Рабочая программа кружка "Русское слово" для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

ШАКИРЗЯНОВА РАЗИДЯ АХМАДУЛЛОВНА
 Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
   Кружковые занятия осуществляли следующие цели: повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ. Также предлагаю отчет о работе данного кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2015.doc103.5 КБ
Файл otchet_po_kruzhku.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Русское слово»          

Пояснительная записка

         Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

-  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

        Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ

       Задачи: подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку на основе систематического обобщения знаний по основным разделам языковой системы, изучаемой в основной школе, совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков.

        Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов
  • читать текст и анализировать его содержание
  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи :

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • совершенствование умения излагать учебный текст;
  •  совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Он-лайн тестирование;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова;
  • умение определять основные способы образования слов;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

                                                   

                                               Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно -словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

СОДЕРЖАНИЕ курса

МОДУЛЬ I.

Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

          Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы.

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  (В3)

         

        Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней (В4) Правописание приставок (В5) Правописание суффиксов (В6)

Синтаксические нормы.

Словосочетание (В7)

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (В8)

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В9)

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении (В10)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (В11)

Синтаксический анализ сложного предложения (В12)

Сложные бессоюзные предложения (В13)

Сложные предложения с разными видами связи (В14)

МОДУЛЬ II. ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения (В1)

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста            (В2)

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

МОДУЛЬ III.ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Календарно-тематическое планирование кружка

Тема занятия

Количество занятий

Дата пров-я

теоретические

практические

1.

Вводное занятие.

1

2.

Норма, её динамика и вариативность.

1

3.

Речевой этикет.

1

4.

Стили литературного языка. Особенности научного стиля.

1

5.

Публицистический стиль.

1

1

6.-7

Культура делового общения. Официально-деловой стиль.

1

1

8.

Культура устной деловой речи.

1

9

Разговорный стиль.

1

10.

Культура монологической речи.

1

11.

Культура поведения и этические нормы общения.

1

12.

Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.

1

13.

Особенности заимствованных слов в русском языке.

1

14-15.

Лексические нормы.

2

16.

Фразеологизмы, их использование в речи.

1

17.

Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.

1

18.

Практикум по теме «Фразеология».

1

19.

Фонетические средства языковой выразительности.

1

20-22.

Орфоэпия. Нормы произношения.

1

2

23-26.

Трудности русской грамматики.

2

2

27-30.

Речевые ошибки и их устранение

2

2

31-32

  Тесты по орфоэпии, фонетике, графике

2

33-34

Тесты по морфемике, словообразованию ,орфографии

2

35-36

Тесты по морфологии и орфографии

2

.37-38

Тесты по синтаксису и пунктуации

2

39-40

Тесты по культуре речи

2

41-42

Контрольное тестирование

2

43-46

Развернутые ответы учащихся на лингвистические темы

2

2

47-49

Требования к         Сочинению –рассуждению

1

2

50-53

Требования к лингвистическому сочинению

1

3

54-56

Пробный экзамен в форме ОГЭ

3

             

          Учебно-методическое оснащение:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

2. Гойхман О.Я. и др. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2013;

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2008

4. Сайты ОГЭ по русскому языку



Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе кружка

«Русское слово» в 2015-2016 учебном году.

      Данный кружок позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами грамматики русского языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

         Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятиях.

         Программа кружка рассчитана на 56 часов.

         Занятия проводились 2 раза в неделю.

 Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

   Кружковые занятия осуществляли следующие цели: повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ.

  Задачи данного кружка:

  • дополнить и расширить стандартные знания по русскому языку
  • подвести учащихся к осознанию, что владение нормами языка – это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи.
  • привитие интереса учащихся к русскому языку

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

    Основной целью данного курса является преодоление трудностей в изучении русского языка.

     Главные принципы, на которых строился курс, - научность, системность, доступность.

     Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Для эффективности работы кружка занятия проводились в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

На занятиях использовались:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Он-лайн тестирование;
  • Написание изложений и сочинений.

                 Оценка знаний, умений и навыков  строилась по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получали определенное количество баллов, которое сравнивалось с максимально возможным.

Среди детей, посещающих кружок, выделяются  активисты:

  1. Камалова Зульфия
  2. Кашапова Алсу
  3. Зуфарова Лейла
  4. Нуртдинов Ислам

Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, мной использовались различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.объяснительно-иллюстративный; 
-     проблемное изложение; 
-     исследовательский.
С начала учебного года был составлен план работы на год, велся журнал посещаемости детей.

В кружок дети набирались по собственному желанию и интересам, как сильных, так и слабых.

Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

     Несмотря на то, что внеклассная работа тесно связана с учебной деятельностью, она строится по принципу добровольности, а ее содержание отвечает личным интересам детей.

      Были проведены следующие мероприятия в этом учебном году:

    - на кружках мы готовились к открытому уроку по русскому языку на тему: «Сложное предложение. Виды сложного предложения»;

- в октябре, марте участвовали на пробном экзамене в формате ОГЭ;

-в ноябре была проведена интеллектуально-познавательная игра: «О великий, могучий русский язык!» для учеников 5 класса;

-была проведена викторина по кружковой работе: «Фразеологические обороты»

- кружковцы подбирали материал для оформления стенда «Год литературы в России»

- многие ученики участвовали в онлайн-олимпиадах;

- Камалова З., Кашапова А., Вафин Р. стали победителями «Фоксфордовской олимпиады»;

- готовили материалы для проведения практических заданий разных уровней сложности.

      Просмотрев все учебные программы и журналы можно сказать, что кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации.

     Моя работа была направлена на обновление содержания дополнительного образования; включение в кружок одаренных детей и детей, требующих повышенного педагогического внимания.

     Кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.

                                                   Руководитель кружка:  Шакирзянова Р.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Программа СБО  составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...