Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
методическая разработка (5 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию обучающихся. Разработка составлена на основе истории храмов и монастырей Омской области, основной задачей которой является воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры, истории храмов и монастырей Омской области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема
«Храм»
(с использованием регионального компонента «История храмов и монастырей Омской области»)
Разработала: преподаватель ОРКСЭ МБОУ «Новоуральская СШ» Павлоградского муниципального района Омской области Аргандеева Александра Григорьевна
2019 год
Цели урока: - создание условий для приобщения учащихся к православным святыням через знакомство с православными храмовыми постройками; - сформировать у обучающихся представление о православном храме как общенародном доме для молитв, святыни для православных людей, его внутреннем и внешнем устройстве; - использовать региональный компонент «История храмов и монастырей Омской области». Задачи урока: Образовательные: - познакомить с понятием «храм»; - дать представление о назначении и устройстве православного храма; - познакомить обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь, канон, священнослужитель;
- формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивающие: - развивать интерес к новым знаниям и расширять кругозор знаний о православной культуре; - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами; - обогащать, активизировать словарь учащихся. Воспитательные: - воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры, истории храмов и монастырей Омской области; - формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме. Тип урока: изученного нового материала.
Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм.
Форма работы: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.
Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун, престол.
Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения о храмах, истории главного храма Омской области. Оборудование: 1. Мультимедийное оборудование: презентация к уроку. 2. Видеоматериал «Виртуальная экскурсия по районному Свято-Преображенскому храму».
3. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы. 4. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева.
Ход урока I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, красиво! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. Желаю всем успешной работы. Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Всем, всем добрый день,
И работать нам не лень. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. II. Актуализация усвоения знаний обучающихся Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить с рассмотрения иллюстрации (Слайд 2). Покажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви, соборы, часовни)
«Храм» – такова тема нашего урока (Слайд 1). Планирование деятельности Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы получить ответ? (Под руководством учителя на доске составляется план. Определение цели урока.) Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к интернет - ресурсам и т.д.) Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску. III. Изучение нового материала Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, работая в паре, дают ответ) Учитель: Найдем значение слова «храм» в толковом словаре С. И. Ожегова. (Ученики работают со словарём С.И. Ожегова) Ученик зачитывает: храм – здание для богослужения, церковь [2]. Учитель: Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века. Ученик (1) читает стихотворение: «Над виноградными холмами» Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелёными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И видит на краю вершины
Круглообразный светлый храм.
Там, в горнем неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче, и пустынно-чище
Струя воздушная течет.
Туда взлетая, звук немеет,
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина.
(Фёдор Тютчев) 1) Виды храмов (изображения православных храмов) (Слайды 3, 4, 5). Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие из них вы узнали? Подберите слова к их описанию: (Ответы детей) Величественные Устремленные ввысь
Обычные Прекрасные
Мрачные Великолепные
Праздничные Радостные Запишите их на листе бумаги. Учитель: На Руси издавна строили храмы. Но было время, когда храмы разрушались. Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются разрушенные храмы, строятся новые. Учитель: читает стихотворение Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное, -
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Ах, и песнь поет – колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
(Евгений Санин) Ученик (2): Самым главным храмом является Храм Христа Спасителя. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси. (Слайд 6) Учитель: В Омской области много исторических памятников архитектуры, в числе которых соборы, церкви, монастыри, часовни. Давайте проведём небольшую экскурсию по городу Омску, в котором мы с вами все часто бываем, и посмотрим, какие Храмы есть в этом замечательном городе. Сегодня вы узнаете об истории одного из них. (Слайды 7, 8) Свято-Успенский кафедральный собор входит во всемирный каталог храмовой культуры и является одной из величайших достопримечательностей не только Омска, но и всей России. Его также относят к уникальным памятникам истории. Собор находится практически в центре Омска – на Соборной площади. Площадь получила свое название в честь этого религиозного сооружения. При строительстве храма было принято решение взять за основу проект храма в Санкт-Петербурге Спаса на Крови, за что и взялся архитектор Эрнест Виррих. Но в процессе подготовки омский храм не повторял в точности архитектурный замысел питерского, а скорее получил переработанное дизайнерское решение. Возведение собора началось в 1891-м году, после того, как будущий император Николай II заложил камень в его основание. Строился храм на том месте, где раньше произрастала городская роща, между улицами Казнаковской, Александровской и Тарской. А средства на его возведение и оснащение собирали, как говорится, «всем миром», поскольку в появлении новой церкви были заинтересованы как горожане, так и правители. Но судьба собора выдалась очень сложной. Во времена гонений на православие в нем сначала были прекращены службы и храм опустел. В 1933-м году с него сняли колокола для нужд индустриализации, а в 1934-м - все внутреннее убранство собора передали в Музей атеизма. В следующем году собор взорвали, а оставшиеся кирпичи планировалось использовать для строительства НКВД, но они оказались не пригодны. Развалины на месте взрыва существовали еще долго. И лишь в 2007-м году началось восстановление Успенского собора. Примечательно то, что когда раскапывали фундамент взорванного храма, были обнаружены останки архиерея Сильвестра и в потайной комнате – иконы. В 2009-м году рака с мощами новомученика Сильвестра была установлена в соборе и доступна прихожанам для поклонения и молитв. Учитель: Продолжим экскурсию. Домашним заданием будет - сделать сообщение об истории храмов и монастырей Омска и Омской области, некоторые из них мы увидим на слайдах. (Слайды 9-20) Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов, и дома строили деревянными, позже стали строить каменные дома, храмы. (Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
Учитель: Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? (Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу).
Учитель: В России всегда было много храмов. Храмы города Омск (Слайды 9-17).
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения храмов города Омска, сравнивают)
Ученики: купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
Учитель: Куда устремлен храм? (вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Ученики: Формой, цветом, размером. 2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по порядку следования) (Слайды 9-20). Ученик (3). «Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени… Это здание продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии… появился другой тип храма – крестово-купольный. Основание храма в виде креста, напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству». [1]
Ученик (4). Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. «Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов». [1] (Слайд 21)
В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы - шлемовидные, луковичные, шатровые. (Слайд 22)
Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к небесам.
Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил зла и тьмы.
Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться ввысь, к совершенству, к небу. Учитель: А знаете ли Вы, что… (Слайд 23) Ученик (5). (Слайд 24) При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм или рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. (Слайд 25) Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Сначала колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.
Колокола появились с приходом христианства на Русь, а распространение получили в ХIV веке. Колокольный звон звучал в дни торжеств, и когда приходила беда: созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
В зависимости от характера служб звоны могут меняться. Колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, называется «благовест». Удары в несколько колоколов одновременно означают «звон». Если в разные колокола ударяют попеременно – это «перезвон», а «трезвоном» называют радостный звон одновременно во все колокола.
А во времена бедствий звучит «набат» – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. И только на первой неделе после Пасхи разрешается всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола. Учитель: Прослушайте звон колоколов. Определите, какой это звон. (Ответы детей) Учитель: Вам приходилось бывать в храме? (Ответы детей) Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
Учитель: А меняется ли поведение в храме? Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек). Правила поведения в церкви. (Слайд 26) Учитель: Иисус Христос сказал о храме так: «Дом Мой есть дом молитвы». Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то, какие? - Сейчас вы услышите стихотворение, которое поможет вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. (для мальчиков) Скромную надень одежду, В брюках в храм идет невежда. Голову платком покрой И тихонько в храме стой. (для девочек) Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом, Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.( для всех) Ученик (6): Женщина должна надеть длинную юбку или платье, брюки недопустимы. Запрещены спортивные костюмы, шорты. Не нужно использовать косметику, тем более, губную помаду. Входить в храм нужно спокойно, молча, с благоговением. Мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок на предварительно собранные волосы. При входе в храм, совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после чего поклонитесь молящимся в правую и левую сторону. Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку. Физминутка: Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем, И закроем все глаза. Наступает, наступает, наступает тишина. Снова в храм идти пора. Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись! 3) Внутреннее устройство храма Учитель: (Слайд 27) Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму, находящемуся в нашем, Павлоградском, районе. (Видео за 12 ноября 2017 года «Виртуальная экскурсия в православный храм р. п. Павлоградка Омской области»).
Учитель: А теперь рассмотрим, из каких частей состоит храм (Слайды 28, 29).
Православный христианский храм разделяется на три части:
- притвор,
- средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,
- алтарь. 1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас
5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница
9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы Обучающиеся слушают в записи колокольный звон. Учитель: Колокольный звон приглашает нас в Храм. 4) Виртуальная экскурсия. (Слайды 30-38) Храм, в который совершается экскурсия. Учитель: Собираясь в храм, нужно прочитать молитвы. Подойдя к храму, остановиться, перекреститься на икону, которая видна и на сам храм: это место селения Божия. Все это пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи, помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит…».
(Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся)
Входим в храм через притвор. Притвор – это небольшое пространство между дверью и самим храмом. Раньше в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто нарушил какую-либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.
Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника.
В храме много и других икон. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники. Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа.
Что же такое икона? Найдем ответ в словаре. (Ребята работают со словарем)
Икона – «У верующих: предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ» [2]. «Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе – Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым». [1].
Мы находимся в храме, расписанном фресками.
Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей сырой штукатурке» [2].
В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь можно прочитать историю церкви. Художник-иконописец Филипп Давыдов так сказал о значении фрески. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить».
Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное».
«Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — преградой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии). [1]
Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. «Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие». [1]
Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря. Наш храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы.
Каждый храм освящен в чью-либо честь и носит соответствующее имя. Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Алтарь (Слайд 32) Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в алтаре?
Учитель: Когда вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители) Работа с материалом учебника. Учитель: Прочитайте в учебнике (стр.48-49) беседу ребят со священнослужителем. Учитель (после прочтения): На какие вопросы вы получили ответы? (Что такое «кадило», что значит кадить, панихидный столик, что свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия). IV. Закрепление 1. «Блиц-опрос» - Ступеньки, ведущие в Храм… - Созывает на службу верующих... - Он похож на пламя горящей свечи… - Главная часть храма, означающая «Царство небесное»... - Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря… - Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых… - Главный символ христианства… - Главный Храм Омска и Омской области… - Храмы города Омска… 2. Работа в тетради (работа в парах) Задания 2, 3,5 стр.52-54 3. Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы) Храм.
Православный, священный.
Объединяет, волнует, воодушевляет.
Место соединения с Богом. Дом Божий. V. Рефлексия (Слайд 39)
- я узнал много нового (красный)
- я узнал не очень много нового (синий)
- - я не узнал ничего нового (серый)
В конце урока детям раздаются звёздочки. Внутри они белые. На доске высвечивается задание: закрась звёздочку в соответствующий цвет.
VI. Домашнее задание по выбору (Слайд 40) - Подготовить сообщение об истории одного из православных храмов или монастырей Омской области. - Творческая работа: составить кроссворд по изучаемой теме. - Предлагаю вам, рассказать вашим родителям о нашей экскурсии, нарисовать вместе с родителями одно из священных сооружений города Омска и Омской области. - Раскраска «Храмы».
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! (Слайд 41)
Использованные источники при составлении урока
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. И.С. Ожегов. Словарь русского языка. М.: ООО « Издательство « Мир и Образование», 2007. 3. Видео за 12 ноября 2017 года «Виртуальная экскурсия в православный храм р. п. Павлоградка Омской области». Храм-В-Честь-Преображения-Господ Рп-Павлоградка-Омской-Области. 4. http://azbyka.ru/freska 5. Е. И. Осетров. Живая Древняя Русь. [8] 6. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева. 7. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...
«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.
Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» по разделу «Православное искусство России» 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА«Основы духовно-нравственной культуры народов России» ...
- Мне нравится (1)