Рабочая программа кружка "Дружу со словом"
рабочая программа на тему

Осипова Елена Николаевна

Рабочая программа кружка для 4 класса по русскому языку "Дружу со словом". применена в 2014-15 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhu_so_slovom_4_klass.docx450.25 КБ

Предварительный просмотр:

F:\скан\фото 009.jpgРабочая программа кружка

«Дружу со словом»

4 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.  Программа «Дружу со словом»

предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным

особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение

активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей.

1 часть – вводная: цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая:на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая:цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

развить интерес к изучению тайн русского языка;

воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

углубить уже имеющиеся знания о лексике;

изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

научить обобщать, делать выводы;

стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

воспитывать ответственность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны:

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

уметь подбирать синонимы и антонимы;

уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Место предмета в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных часов). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).


  1. Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Теория

Дата

1.

Вводное занятие. Экскурсия.

Осенние впечатления.

Знакомство с коллективом, с тематикой работы кружка.

Сентябрь,

2 неделя

2.

Лексическое значение слова.

Дружба. Друзья. Пушкин.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Сентябрь,

3 неделя

3.

Прямое и переносное значение слова.

Особенности прямого и переносного значения слов.

Сентябрь,

4 неделя

4.

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

Октябрь,

1 неделя

5.

Пестрое семейство синонимов

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Октябрь,

2 неделя

6.

Пестрое семейство синонимов

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Октябрь,

3 неделя

7.

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Октябрь,

4 неделя

8.

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Ноябрь,

2 неделя

9.

Слова-двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

Ноябрь,

3 неделя

10-11.

Похожи, но не одинаковы. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.Паронимы.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

Ноябрь,

4 неделя

12.

Из глубины веков. Архаизмы.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Декабрь,

1 неделя

13.

Зимние пейзажи.

Выпуск газеты.

Подготовка и выпуск газеты с творческими работами за 1 и 2 четверти

Декабрь,

2 неделя

14.

Устойчивые сравнения. Зима, Новый год, Рождество.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Декабрь,

3 неделя

15.

Фразеологические сочетания. «Раз в крещенский вечерок…»

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Январь,

2 неделя

16.

Фразеологические сочетания.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Январь,

3 неделя

17.

Шарада

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Январь,

4 неделя

18.

Поиграем в слова

Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.

Февраль,

1 неделя

19.

Откуда ты, имя?

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Февраль,

2 неделя

20.

Отчество и фамилия

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

Февраль,

3 неделя

21.

Что в имени тебе моем?..

Защита исследования о своих именах, отчествах, фамилии.

Февраль,

4 неделя

22.

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Март,

1 неделя

23.

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Март,

2 неделя

24.

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Март,

3 неделя

25.

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Март,

4 неделя

26-27.

Путешествие по календарю

Игра – путешествие (см. разработку)

Защита мини-проектов

Апрель,

28.

Весна! Весна! Как воздух чист!

Выпуск итоговой газеты.

Апрель,

29-30.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»

Апрель,май


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие. Экскурсия.

Сбор материала для сочинения-описания.

Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

Ударение меняет значение. - 1ч.

Особенности русского ударения.

Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

Фразеологические сочетания-2ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

Времена года -6ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Выпуск газеты (или бюллетеня) по темам занятий( с творческими работами учащихся) –2 ч.

Защита мини- проектов -2 ч.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-2ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»

Выпуск

  1. Литература для учителя.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998

Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

Львова С. И. Люби и знай родной язык. М.: Русское слово,2000

Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997

Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008

Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009

Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

Литература для детей.

Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981

Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

Полякова А. В. Превращения слов: книга для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка " Живое слово"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку,  предназначена для учащихся 6 класса,  имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа кружка "Русское слово"

  Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвеще...

Рабочая программа кружка "Русское слово" для учащихся 9 класса

Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса ...

Рабочая программа курса "Золотое слово"

Рабочая программа "Золотое слово» разработана по направлению «духовно-нравственная  деятельность» в 7 классе....

Рабочая программа курса "Золотое слово"

Рабочая программа курса "Золотое слово" разработана по направлению "духовно-нравственная деятельность" для 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА  «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО»для учащихся 5-7 классов...