетирование.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника
- к своему здоровью и здоровью окружающих его людей,
- к спорту и физкультуре, к природе,
- к родному Отечеству, его истории и народу,
- к труду,
- к другим людям.
Формы достижения результатов второго уровня: участие в жизни отряда, инсценирование, волонтерские десанты, оздоровительные акции, военно-патриотические акции в отряде, в школе и вне школы.
Формы контроля результатов второго уровня: туристический поход
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия )
приобретение школьником:
- опыта актуализации спортивно - оздоровительной деятельности в социальном пространстве;
- опыта заботы о младших и организации их досуга;
- опыта волонтерской деятельности ;
- опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
- опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Формы достижения результатов третьего уровня: исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ), художественные акции, краеведческие экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы.
Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции, соревнования и смотры военно-патриотического содержания.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков.
Тематическое планирование.
Направлен- ность | Тема | Количество часов | ||
Теория | Прак-тика | Всего | ||
Основы знаний «Юнармейца» | Знакомство с деятельностью кружка «Юнармеец». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. | 1 | 1 | |
Итого | 1 | 1 | ||
Исторические и боевые традиции Отечества | Государственная и военная символика. Дни воинской славы России. Основные битвы ВОВ, города-герои ВОВ. Символы воинской чести. История, символы и геральдика Самарской области. | 1 | 1 | |
Итого | 1 | 1 | ||
Основы военной службы | Почему необходима вооружённая защита Отечества. Внешние и внутренние угрозы. Предназначение Вооружённых Сил РФ | 1 |
| 1 |
УВС РФ. Устав внутренней службы. История создания. Военная присяга. Воинские звания. История воинских званий. | 1 | 1 | ||
Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих Воинское приветствие. Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя обязанности военнослужащих. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания | 1 | 1 | ||
Итого | 3 | 3 | ||
Строевая подготовка | Строй и его элементы. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю, обязанности солдата. КО, КВз. | 1 | 1 | 2 |
Строевая стойка и строевые приёмы без оружия. Становись, Разойдись. Ко мне, Смирно. Вольно. Заправиться, Отставить. Гол. Уборы снять, одеть Перестроения. Размыкание, смыкание строя. Повороты на месте | 1 | 2 | 3 | |
Воинское приветствие, повороты на месте и в движении. Строевые приёмы с оружием | 1 | 1 | 2 | |
Одиночная строевая подготовка. Выход из строя, подход к начальнику. Доклад. Возвращение в строй. Строевая подготовка в составе отделения, взвода, роты. Строевая песня. | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 4 | 5 | 9 | |
Огневая подготовка | История создания отечественного оружия. Меры и техника безопасности при проведении стрельб. Инструктаж по ПМБ. | 1 |
| 1 |
ТТХ автомата Калашникова. Основы АК-74. Изготовка к стрельбе, прицеливание, спуск курка. Сборка-разборка АК-74 | 1 | 2 | 3 | |
Устройство мелкокалиберной винтовки. Правила прицеливания и приемы стрельбы. Основы стрельбы из ПВ, изготовка | 1 | 1 | 2 | |
Учебная стрельба из ПВ. Сдача норматива по сборке-разборке АК-74 | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 4 | 4 | 8 | |
Военно-медицинская подготовка | Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | 1 | 2 |
Виды кровотечений и их характеристика . Правила и техника остановки кровотечений | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 2 | 2 | 4 | |
РХБЗ | Характеристика оружия массового поражения Порядок использования средств индивидуальной защиты. Назначение и устройство фильтрующего противогаза и респиратора. Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза и респиратора в сумку. Правила пользования противогазом и респиратором. Обучение выполнению нормативов № 1 и 2. | 1 | 2 | 3 |
Итого | 1 | 2 | 3 | |
Физическая подготовка | Разминка. Развитие выносливости. Развитие силы. |
| 2 | 2 |
Развитие координационных способностей |
| 1 | 1 | |
Акробатические упражнения |
| 1 | 1 | |
Спортивные игры |
| 1 | 2 | |
Итого | 0 | 5 | 5 | |
Итого по курсу | 16 | 18 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственного направления «Святая Русь»
Программа внеурочной деятельности "Святая Русь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко "Православная культура" для учащихся 5-х классов....
Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....