РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО»
для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnoe_slovo.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ / Гречко А. А. / «__28__» ____08_________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________/ Директоров А. П./ Приказ от «_28__» ______08______ 2017г. № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО»
для учащихся 5-7 классов
учителя Васильевой Ирины Витальевны
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол от « 28 » августа 2017г. № 1 |
2017 – 2018 учебный год
Ожидаемые результаты:
- участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно.
- грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением.
- умеют анализировать произведения
- владеют элементами актерской выразительности
- ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте
- умеют ценить труд в коллективе
- дети приучаются в соответствии с описанием автора возможно ярче и конкретнее представлять себе явления жизни, изображаемые в произведении;
- овладевают умением логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста ( подтекст );
- Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя;
- Закрепляется умение слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей ошибки;
В результате освоения обязательного минимума содержания курса учащиеся должны
Знать:
- Виды произведения
- Художественно - изобразительные средства, использованные автором в произведении
- Правила логического чтения
- Особенности стихотворной речи
- Жанровые особенности произведения
- Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слов
Уметь:
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения;
- анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;
- давать произведению личностную оценку;
- разбираться в литературоведческих понятиях;
- выразительно читать наизусть;
- совершенствовать речь, дикцию;
- предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»
Содержание программы.
В программе кружка художественного чтения можно выделить два раздела: 1) работа над исполнением литературного произведения – разбор произведения, воплощение его в звучащем слове, обсуждение исполнения;
2) воспитание качеств и навыков, необходимых для художественного чтения.
В кружке художественного чтения усложнение работы по годам обучения определяется не расширением программы, не внесением в неё новых разделов, требующих воспитания каких- либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения.
Это повышение требований обусловлено усложнением используемого материала, а главное – возрастом и развитием самих участников кружка, поэтому оно осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. В соответствии с этим для каждого года обучения остаются обязательными требования, указанные в программе на первый год обучения.
Регламентировать по годам обучения требования к качеству исполнения не представляется возможным. Они всегда зависят от индивидуальных особенностей учащегося и соответственно дифференцируются.
На занятиях художественным чтением следует добиваться, чтобы читающий активно общался со слушающими. Художественное чтение является таким же средством общения, как и обычная речь человека. Поэтому, произнося слова текста с конкретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определённым образом воздействовать на них, пробудить определённые мысли, определённое отношение к тем явлениям и картинам жизни, о которых читает.
Основное время отводится работе над исполнением литературных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.
В кружке художественного чтения каждый работает над отдельным произведением, в разборе же этого произведения участвуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось и что не удалось.
Чтение каждого ученика полезно подвергать тщательному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание, развивают умение слушать чтеца, формируют критерии художественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.
Отбираемые для исполнения произведения должны отличаться высокими художественными качествами, быть понятны и доступны детям.
Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товарищам. Это приучает их много и сознательно читать. Занятия содействуют развитию интереса к звучащему слову и литературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.
Перспектива выступления перед слушателями повышает интерес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у членов кружка неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполнения. Каждый член кружка должен осознавать ответственность своего выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной, но вместе с тем очень серьёзной и ответственной задаче.
СОДЕРЖАНИЕ
Вводная беседа - 2 ч
Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника между автором и слушателем.
Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключённые в тексте мысли, намерения, оценки и отношения автора к изображаемой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нужное воздействие.
Разбор произведения - 7 ч
Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.
Эпоха, отражённая в произведении. Мировоззрение писателя.
Характеристика среды, окружающей героев произведения.
Тема и идея произведения.
Композиция произведения.
Особенности стиля автора. Образ рассказчика.
Практическое занятие. Анализ произведения.
Художественное чтение драматического произведения.
Воплощение произведения в звучащем слове - 8 ч
Подчинение задачи исполнения каждой части чтения – воссозданию в звучащем слове художественных образов и выявлению идеи произведения определённого воздействия на слушателя.
Передача в чтении своего отношения, своей оценки изображённой автором действительности.
Выявление жанровых особенностей произведения, стиля автора. Образа рассказчика.
Практические занятия.
Обсуждение исполнения - 7 ч
Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов.
Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.
Практические занятия.
Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что в первый и второй год обучения, но усложняются задачи и повышаются требования к их выполнению.
Практические занятия
Заключительное занятие – 1 ч
Подведение итогов. Итоговый концерт.
Формы и режим занятий
Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
Введение - 2 ч. | |||
1 | Художественное чтение как она и форм устной речи. Роль чтеца как посредника между автором и слушателем | 1 | |
2 | Беседа о задачах чтеца. | 1 | |
Разбор произведения -7 ч. | |||
3 | Причины, побудившие автора к написанию данного произведения. | 1 | |
4 | Эпоха, отраженная в произведении. Мировоззрение писателя. | 1 | |
5 | Характеристика среды, окружающей героев произведения. | 1 | |
6 | Тема и идея произведения. Композиция произведения. | 1 | |
7 | Особенности стиля автора. Образ рассказчика. | 1 | |
8 | Практическое занятие. Анализ произведения (прозаического и драматического) | 1 | |
9 | Художественное чтение драматического произведения. Сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | |
Воплощение произведения в звучащем слове – 7ч. | |||
10 | Воссоздание в звучащем слове художественных образов. | 1 | |
11 | Выявление идеи произведения, определённой воздействием на слушателя. | 1 | |
12 | Передача в чтении своего отношения к изображённой автором действительности. | 1 | |
13 | Определение стиля автора. Образ рассказчика. | 1 | |
14 | Практическое занятие. Анализ поэтического текста. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | |
15 | Практическое занятие. Анализ прозаического произведения. Отрывок из рассказа «Судьба человека». | 1 | |
16 | Практическое занятие. Выразительное чтение и анализ драматического произведения «Борис Годунов» | 1 | |
Обсуждение исполнения -7 ч. | |||
17 | Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения. | 1 | |
18 | Развитие умения находить ошибки в оценке значимости событий и эпизодов. | 1 | |
19 | Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения. | 1 | |
20-21 | Развитие умения слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика. | 2 | |
22 | Практическое занятие. Чтение стихотворения МЮ. Лермонтова «Ветка Палестины» | 1 | |
23 | Практическое занятие. Чтение и анализ рассказа Ф. Искандера «Возмездие» | 1 | |
Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения – 8 ч. | |||
24 | Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Русская поэзия 19-20 века. Особенности жанра. | 1 | |
25 | Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Стихотворения поэтов 19 века.. | 1 | |
26 | Обоснование выбора произведения. Обсуждение соответствия параметров исполнителя выбранному произведению. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева | 1 | |
27 | Разбор стихотворение. Элементы интонационной выразительности. Поэты 20 века. | 1 | |
28 | Ударение. Паузы: логические, ритмические, межстиховые, психологические. Жесты: ритмические, непроизвольные, подтекстовые. | 1 | |
29 | Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Чтение и анализ стихотворения С.А. Есенина. | 1 | |
30 | Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции. | 1 | |
31 | Работа над композицией. Работа с ведущими школьных концертов. | 1 | |
Практические занятия – 2 ч. | |||
32 | Анализ прозаического текста и создание своего оригинального текста. | 1 | |
33 | Выразительное чтение и анализ созданных собственных текстов. | 1 | |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Итоговый концерт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по английскому языку в 1 классе "Английский с увлечением"
Программа, тематическое планирование, содержание учебного материала и формы контроля для кружка по английскому языку в 1 классе....
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе.
Рабочая программа кружка "Родная речь" в 9 классе по русскому языку....
Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов
Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов....
Рабочая программа кружка по информатике для 5-6 классов
Рабочая программа дополнительного образования по информатике Мой друг - компьютер....
Рабочая программа кружка "Патриот" для учащихся 9-11 классов
Рабочая программа кружка «Патриот» составлена для учащихся 9-11 классов в соответствии, с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной програм...
Рабочая программа кружка "Черчение" Возраст учащихся: 12-16 лет
Программа является модифицированной и носит интегративный характер, так как включает основы художественного проектирования объектов графического дизайна. Программа формируется ОУ в рамках научно - тех...