Рабочая программа кружка "Русское слово"
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_16-17g.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Русское слово»
для учащихся 5-6 классов
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа кружка «Русское слово» относится к программам социально-
педагогической направленности, так как содержание программы и методы обучения, используемые педагогом на занятии, содействуют приобретению и закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, и тем самым обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Новизна данной программы состоит в том, что в работе с детьми можно использовать проектную деятельность и элементы исследования, работу в парах и группах. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Актуальность программы
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ и РТ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит дополнительная общеразвивающая программа «Русское слово», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе.
Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.
Практическая значимость
Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики дети могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Развитие речи создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвещение, 2010 г. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для обучающихся 5-6 классов и разработана на основе следующих нормативных документов:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав учреждения.
Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи:
- Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
- Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
- Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
- развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 - 12лет.
Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе игровой деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.
Формы занятий:
- увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
В результате изучения материалов программы обучающиеся должны понимать:
- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
- выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
- правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-VI классов;
- постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V- VI классов;
уметь:
- находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
- правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике либо во время проведения внеклассного мероприятия, во время которых будут задействованы работы детей по конкретным темам.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Режим занятий:
Программа рассчитана на 56 часов, по 2 часа в неделю
Содержание программы
1 год обучения (56ч.)
Введение. Организационное занятие. (2ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Тема 4.5 нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
Анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, , фразеологизмах, сказках,
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(6 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм
6.3Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.
6.4Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке»
Раздел 7
Обобщающее занятие. (2ч) Тема7.1 Аукцион знаний. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг .
Учебно- тематический план
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них | |||
теория | практика | |||||
1-2 | Организационное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (8 ч) | ||||||
3-4 | Разночтение слов в звучании и написании. | 2 | 1 | 1 | ||
5-6 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 2 | 1 | 1 | ||
7-8 | Какова роль интонации в устной речи | 2 | 1 | 1 | ||
9-10 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | 2 | 1 | 1 | ||
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (12 ч) | ||||||
11-12 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 2 | 1 | 1 | ||
13-14 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 2 | 1 | 1 | ||
15-16 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова? | 2 | 1 | 1 | ||
17-19 | Этимология слов. Работа со словарями | 3 | 1 | 2 | ||
20 | Сказочные превращения. | 1 | 1 | |||
21-22 | Презентация творческой работы. «Этимология слова» | 2 |
| 2 | ||
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (7ч) | ||||||
23 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | 1 | |||
24 | В чём секрет правописания морфем. | 1 | 1 | |||
25-26 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 2 | 1 | 1 | ||
27 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | 1 | |||
28-29 | Бенефис знаний. | 2 | 2 | |||
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (10ч) | ||||||
30 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | 1 | |||
31-32 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 2 | 1 | 1 | ||
33-35 | О чём рассказывают фразеологизмы | 3 | 1 | 2 | ||
36-37 | Фразеология в художественных произведениях. | 2 | 2 | |||
38 -39 | Практическая работа. нахождение пословиц, поговорок в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте; анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, фразеологизмах, сказках. | 2 | 2 | |||
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (9ч) | ||||||
40 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | 1 | 1 |
| ||
41-42 | В чём секрет глагола и его форм. | 2 | 1 | 1 | ||
43-44 | Как отличать грамматические омонимы. | 2 | 1 | 1 | ||
45-46 | Какими бывают предложения. | 2 | 1 | 1 | ||
47-48 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 2 |
| 2 | ||
Речевой этикет (6 ч) | ||||||
49-50- | Правила речевого этикета. Проект | 2 | 1 | 1 | ||
51 | Формулы речевого этикета. | 1 | 1 | |||
52 | Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников | 1 | 1 | |||
53-54 | Выпуск социальных плакатов «За чистоту русского языка» | 2 | 2 | |||
55-56 | Обобщающее занятие. (2ч) Защита проектов | 2 | 2 | |||
Итого часов: | 56 | 22 | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебно-методическое обеспечение
Учебники, учебные пособия | Методическое обеспечение |
2 | 3 |
1.Школьный толковый словарь русского языка п/р Ф.П.Филина М:, Просвещение,1981. 2.Словарь- справочник лингвистических терминов п/р Д.Е. Розенталя. М:, 1976 3. Русское литературное произношение и ударение. п/р Р.И.Аванесова, С.И. Ожегова. М:, 1959 4 Универсальный словарь по русскому языку. Санкт- Петербург:, «Весь», 2009 .Олимпиадные задания по литературе. 5-7 классы./ О.А. Финтисова.- Волгоград.: Учитель, 2008. |
3Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2009. 4. http://lit.1septemba.ru 3. Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008 |
Материально-техническое обеспечение курса
Оборудование и программное обеспечение | Характеристика (или название) и количество | |
Минимальные требования | Оптимальные требования | |
Компьютеры | В кабинете русского языка и литературы 1 компьютер Intel Celeron 700 MГц, оперативная 128 Мб, диск 20Гб, устройство для чтения CD-ROM, видеоадаптер SVGA; 1 | Доступ в стационарный или мобильный компьютерный класс на 10-12 машин, выход в Интернет, |
Колонки | 2 | 2 |
Доступ в Интернет | есть | Есть |
Для просмотра видео - фрагментов, создания презентаций используется мультимедийный проектор (в кабинете № 4), экран, для обеспечения учащихся текстами художественных произведений используются диски:
- Универсальный словарь по русскому языку. Санкт- Петербург:, «Весь», 2009
- Тесты по русскому языку
- Электронный тренажер. Весь курс русского языка
- Справочно-информационный портал «Русский язык» http://gramota.ru
- Служба тематических толковых словарейhttp://www.glossary.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Проект Института русского языка им. А.С. Пушкина «Образование на русском» http://pushkininstitute.ru
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://ru.mapryal.org
- Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://ropryal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родное слово"
Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"
Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.
Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...